Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Куриные ноги и вертикальные линии

23 апреля
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

100-летний юбилей анимационного режиссера Нормана Макларена стал запоминающимся событием

Акция WALL-to-WALL

11 апреля анимационный мир отмечал 100-летие одного из величайших режиссеров-эксперименталистов – Нормана Макларена. Имя этого аниматора не слишком хорошо известно международной широкой публике, впрочем, и перечень его достижений, как киношных, так и общественных мало кому мало что скажет.
В русскоязычной википедии Макларену посвящено всего несколько строчек, в англоязычной – полторы страницы, и все же для узкого фестивального анимационного мира, с одной стороны, и для канадского образованного общества, с другой, МакЛарен – фигура культовая. Почти полвека он руководил Национальным Киносоветом Канады (NFB) – студии, которая уже более 70 лет не знает равных в жанре короткометражной анимации. В конце 1950-х МакЛарен стал одним из основателей фестиваля в Аннеси – старейшего и самого главного анимационного смотра в мире. Кроме того, Норман, имея за спиной возможности канадского госфинансирования, нередко помогал другим гениальным коллегам по цеху: способствовал популяризации творчества Александра Алексеева, поддерживал начинающего Райана Ларкина.

Норман Макларен рисует на кинопленке

Однако любим мы Макларена не только за его общественную деятельность. В первую очередь, Макларен был гениальным режиссером-экспериментатором, который исследовал на самых разнообразных уровнях возможности анимационного кино: он создавал киноасбтракции, рисовал и процарапывал изображения прямо на пленке, занимался рисованным звуком, работал на стыке игрового кино и мультипликационных техник, изобретая новые, порой странные, приемы и даже занимался разработкой методов объемной проекции (в том числе придумал упрощенный вариант того метода, который используется сейчас в 3D-кинотеатрах).

Кадр из фильма Па-де-де

Конечно, широкий зритель лишь в ответ на подобные рассказы лишь пожмет плечами, мол, кому они нужны, все эти эксперименты. И совершенно не будут в своем праве, поскольку даже ему, широкому зрителю, на поверку эксперименты оказываются нужны. Ведь без экспериментов, в том числе и тех, которые делал Макларен, не было бы ни спецэффектов, ни безумного клипового монтажа, который так завораживает в современных блокбастерах, ни изощренных повествовательных форм. Когда речь заходит об экспериментальной анимации, есть как минимум один очень показательный пример того, как безумные маргинальные опыты превратились однажды в самый что ни на есть массовый мэйнстрим. Речь, конечно, идет о компьютерной графике.

Это направление в анимации изобрели братья Джон и Джеймс Уитни, которые еще в 1940-50х на аналоговых машинах пытались создавать графические эксперименты. Позже, в 1970х, Джон Уитни начал использовать устройства, вполне похожие на современный компьютер. Фильмы, которые он снимал, не имели ни фигур, ни сюжетов: это было мельтешение цветных узоров, которое вряд ли понравилось бы посетителям американских кинотеатров. Несмотря на то, что эксперименты в этом направлении, поддержали вскоре многие ученые и художники, первый внятный (хоть сколько-то зрительский) компьютерный мультфильм был создан только в 1984 г. Джоном Лассетером и командой («Приключения Уолли Б.»). Вскоре после создания этой прорывной короткометражки Лассетер основал студию Pixar, которая еще спустя 10-летие выпустила первую «Историю игрушек» - полнометражный мультфильм, навсегда изменивший судьбу анимационного кино.

Влияние Макларена на анимационные процессы, возможно, не так очевидно прослеживается, как в случае с Уитни, и все же современный аниматограф был бы совсем иным без его участия. В своих зачастую беспредметных, таких свободных и вроде бы спонтанных, на первый взгляд, короткометражках он тщательно исследовал принципы драматургии, законы рисованной пластики, те точки, в которых изображение становится знаком, и далее, те границы, за которыми оно уже теряет свою знаковость, превращаясь в абстракцию.

Кадр из фильма Hen Hop

Эти эксперименты с границами предметный/абстрактный особенно хорошо видны в одном из ранних фильмов Макларена «Hen Hop» (посмотреть), где курица танцует барн-данс (сельский танец), меняя очертания и распадаясь на части. В какой-то момент от нее остаются только весьма условные куриные ножки, которые продолжают резво выплясывать, затем снова обретается тело, и оно постепенно трансформируясь прирастает почему-то человечьей ногой. Известно, что во время работы над фильмом Макларен часами наблюдал за курицами, копируя их движения и пытаясь добиться детального сходства (как он сам говорил, пытаясь ухватить «дух куриности») – и это была еще одна важная часть исследования, которое потом повлияло на анимационные практики: правдоподобие пластики зачастую важнее правдоподобия самого изображения, и правильно танцующие куриные ножки вызывают отклика больше, чем неправильно танцующие полноценные курицы.

Фильм был нарисован непосредственно на кинопленке, то есть изготовлен без участия кинокамеры (следует уточнить, что рисовать фильмы на пленке – задача не из простых, в частности и потому, что пленочный кадр довольно мал по размеру) и удостоился высочайших похвал от Пабло Пикассо.

Кадр из фильма Le Merle

Позже Макларен сделает немало абстрактных и почти абстрактных фильмов, экспериментируя с цветом, композицией, траснформациями и ритмом изображения: Blinkity Blank, Begone Dull Care (Красочная фантазия), Boogie-Doodle и др. Любопытно, что другие абстракционисты, во главе с Оскаром Фишингером, Макларена не принимали, считая попсовиком. Норман действительно очень заботился, чтобы фильмы его «не были скучными». Звучит, конечно, курьезно на первый взгляд, но на деле и в этом тоже была своеобразная художественная миссия Макларена: искать и находить кинодраматургию вне истории и фигуративности. Хороший тому пример его культовая трилогия (созданная в соавторстве с Эвелин Ламбар): «Вертикальные линии», «Горизонтальные линии» и «Мозаика». «Вертикальные линии» (посмотреть) начинаются с того, что проведенная в центре синего экрана вертикальная белая линия начинает двигаться из края в край. К ней вскоре присоединяется вторая, потом появляется третья, и так они размножаются, продолжая в разных ритмах двигаться, параллельно с этим экран меняется в цвете, и благодаря таким незамысловатым вроде бы трансформациям, в фильме создается своего рода интрига, пусть и чисто формальная, однако достаточно захватывающая, чтобы держать зрительское внимание на протяжение 5 минут.
В «Горизонтальных линиях» (посмотреть), продолжая эксперимент, Макларен разворачивает экран на 90 градусов и меняет музыку, получая в результате совсем иной фильм (с другим настроением и другим условным «сюжетом»). В обоих фильмах, несмотря на абстрактность изображения, легко можно проследить завязку, кульминацию, развязку и даже промежуточные кульминации, а также конфликты, то есть все составляющие драматургии, выраженные в самом условном и очищенном от вербальные смыслов виде.

Кадр из фильма Соседи

Фильмы Макларена настолько разнообразны, что их невозможно уложить в схему. Он пробовал себя и в сюрреализме, и в документальном кино, и в политической сатире (выполненный в технике пиксиляции мультфильм «Соседи» получил множество призов, включая премию «Оскар»), и в мультпреобразовании балета (у него была целая серия фильмов, связанных с танцем: «Па-де-де», «Нарцисс», «Адажио», где он создавал стробоскопический эффект путем размножения фотографических кадров).

Акция WALL-to-WALL

И, наверное, еще много-много лет исследователи будут возвращаться к этой фильмографии, пытаясь раскрыть секрет маклареновского гения. Благо, такая возможность им предоставляется весьма щедро. Дело в том, что Канада отлично умеет чтить своих героев, даже в том случае, если герой этот шотландец по рождению, приехавший в Монреаль в 27 лет. Давно еще было издано на DVD полное собрание работ Макларена, включая черновые материалы.
А 100-летие режиссера в Монреале отпраздновали и вовсе шикарно: показав его фильмы на стенах домов. Акцию WALL-to-WALL начали готовить еще в прошлом году, предложив художникам, аниматорам и дизайнерам создавать фильмы, вдохновленные работами Макларена. Теперь работы-победители вместе с фильмами самого Макларена проецируются на стенах 8 домов в центре Монреаля. Эта необычная видеовыставка продлится до 1 июня и, пожалуй, стоит назвать ее одной из самых масштабных культ-пропагандистских акций за всю историю человечества.
Акция WALL-to-WALL
Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
мелодрама
Великобритания, 2017
боевик, криминальный фильм, триллер
Великобритания, США, 2017
комедия, мелодрама
Германия, Франция, 2017
детектив, триллер
США, 2017
комедия, приключения
Канада, США, Южная Корея, 2017
комедия
Россия, 2017
комедия
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>