Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Славное будущее

1 октября
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
1
2
3
4
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

Сейчас, буквально в данную минуту, проходит анимационный фестиваль КРОК, который, как и полагается российским КРОКам по четным годам, посвящен студенческим и дебютным работам. Российских фильмов в этом году рекордное количество - и это прекрасный повод, чтобы поговорить о молодой российской анимации и молодых российских аниматорах.

Костя, реж. Антон Дьяков

Начиная этот разговор, невозможно избежать неприятных предложений про то, что у нас почти нет анимационных школ, а те, которые есть, по разным причинам находятся в весьма плачевном состоянии. Год назад агентство Movie Research считало-считало, и получалось, что вроде бы несколько сот специалистов у нас ежегодно выпускается, и вроде бы около десятка, а может и 15 заведений у нас существует, но на деле все куда печальнее. Кто-то выпускается, что-то существует, но по крайней мере в смысле режиссеров я вижу ровно 4 кузницы кадров, которые дают хоть какой-то результат.

Первая из них - незыблемый ВГИК, и с ним все более-менее ясно, поскольку хорошо ли, плохо ли там учат (на этот счет существуют разные мнения), но стоит он незыблемо вот уже без малого век и столь же незыблемо каждый год выпускает режиссеров и художников анимационного кино. Принято говорить, что обучены они (режиссеры и художники) плоховато, сами художники и режиссеры тоже нередко соглашаются с этим мнением, а порой даже сбегают из ВГИКа поучиться куда-нибудь в Европу, например, во Францию. И все же за последние годы в анимации появилась целая плеяда талантливых и интересных ВГИКовских выпускников.

Страницы страха, реж. Дина Великовская

Среди них и замечательная кукольница Дина Великовская, которая уже на ранних курсовых работах демонстрировала потрясающую власть над материалом и тонкое чувство камеры. Ее курсовые работы "Дорога на Вифлеем" (здесь и далее: по ссылкам на названиях можно посмотреть сами мультфильмы), "Мост", "Страницы страха" получили в общей сложности множество призов, а к диплому - "Мой странный дедушка" Дину уже все начали считать настоящим мастером кукольного кино.

Интереснейший режиссер Вадим Оборвалов не так плодовит, тем не менее его институтский фильм "Рукокрылый" произвел довольно серьезное впечатление, а на нынешнем Суздальском фестивале Вадим показал также очень любопытную работу "Бело-синее безмолвие" - с необычайной графикой и элементами "оживающей" масляной живописи.

Перелетная, реж. Вера Мякишева

Вера Мякишева пробует себя в разных жанрах: от нежных, томных фильмов про детство ("Ожидая", "Перелетная") до ультра-современных ироничных коллажей ("Скотобаза"). Интересно наблюдать и за поисками Ани Шепиловой, которая дебютировала с изумительной по графике девической историей "Другая", продолжила душераздирающей повестью о войне ("Дождь идет"), а на последнем фестивале представила жесткую, саркастичную сказку "Золотые яйца", совершенно уже не девическую ни по дизайну, ни по настроению. И за творческими опытами Светы Разгуляевой, которая по-новому проявляет себя с каждым фильмом, а в этом году после очаровательных и даже тонких, но все же по-студенчески робких фильмов о любви "Слушай, как тает снег", "Девочка для зайчика" сделала наконец по-настоящему взрослую, по-хорошему абсурдную и очень нетривиальную работу "Почему банан огрызается", речь в которой идет о человеке-банане (т. е. о человеке, стоящем на улице, одетом в костюм банана) и его тяжелых переживаниях в связи с выросшим у него внезапно хвостом.

Смелая мама, реж. Александра Лукина

Конечно, нельзя было бы забыть про Сашу Лукину, сделавшую во ВГИКе фильм "Дочки-матери", который на фоне обычных ВГИКовских экспериментов обращал на себя внимание какой-то свежестью, искренностью, неподдельной эмоцией. Теперь, спустя несколько лет, Саша создала первый профессиональный фильм - детскую короткометражку "Смелая мама", которую многие называют лучшим детским мультфильмом года.

Лариса умеет летать, реж. Полина Манохина, Елизавета Манохина

Список можно продолжить именами сестер Манохиных, Анастасии Головань, Екатерины Колосовской, Натальи Суринович, Филиппа Ярина с его мрачными сложными фильмами и, наверное, еще целым десятком имен талантливых, многообещающих выпускников, которые пока не вполне реализовались и раскрылись как режиссеры.

Нюк, реж. Филипп Ярин

Второй ВУЗ - это школа-студия "ШАР", которую стоило бы, пожалуй, поставить на первое место, поскольку лучшие фильмы и лучшие режиссеры приходят обычно оттуда. "ШАР" вырос из Высших курсов сценаристов и режиссеров, развивался под патронажем Федора Хитрука, Юрия Норштейна, Андрея Хржановского и Эдуарда Назарова, а нынче в нем преподают, помимо, собственно, Хржановского, Михаил Алдашин, Иван Максимов, Алексей Демин и Михаил Тумеля - в общем, состав блестящий. Обучение в школе-студии длится два года и предполагает наличие у поступающих высшего образования.

Нана, нани, нао, реж. Константин Бриллиантов

На сегодняшний день большинство студентов за обучение платят, а сам "ШАР" мыкается без помещения, поскольку собственного пространства никогда не имел, а очередной арендодатель - студия "Союзмультфильм" - попросил их выехать, поскольку... ну да не будем вдаваться в подробности, ибо история эта сложна и изобилует юридическими тонкостями, а к делу отношения не имеет. Имеет же к делу отношение то, что у школы нет собственного помещения, нормальных условий для занятий и полноценной технической оснастки, что живет несчастный "ШАР" вообще невесть на какие деньги, и никакому нашему государству никакой заботы об этом нет. А письма, просьбы и воззвания результатов не приносят.

Крот на море, реж. Анна Кодюкова

Парадоксальным образом, неустроенность эта не мешает "ШАРу" ежегодно выпускать великолепных мастеров.

Бах, реж. Антон Дьяков

Этот список стоит начать, конечно, с Лени Шмелькова, чье имя впервые прозвучало в анимационном мире в связи с простенькой короткометражкой "Автобусная остановка", сделанной для попутного суздальского конкурса любительских фильмов. Дебют Шмелькова "Собачья площадка" сравнивали с работами Ивана Максимова, последующая работа на сериале "Везуха" показала Леню как блестящего, остроумного и мастеровитого режиссера, способного работать в любых форматах, а новая авторская лента - "Мой личный лось" завоевала громкое международное признание в связи с участием на кинофестивале в Берлине.

Мой личный лось, реж. Леонид Шмельков

Антон Дьяков дебютировал с короткометражкой "Бах", которая по настроению напоминала "Ежика в тумане", продолжил грустно-забавной сказкой о дружелюбном скелете ("Костя"), а сейчас сделал первый эпизод из сериала по проекту Улицкой "Другой, другие, о других". Сериал называется "Ин и Яна".

Еще одна "ШАРовская" звезда - Костя Бриллиантов, поразивший всех лаконичной и пронзительной дипломной работой "Умба-умба" (эта повесть о шахтерах и их опасной работе получила, в частности, приз им. Александра Татарского на Суздальском фестивале), а в этом году представивший суздальской публике лиричную философскую короткометражку о рыбке в аквариуме ("Нана, нани, нао").

Ин и Яна, реж. Антон Дьяков

Вообще "ШАРовцев" можно называть, кажется, бесконечно долго, потому что практически каждый "ШАРовский" выпускник заслуживает внимания. Остроумный Володя Данилов с "Первобытным папой", разыгрывыающим тему отцов и детей на примере доисторических людей, блистательная Соня Кендель, которая сделала ностальгическую короткометражку "Пишто уезжает", а также поучаствовала в создании максимовского фильма "Вне игры", лиричная Саша Шадрина с "Штормовым предупреждением", Аня Кадыкова с ее прекрасным чувством гэга и уникальной способностью создавать внутрикадровую атмосферу ("Крот на море")... и кого-то я наверняка не сразу вспомнила, но еще вспомню в каких-нибудь других колонках.

Первобытный папа, реж. Владимир Данилов

Третий ВУЗ - это СПБУКиТ, находится он в Питере, и несколько лет назад выпускал много хороших работ, и выпускал он их потому, что в институте преподавали отличные педагоги: Константин Бронзит, Дмитрий Высоцкий, Дарина Шмидт, Илья Максимов, Сергей Овчаров. Год назад первые четверо из перечисленных пяти ушли из СПБУКиТа, как объяснил сам Бронзит, потому что надоело отсутствие элементарных условия для преподавания дисциплины. "Условий нет вообще никаких: ни постоянного помещения, ни компьютеров… Иногда аудитория для занятий предоставляется такая, что двенадцать человек сидят на головах друг у друга. Преподаватель Илья Максимов в шутку развесил по аудитории бумажки, на которых был написано «Здесь – съемочный станок», «Здесь – компьютер»: подразумевается, что всё это должно быть, а ничего нет. В университете сменился второй ректор, нам всё время обещали…" (Константин Бронзит: «Я устал, буду страдать только за себя»).

Cosmo New Year, реж. Артем Бизяев, Антон Королюк

Что будет дальше, не очень понятно, но на сегодняшний день СПБУКиТ привел в анимацию целую плеяду прекрасных режиссеров. На первое место тут, пожалуй, стоит поставить сестер Марину и Таню Мошковых. Марина дебютировала с весьма запоминающимся мультфильмом "В масштабе" - про птичку, которая ради своего гнездышка спровоцировала вселенскую катастрофу, а после этого сестры сделали ряд совместных проектов, включая миниатюрные эксперименты в технике фризлайт ("Ночные огни") и, наконец, очаровательный фильм "Провода", который вошел в альманах, посвященный Петербургу.

Провода, реж. Марина и Татьяна Мошковы

Еще два ярких представителя петербургской школы - это Артем Бизяев и Антон Королюк с их яичной историей "Крутой Джо" и гомерически смешным "Cosmo New Year".
Также стоит упомянуть Кирилла Павлова, Лизу Старикову, Владимира Посохина, Люсю Клинову, на счету у которых пока что мало работ, но имеющиеся несомненно обращают на себя внимание.

Наконец, еще один прекрасный ВУЗ, который тоже время от времени приносит нашей анимации чудесные новые имена - это УРАЛГАХА в Екатеринбурге, где анимацию преподают Оксана Черкасова и Сергей Айнутдинов. Год назад анимационное отделение этого института пытались лишить бюджетных мест, однако удалось вроде бы их отстоять, по крайней мере - временно.

Из этого ВУЗа работы попадаются реже, возможно, из-за его удаленности от Москвы, и хотя студенты УРАЛГАХА делают очень симпатичные работы, имена выделять куда сложнее. Но по меньшей мере одна ученица этого ВУЗа уже хорошо известна и анимационному сообществу, и даже отчасти широкому зрителю - это Наталия Чернышева. Во время обучения в УРАЛГАХА она сделала симпатичную графическую работу, а сразу после - мультфильм "Снежинка", который получил немало призов. Сейчас Чернышева учится во Франции, и на нынешнем КРОКе будет ее французская студенческая работа.

Вообще, начиная писать этот текст, я думала назвать всего несколько имен наиболее замечательных молодых режиссеров, но по ходу список расширялся и расширялся... Даже странно, ведь с анимационным образованием у нас действительно дела обстоят не ахти. Помимо всего перечисленного у нас еще есть тотальные проблемы с программой, точнее, с образовательными стандартами в области анимации, которые страшно устарели и вообще не очень хороши. Полтора года назад Ассоциация анимационного кино России пыталась эту проблему решить, и Минтруда даже объявил конкурс на создание новых профстандартов. Но потом этот конкурс выиграла какая-то странная компания из Перми, написавшая какие-то странные стандарты, которые, благодаря серьезным коллективным усилиям ААК и всего анимационного сообщества, приняты, к счастью, не были. Однако в результате... воз и ныне там.

Золотые яйца, реж. Анна Шепилова

Такая печальная картина выглядит еще грустнее на фоне других стран, где анимационное образование развивается стремительно и достигает каких-то невероятных высот. Вот, например, во Франции я могу, не задумываясь, назвать 7 анимационных школ или факультетов, находящихся в разных городах, обладающих всей необходимой технологической и прочей базой, выпускающих разного плана анимационных профессионалов…

И все же, несмотря на все наши проблемы, новые интересные режиссеры продолжают появляться. И нынешний год принес еще несколько имен студентов и выпускников анимационных школ. Собственно, их-то я и назову под конец этого обзорного текста.
Аня Романова - хрупкая, застенчивая и в то же время потрясающе энергичная выпускница школы-студии "ШАР". Ее коротенький, тоже очень хрупкий и тоже отчасти застенчивый фильм "Несуразь" изображает черепашку, ползущую по дороге и испытывающую дискомфорт от слишком активных обитателей обочины. Очень живой по графике и необычный по содержанию, Анин фильм сразу запоминается своим милым абсурдизмом и, главное, утонченностью - нечастой для анимационного кино в целом.

Несуразь, реж. Анна Романова

Таня Киселева - также выпускница "ШАРа". Сделала мультфильм "Банка", яркий, динамичный, веселый этюд про консервную банку от сгущенки, упавшую откуда-то с орбиты и теперь артистично пинаемую обитателями Земли. Красивейший мультипликат (пластика персонажей), хороший ритм, забавная идея, обаятельная графика и персонажи - все при фильме.

Банка, реж. Татьяна Киселева

Вася Чирков - любитель экспериментального и умного кино с интересной камерой, интеллектуальным монтажом и сложным ритмом. Его мультфильм "Другие берега" получил гран-при на минувшем Суздальском фестивале.

Другие берега, реж. Василий Чирков

Алена Куликова - закончила ВГИК. Ее фильм "Внутри" заставляет вспомнить францзускую анимацию, настолько стильно и хорошо по деталям сделано изображение. Сюжет короткометражки не очень понятен: речь о часовщике и маленьких человечках, а также о застывшем времени и викторианской, кажется, Англии... но все недоумения разрешаются, если узнать, что фильм - нечто вроде пилота к полному метру, проект которого Алена подавала на суздальский питчинг.

Внутри, реж. Алена Куликова

Юля Журавлева - еще одна ВГИКовская обладательница европейского чувства стиля. Ее фильма не было на Суздале, но он, к слову, отобран на фестиваль КРОК. "Мальчик и Чудовище" - история одной милой дружбы на почве любви к футболу.
Список опять же можно продолжать и расширять в том числе за счет дебютантов, которые приходят в анимацию, минуя учебные заведения. Но, пожалуй, это тема для отдельного текста, который непременно последует в недалеком будущем.

Маша Терещенко
Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 1
Михаил Коробов (Салехард)   4.10.2014 - 20:05
Спасибо, Маша! У меня вопрос такой к вам: Школа анимации студии "Wizart Animation" при гос.университете в Воронеже не вписалась в ваш текст ввиду вашего обзора исключительно авторской анимации? читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2017
психологический триллер
Исландия, 2016
комедия
Россия, 2017
драма, триллер
Австралия, США, 2017
драма
Франция, 2017
драма, комедия
Канада, Мексика, 2016
боевик, комедия
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
все фильмы в прокате >>