Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

«Ночной сторож» (1994) Оле Борнедаля

29 марта
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
29
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Как, ты не смотрел это кино?! >>

Триллер о том, что мы можем, а чего нет

«Ночной сторож» (1994) Оле Борнедаля

«Ночной сторож» - дебютная кинолента датского режиссера Оле Борнедаля, работавшего до этого над телевизионными фильмами, в которой снялся молодой Николай Костер-Вальдау, ныне - звезда «Игры престолов», а тогда - дебютант, засветившийся лишь в одном телефильме.

«Ночной сторож» (1994) Оле Борнедаля

24-летний студент Мартин (Николай Костер-Вальдау) решает, что работать ночным сторожем в морге - неплохой способ подзаработать. На этом посту он сменяет пожилого маэстро ночных бдений (Гирд Лофквист), у которого две профессиональные проблемы - плохо пахнет изо рта и какая-то странная фиксация на радиоприемниках. Полубезумный старик рассказывает Мартину то ли быль, то ли легенду: мол, несколько лет назад один ночной сторож решил, что мертвая любовница - лучшая любовница, и превратил морг в личный дом терпимости. Когда в городе объявляется маньяк, специализирующийся на молодых женщинах, все, памятуя о той истории, начинают подозревать нового сторожа - Мартина. Впрочем, подозрительно в этом фильме выглядят абсолютно все, даже местный инспектор (Ульф Падния).

«Ночной сторож» (1994) Оле Борнедаля

Дебют Борнедаля рассказывает не столько историю эволюции беззаботной юношеской придури до взрослой умеренности, сколько про интерес человека к ситуациям на грани (и даже за ней). Два великовозрастных баламута - Мартин и его друг Йенс (не менее замечательный датчанин Ким Бодния) - проверяют друг друга на прочность, заключив двухнедельное пари: они по очереди будут исполнять самые дикие пожелания друг друга, кто проиграет - женится на нынешней пассии.

«Ночной сторож» (1994) Оле Борнедаля

Этот спор «на свободу», как определяет его Йенс, показателен в координатах фильма: Борнедаль демонстрирует, что персонажей сковывает бесконечное число условностей. Правила поведения в институте, католические догмы, строгий и не всегда справедливый закон, маячащие впереди узы брака с постулатами семейной жизни и, разумеется, конечность жизни, самым очевидным образом ограничивающая свободу. Пари в каком-то смысле позволяет друзьям на время вырваться из этой цепи предписаний: Йенс оскорбляет задиристого парня из клуба (эпизодическое появление Ульриха Томсена) и не вкушает причастие в церкви, а Мартин встречается с малолетней проституткой.

«Ночной сторож» (1994) Оле Борнедаля

Сценарист Борнедаль позволяет себе не только ироничную усмешку, с которой он вкладывает в уста героев рассуждения о том, что плохие фильмы испортили такую чудесную фразу, как «я люблю тебя», а еще вся эта история с пари - отличный сюжет для фильма. Он оставляет и интересный комментарий к происходящему в виде знаменитой фотографии Александра Гарднера - портрет Льюиса Пейна, приговоренного к смертной казни (1865 год), которая висит на стене в комнатушке ночного сторожа. Французский философ Ролан Барт описал этот снимок фразой «Он уже мертв и ему предстоит умереть». Подобный дуализм, который обнаруживает чуть ли не единственную возможность полной свободы, для человека по понятным причинам невероятен.

«Ночной сторож» (1994) Оле Борнедаля
фото: Фотография Александра Гарднера - портрет Льюиса Пейна, приговоренного к смертной казни (1865 год)
Портрет Льюиса Пейна, приговоренного к смертной казни. Александр Гарднер, 1865 г.


Бессмысленность собственного бунта в финале фильма осознают и закадычные друзья. «Все наши поступки предсказуемы. Мы похожи на своих родителей. Ты напоминаешь мне отца», - говорит Йенс Мартину. «А ты похож на мою маму», - парирует тот. Впрочем, все должно было быть наоборот: это Йенс больше напоминает грубую фигуру отца - анимус, а Мартин - аниму, или мужское и женское начало в человеке соответственно.

«Ночной сторож» (1994) Оле Борнедаля

Все эти размышления о свободен и преемственности органично вписаны в яркую жанровую оболочку. В «Ночном стороже» некоторые правила и табу нарушаются с юношеским задором, Йенс и Мартин, ведомые лозунгом «Если выживешь - станешь сильнее», отрываются на полную катушку, а параллельно развивается сюжетная линия с маньяком. Здесь Борнедаль раскрывает свое умение нагнетать саспенс и играть с цветами, чередуя насыщенные пятна красного, желтого, зеленого и синего. Примечательно, что во втором своем фильме - англоязычном дебюте и авторимейке «Ночного сторожа» под названием «Ночное дежурство» с Ивэном МакГегором и Джошем Бролином - датчанин вывел на первый план красный цвет (его содержат все самые запоминающиеся сцены).

«Ночной сторож» (1994) Оле Борнедаля

Уже в первом фильме Оле Борнедаль сделал заявку на то, что будет специализироваться на разного рода фильмах ужасов с социальным подтекстом, и в его фильмографии «Ночной сторож», пожалуй, так и остается для режиссера лучшей работой в жанре.

Алексей Филиппов
Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
мелодрама
Великобритания, 2017
боевик, криминальный фильм, триллер
Великобритания, США, 2017
комедия, мелодрама
Германия, Франция, 2017
детектив, триллер
США, 2017
комедия, приключения
Канада, США, Южная Корея, 2017
комедия
Россия, 2017
комедия
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>