Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Теперь вы будете моими глазами

1 марта
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
1
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Мнение >>

В прокат вышел фильм «Жажда» Дмитрия Тюрина — на редкость удачный русский фильм, в котором используется такой известный, а с развитием технологий и растиражированный кинематографический приём как «субъективная камера». Её задача «заставить зрителя оказаться внутри, в самой сердцевине сюжета, забыв об опосредованности и выстроенности экранного мира». Мы вспомнили несколько выдающихся и просто хороших кинопроизведений, в которых этот приём выглядит крайне впечатляюще.


«Доктор Джекилл и мистер Хайд» (1931)
Кадр из фильма «Доктор Джекилл и мистер Хайд»
Собственно фильм начинается с пятиминутного включения субъективной камеры. Довольно ещё примитивный, но уже тогда неотразимый ход. Мы видим мир глазами доктора Джекила (Фредерик Марч). Скоро, впрочем, нам придётся заглянуть и в его душу, когда добрый доктор в ходе научного эксперимента превратиться в невероятную образину (всё тот же Фредерик Марч в крутейшем гриме). По ходу фильма будет ещё несколько включений субъективной камеры. Например, когда мутировавший Джекил заглянет в зеркало, а увидит там вместо своего отражения мистера Хайда.
Кадр из фильма «Доктор Джекилл и мистер Хайд»
Сказать, что фильм Рубена Мамуляна (родился в Тифлисе, эмигрировал сначала в Англию, а затем в США) грандиозен, значит не сказать ничего. Это спрессованные в полтора часа пять сезонов Breaking Bad, в ходе которых в человеке просыпается внутренний монстр. Фильм — оголённый нерв, притом, что это не хоррор, а драма. В нём почти нет экшена, зато есть очевидная, но от этого не менее точно сформулированная истина: «Каждый человек остров. На каждом острове свои чудовища».


«Леди в озере» (1946)

Кадр из фильма «Леди в озере»

Ставки идут на повышение. Если раньше в кино использовались элементы субъективной камеры, то «Леди в озере», снятая по роману известного детективщика и адепта жанра нуар Раймонда Чандлера, целиком и полностью сделана в такой эстетике. Довольно смелый киноэксперимент воплотил в жизнь актёр Роберт Монтгомери, который в этом фильме выступил в роли режиссёра и исполнителя главной роли — частного сыщика Филипа Марлоу. В разное время Марлоу играли Хамфри Богарт, Эллиотт Гулд, Роберт Митчум, Джеймс Каан, но в случае Монтгомери актёр появляется в начале фильма, в парочке интермедий и в отражение в зеркале. Всё остальное время мы видим события его глазами, что, конечно, делает картину несколько однобокой и страшно похожей на видеоигру (только не на интерактивную). К тому же тут не совсем решена главная проблема: как по ту сторону камеры идентифицировать себя с главным героем. Впрочем, эти недостатки не умоляют и достоинств ленты, которые включают в себя лихо закрученную интригу и отличные актёрские работы.

«Хэллоуин» (1978)

Кадр из фильма «Хэллоуин»

«В подворотне вас ждёт маньяк». Эта строчка из песни «Мумий Тролля» рефреном проходит через всю франшизу «Хэллоуин» (за исключением разве что третьей части, в которой, как известно, никакого Майка Майерса нет). В первой же, карпентеровской, части Майерс есть, причём, совсем кроха. Но у этой крохи уже есть маска и нож. В прелюдии к фильму (а мы видим события глазами маленького Майка) он поздно вечером на Хэллоуин убивает сестру, после чего и начинается весь этот кошмар. В финале четвёртого «Хэллоуина» Дуайта Х. Литтла будет использован похожий трюк с субъективной камерой, в котором будет замешена племянница Майерса. Надо сказать, что этот эпизод получился не менее пугающим, чем канонический Джона Карпентера.


«Странные дни» (1995)

Кадр из фильма «Странные дни»

Названные в честь одноименного альбома и соответственно песни The Doors, «Странные дни» плод сотрудничества двух выдающихся кинематографистов: автором сценария этого (возможно, лучшего) фильма Кэтрин Бигелоу выступил ее тогдашний муж Джеймс Кэмерон.

Кадр из фильма «Странные дни»

Бывший полицейский Ленни Неро (Ральф Файнс), продает чужие воспоминания, записанные на оптические диски с помощью специального прибора, который надевается на голову (технология должна была помочь в слежке фэбээровцам, но ушла на черный рынок). Каждый раз, когда происходит включение этого прибора, включается и субъективная камера. То есть бессчетное количество раз за всю картину.

Кадр из фильма «Странные дни»

Фамилия главного героя выбрана не случайно: фирма Nero, занимающаяся выпуском пакета программ для записи оптических дисков, была основана в тот же год, когда состоялась премьера фильма — в 1995-ом. И в «Странных днях» куча примет того времени: от того, какой галстук лучше всего подойдет к этой рубашке, до массовой истерии перед миллениумом и так и не наступившим Концом Света (не случайно, чаще всего употребляемое слово этого фильма «паранойя»). Но а еще это кино про дружбу между мужчиной и женщиной, которая тихим и невероятно трогательным образом перерастает в любовь под самый прекрасный саундтрек на свете — песню «Fall In The Lignt» Lori Carson & Graeme Revell.



«Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999)

Кадр из фильма «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света»

Полностью снятый в эстетике субъективной камеры, да ещё и в формате find footage (найденной видеозаписи) амбициозный проект Дэниэла Майрика и Эдуардо Санчеса выстрелил на рубеже тысячелетий: лучшего времени для премьеры и придумать было сложно. Людьми овладела паранойя, а тут ещё «курсовая с того света» (автор этой заметки тогда ещё был школьником и повёлся на эту разводку). «Ведьма из Блэр» долгое время была неопалимой купиной и ярчайшим примером того, как при минимальном бюджете поднять хорошие деньги. Ровно через десять лет в таком же формате мощно выстрелило «Паранормальное явление» (2009): как говорится, раз в десять лет и палка стреляет. И Мирик, и Санчес сейчас что-то снимают. Лучше, кажется, получается у Мирика (см. х\ф «Сторонники»). Но в истории мирового кинематографа оба, скорее всего, останутся благодаря «Ведьме». «В видоискателе что-то мелькнуло. Повеяло холодом. Ведьма рядом. Я слышу её дыхание. Она там, в кустах. Пришла за нами. Бежим».


«Монстро» (2008)

Кадр из фильма «Монстро»

Прямой репортаж из атакованного монстром Нью-Йорка интересен не столько тем, что там снова используется дрожащая субъективная камера и find footage (расхожий приём, который теперь можно встретить как в откровенном мейнстриме типа «Тайны перевала Дятлова», так и в менее известных проектах наподобе «Земли снежного человека»), а тем в какой интерактивной форме он взаимодействовал со зрителем до выхода в прокат. Но и от субъективной камеры тоже никуда не деться. Она даёт почувствовать приближение монстра со всё нарастающим ужасом. И вполне способна укачать тех, кто страдает морской болезнью.


«Вход в пустоту» (2009)

Кадр из фильма «Вход в пустоту»

Невероятный с кинематографической, да и всех других точек зрения опыт. Умерший брат (нарик и вообще не факт, что приятный тип) продолжает присматривать за своей сестрой и после смерти. В Голливуде на схожий сюжет Джерри Цукер (и это не шутка) сделал отличную мелодраму «Привидение» с Патриком Суйэзи и Деми Мур. Радикальный артхаусник Гаспар Ноэ («Необратимость»), на которого, например, сильное влияние оказала открывающая сцена в «Странных днях», разыгрывает свою историю в ночном Токио, где американские подростки живут, умирают и пытаются пережить смерть близких, занимаясь сексом и бесконечно рыдая. Половина сюжета отыграна на флэшбеках, и вообще он нелинейнен. Это распадающееся сознание угасающей души, снятое субъективной камерой, дает почувствовать себя сушащейся в стиральной машине чихуахуа. Посмотреть на мир сквозь «Пустоту» новыми, открывшимися глазами.


«Моими глазами» (2012)

Кадр из фильма «Моими глазами»

Редкий в сериальной индустрии эксперимент: история полностью снятая на субъективную камеру (причём, со стороны самых разных персонажей; оборудование крепилось на артистах). В итоге восемьдесят процентов всего материала было произведено самими актерами. Очевидный вопрос, зачем это было нужно, нивелируется таким же очевидным ответом: «Моими глазами» на манер того же «Лоста» фантастика, поэтому создатели сериала хотели, чтобы мистика в нём смотрелась документально.


«Жажда» (2013)

Фото со съёмок фильма «Жажда»

Сначала мы не видим Костю (Михаил Грубов) — главного героя «Жажды». Точнее мы видим то, что видит он, а именно водку в руках и проститутку, которую он ведёт себе в квартиру. Вскоре станет известно, что Костя, ветеран первой чеченской компании, совсем ещё молодой парень с обожжённым лицом, живёт в «пузыре хомяка», из которого ему, впрочем, помогут выбраться неожиданные обстоятельства. Использование субъективной камеры в начале картины очевидным образом было использовано для того, чтобы, по словам режиссёра картины Дмитрия Тюрина, показать, как «мы с героем постепенно выбираемся из той ракушки, в которой он существует, пьет водку, и видим все больше мира вокруг него».


«Хардкор» (2014)

Фото со съёмок фильма «Хардкор»

Спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым футуристический шутер примечателен в том числе тем, что будет снят с точки зрения главного героя, как вот в этом видео, автором которого является Илья Найшуллер, он же режиссёр «Хардкора». Если попытаться провести какие-то киноаналогии, то, судя по всему, картина Найшуллера будет также похожа на такой брутальный отрывок из памятной экранизации видеоигры Doom. Получи, чувак, гранату. Ничего личного.

Евгений Ткачёв
Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
мелодрама
Великобритания, 2017
боевик, криминальный фильм, триллер
Великобритания, США, 2017
комедия, мелодрама
Германия, Франция, 2017
детектив, триллер
США, 2017
комедия, приключения
Канада, США, Южная Корея, 2017
комедия
Россия, 2017
комедия
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>