Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Мультфильмы в помощь

6 ноября
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
6
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

О добрых мультфильмах для мира, где много зла

В последние годы словосочетание «добрые мультфильмы» прочно закрепилось в нашем языке за умилительными, обычно примитивно назидательными, слащавыми работами, описывающими мир, как комфортное, безопасное, дружелюбное место. И это прискорбно, ибо куда уместнее было бы употреблять его по отношению к другому жанру мультипликации. Фильмы, о которых пойдет разговор, вызывают обычно непростые чувства, не отличаются особенной умильностью, а мир изображают как пространство амбивалентное, где много есть и хорошего, и плохого. Отсюда и назидательность их особенного свойства, трудная назидательность, призывающая изменить себя, а вместе с тем и окружающую действительность.
И по сей день
Речь, конечно же, о социальной мультипликации, а конкретно – о фильмах, посвященных многочисленным проблемам, с которыми сталкиваются дети в нашем не самом комфортном из миров.
Пожалуй, самый впечатляющий проект в этом условном жанре – «И по сей день» (To This Day – короткометражку полностью можно посмотреть здесь), снятый по устному стихотворению канадского поэта Шейна Кочана. Прочитанный с большим напором эмоциональный поэтический текст рассказывает о последствиях того, что на американском называется School Bullying, а в русском не имеет общеупотребительного термина. Травля, насилие, совершаемое детьми над другими детьми, издевательства, все то, чем наполнены школьные классы и коридоры во всем мире.
И по сей день
Учитывая, что текст звучит по-английски, позволю себе привести перевод двух небольших отрывков.
«Я не один так рос
окружающие любили говорить,
что грубое слово костей не сломает.
Поверьте, от некоторых прозвищ больнее,
чем от переломов.
Мы росли с уверенностью,
что никто никогда нас не полюбит
и что мы навсегда останемся одиноки
в унылом сарае
без надежды на солнечный свет.
Наши разбитые сердца кровоточили блюзом,
и мы пытались опустошить себя,
чтобы ничего не чувствовать
».
И по сей день
/…/
«На первом уроке в третьем классе
ее назвали уродиной.
Мы оба пересели на задние парты,
чтобы в нас перестали бросать бомбочки,
но школьные коридоры по-прежнему
были полем сражения.
Мы начали оставаться
на переменках в классе,
снаружи было хуже:
снаружи приходилось либо бежать,
либо застывать неподвижно,
притворяясь, будто нас нет.
В пятом классе к ее парте прилепили бумажку
"осторожно, злая собака",
и по сей день,
несмотря на любящего мужа,
она не верит, что красива,
из-за родимого пятна, которое занимает
чуть меньше половины лица.
Дети говорили, что она - как неправильный ответ,
который кто-то пытался стереть,
но так до конца и не стер.
Они не понимают,
что она растит двоих детей,
чьи представления о красоте
начинаются с мамы,
потому что они увидели ее сердце
раньше, чем кожу
».
И по сей день
Пронзительные стихи, складывающие в один протяжный стон голоса тысячи детей, которые на себе пережили школьные издевательства, и в анимацию были оформлены не менее впечатляющим образом. В форме «джема». Фильм создавали 86 аниматоров и художников, которые на общественных началах сделали каждый по небольшому отрывку (вплоть до 20 секунд видео). Короткометражка получилась похожей на лоскутное одеяло, и от этой стилистической разносортицы, еще больше усиливается тревожное чувство, оставляемое сутью текста и его тоном.
Разумеется, фильм адресован не детям, а взрослым, в первую очередь, пожалуй, тем, кто пережил издевательства на собственной шкуре:
И по сей день
«если ты не можешь увидеть своей красоты,
значит, найди зеркало получше.
Посмотри поближе,
посмотри подольше,
потому что нечто в тебе
заставляет тебя пытаться,
хотя все говорят, что нужно бросать,
но ты сам построил забор
вокруг своего сломанного сердца
и написал на нем сам
"Они ошиблись"
».

Во вторую очередь авторы обращаются к родителям, учителям, одним словом, ко всем взрослым, которые зачастую равнодушно смотрят на школьные проблемы детей, полагая, будто со временем все перемелется и рассосется.
Если в данном случае анимация воспринимается именно как выразительная арт-форма, позволяющая усилить эмоциональный тон проекта, то во многих других ситуациях авторы обращаются к рисованному изображению как к удобному медиуму, позволяющему максимально просто, так сказать, по-детски, а одновременно деликатно и образно рассказать о той или иной проблеме.
Мультфильмы в помощь
Так, например, в качестве «эксплейн-видео» (то есть «объясняющих видео») мультипликация используется во многих социально-психиатрических проектах. Например, французский Доктор Луи Вера запустил в сеть серию мультипликационных «объяснялок», позволяющих диагностировать у детей разные типы поведенческих и психических расстройств: обсессивно-компульсивное, синдром аспергера, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Не ахти какие шикарные с точки зрения мультипликации, мультфильмы зато очень хорошо показывают поведенческие паттерны детей с подобными проблемами, помогая родителям их осознать.
Мультфильмы в помощь
Схожие по сути анимационные ролики можно увидеть и у проекта teenmentalhealth (психическое здоровье подростков). Здесь речь пойдет опять же о гиперактивности и дефиците внимания, приступах паники, тревожных расстройствах личности разных типов, депрессии.
Мультфильмы в помощь
Существуют отдельные анимационные проекты, посвященные конкретным психологическим проблемам, например, синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Проект ADHD Voices записал в ходе исследований большое количество интервью с детьми, страдающими этим расстройством, а впоследствии сделал по данным текстам минисериал, в котором детские страхи и тревоги визуализируются в понятные образы. Что именно переживает сам гиперактивный ребенок: в школе, дома, у врача, в разнообразных ситуациях, с которыми сталкивает его жизнь. Неплохое подспорье для родителей, пытающихся понять переживания своих непослушных и рассеянных отпрысков.
Мультфильмы в помощь
Несмотря на прикладную функцию, мультипликация оказывается совершенно незаменима в данном случае: упрощая восприятие материала для зрителей (все же посмотреть видео для многих комфортнее, чем читать научные статьи), она в то же время позволяет соблюсти этические нормы, не выставляя тревожных детей на всеобщее «ютуб»-обозрение.
Детские голоса
По тем же причинам прибегают к мультипликационным техникам авторы некоторых документальных проектов, например, таких, как «Детские голоса» - колумбийский мультфильм, созданный на основе интервью и по рисункам детей, выросших в атмосфере насилия и войны. Душераздирающая лента изображает судьбы нескольких ребят: мальчик, который отправляется в революционную армию, паренёк, который теряет своих друзей, девочка, у которой забирают отца, ребенок, который становится инвалидом.
Детские голоса
Целевую аудиторию фильма сложно определить точно, ибо зрелище это отнюдь не развлекательное, однако фильмы подобного рода напрашиваются на то, чтобы оказаться включенными в школьные программы, как обязательная прививка от романтизации войны и насилия.
Детские голоса
Еще один проект, родом из Австралии, рассказывает о детях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: нищета, обездоленность, бесправие семьи. Два анимационных фильма – «Алиса и гигантская пустота» и «Дэвид и большой-тяжелый» - стали частью масштабного социального направления, сосредоточившегося на помощи обездоленным гражданам Австралии.
Алиса - гигантская пустота
«Алиса» - это попытка привлечь внимание к чувствам ребенка, растущего в нищете, лишенного красивых платьиц и симпатичной обуви, и за это к тому же подвергающегося издевательствам других детей. «Дэвид» - история ребенка из семьи иммигрантов (фильм основан на реальных событиях). Оба фильма сделаны весьма артистично, и имеют хороший финал, так что не только демонстрируют саму проблему, но и предлагают пути ее решения.
Алиса и гигантская пустота
Помимо таких более-менее масштабных проектов, возникает детская тема и в фестивальной мультипликации, которая пытается осмыслить детские проблемы более образно. Один из самых ярких примеров - "Маленькая кастрюлька Анатоля", прокатившаяся по множеству мультипликационных смотров.
Маленькая кастрюлька Анатоля
Фильм этот рассказывает о жизни ребенка с особенностями: однажды на маленького Анатоля свалилась кастрюлька, он не знает, почему это произошло и зачем нужно, но с тех пор кастрюлька постоянно волочится за ним, мешая малышу жить. Дело доходит до того, что Анатолю существование его становится не мило, и он уже хочет спрятаться ото всех, но, к счастью, находится человек, который помогает ему справиться с проблемой. Помимо важного послания, фильм запоминается замечательными куклами и общим дизайном, а главное, попыткой найти обобщающий образ-метафору для деликатного разговора на сложные темы.
Маленькая кастрюлька Анатоля
Все перечисленное – зарубежные проекты, но и российской мультипликации вовсе не чужды социальные мотивы и задачи. Однако, любопытно отметить, решаются они немного иным образом, чем это принято в других странах. Так на страницах kino-teatr.ru уже неоднократно заходила речь, например, о деятельности питерской студии «Да», которая, с одной стороны, интенсивно занимается мульттерапией (то есть работает с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации), а с другой стороны, создает «благотворительный медиа-бренд» «Летающие звери», средства от которого идут на благотворительные цели. Шла речь и о московском проекте «Мульттерапия», да и «Национальный детский фонд», сформированный создателями «Смешариков», тоже наверняка не раз упоминался. На самом деле, это только верхушка айсберга: несмотря на малочисленность российского анимационного сообщества, оно удивительным образом умудряется вести поистине гигантскую социальную работу, так что редкий аниматор оказывается не вовлечен в ту или иную вполне регулярную социально-благотворительную активность.
Алиса и гигантская пустота
Другое дело, что именно сами мультфильмы, связанные с социальными проблемами, возникают в России, пожалуй, реже, чем во многих других странах. Если опустить проект «Ре-анимации», направленный на антинаркотическую пропаганду в подростковой среде (а опустить его придется в силу того, что антинаркотическая пропаганда – тема, слегка обособленная и заслуживающая отдельного разговора), то из ныне существующих мультфильмов в голову приходит, пожалуй, только один: «Неаккуратная история», созданная студией Catout по заказу «Дети БЭЛА».

Неаккуратная история

Фильм этот – особенный, поскольку, во-первых, адресован он не стороннему зрителю, а в первую очередь, самим страдающим детям, а во-вторых, создан в замечательной технологии предметной (объектной) мультипликации. Посвященный «детям-бабочкам», то есть ребятам, больным буллезным эпидермолизом, при котором кожа ребенка очень уязвима, фильм этот сделан «для того, чтобы дети перестали себя стесняться». Удивительным образом авторы вышли далеко за рамки поставленной фондом задачи: фильм получился в целом о необходимости бережно относиться к себе и к окружающим и всегда помнить, насколько ранимы, хрупки и уязвимы бывают разные предметы и существа, включая, собственно, людей.

Эскиз персонажей к проекту Алиса (художник: София Горя)

Не то чтобы российские аниматоры не задумывались вовсе о социальных мультипликационных проектах: такие идеи витают в воздухе и формулируются время от времени, в том числе на анимационных питчингах (конкурсах проектов). Одним из победителей на последнем Суздальском питчинге стал проект сериала «Алиса», главная героиня которого передвигается на коляске.
Создатель проекта, президент благотворительного фонда «Детям о детях» Марина Потанина рассказала kino-teatr.ru о замысле сериала:«Алисин прототип - мой собственный ребенок, который после тяжелой болезни не может ходить. Он научил меня и мою семью тому, что независимо от состояния можно жить весело, иметь друзей, проводить интересно время. К сожалению, на данный момент в России нет таких образов, которые были бы позитивны: ни в мультфильмах, ни в детской литературе я не встречала таких персонажей, с которых можно было бы брать пример, а не жалеть. И мне захотелось сделать такой мультфильм, который поможет детям с инвалидностью, и поможет остальным детям принимать детей с инвалидностью на равных. Так родилась Алиса. Потом художница Соня Горя ее нарисовала, и проект начал развиваться».

Эскиз к проекту Алиса (художник София Горя)

Конечно, оценивать проект пока рано: пока что он существует только на бумаге. На Суздальском «питчинге» 2014-го года он подавался даже не в основной номиации («драматургическо-визуальное решение»), а в категории «Персонаж». И, конечно, выиграл, поскольку значимость этой истории недооценивать невозможно. Входивший в жюри продюсер Илья Попов предложил проект возрождающемуся «Союзмультфильму» и, несмотря на смену руководства, произошедшую вскоре после описанных событий, переговоры Фонда «Детям о детях» со студией продолжаются в позитивном ключе. К сожалению, окончательных договоренностей пока нет, так что разработка проекта ведется вовсе не на государственные деньги или деньги студии, а за счет крауд-фандинга, осуществляемого самим Фондом. Небольшие пожертвования дают возможность оплатить работу художника и работу над сценарием. Есть надежда, что сериал будет подан на следующий минкультовский конкурс и получит уже официальное финансирование. Параллельно с этим «Алиса» была подана на президентский грант, и в конце календарного года (в начале декабря) авторы ожидают результатов.

Эскиз к проекту Алиса (художник София Горя)

Хочется надеяться, что результаты будут положительными во всех направлениях. Социальные возможности мультипликации как техники невозможно переоценить, но еще мощнее возможности ее как вида искусства. Эмоциональное воздействие социальных роликов и объясняющих видео ни в какое сравнение не идет с эффектом от полноценного художественного произведения, герой которого становится для ребенка и другом, и примером для подражания, и в этом смысле «Алиса» действительно может повлиять на отношение к людям с инвалидностью больше, чем любые социальные призывы. А уж повлияет ли, зависит отчасти от таланта авторов, отчасти от благорасположенности государства, и не в последнюю очередь от зрителей, которые поддержат (или нет) сериал своим вниманием.
Эскиз к проекту Алиса

Маша Терещенко
Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Франция, 2017
семейное кино
Германия, 2017
детский фильм, семейное кино
Россия, 2017
биография, драма
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма
Южная Корея, 2016
боевик, приключения, фильм ужасов
Великобритания, Индонезия, Канада, США, Сингапур, 2017
боевик, криминальный фильм, приключения
Китай, США, 2017
все фильмы в прокате >>