Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Мосс, мы тебя знаем

1 мая
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
1
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Внутренняя империя >>

Ричард Айоэйд: от «Субмарины» до «Двойника»

Мосс, мы тебя знаем

Про Ричарда Айоэйда писали, что у него приятный мягкий голос старика. Что он the coolest man in London. Что его экранизация «Субмарины» Джо Дантерна - это хипстерское переложение книги, подражающей Сэлинджеру. Наконец, главный опознавательный знак Айоэйда - убер-нерд Мосс из «It Crowd». За время выхода сериала британец успел снять несколько клипов для Arctic Monkeys, экранизировать две книги и даже жениться, но так и остался в массовом сознании Моссом. Впрочем, Айоэйд вряд ли на это обижается, считая себя категорически uncool, и западной прессе очень импонирует скромность британца, который, как многие уже про него писали, сам будто бы чей-то двойник, - и не торопится кичиться индивидуальностью.

Мосс, мы тебя знаем

Сцены из жизни Айоэйда, как и его фильмы, напоминают коллаж из каких-то других судеб: увлечение гранжем, стендап-выступления, кембриджский театральный клуб Footlights, клипы для любимой инди-группы, комедийный мини-сериал «Обитель зла Гарта Маренги», Мосс в «It Crowd» и, наконец, режиссерский дуплет, снятый по мотивам двух романов - уэльского и российского писателей. Разброс интересов в духе Оливера Тейта из «Субмарины». Попытка найти и доказать собственную индивидуальность связывает Айоэйда с господином Голядкиным, а еще больше - с его киноверсией Саймоном Джейсом из свежего «Двойника». Страница с заголовком Footlights примечательна тем, что из этого клуба вышли Эмма Томпсон, Дуглас Адамс, Джон Клиз, Грэм Чапман, Стивен Фрай и Хью Лори, а также Саша Барон Коэн. Не удивительно, что имя Айоэйда в первую очередь ассоциируется с юмором, хотя сам кудрявый британец отказывает себе не только в крутости, но и в актерских способностях. Зато к другим артистам он умеет найти подход: многие отметили впечатляющий дуэт Крейга Робертса и Ясмины Пейдж в «Субмарине». В «Двойнике» галерея портретов не менее впечатляющая: двойная роль Айзенберга, возвращенная к польским корням Васиковска, пародийный телегерой в исполнении Консидайна, эпизодические появления Робертса и Пейдж.

Мосс, мы тебя знаем

В большое кино Айоэйд шагнул в 2010-м, экранизировав дебютный роман уэльского писателя Джо Данторна «Субмарина, или интимный дневник Оливера Тейта». Книга вышла в 2008 году, тогда же клипмейкеру Айоэйду предложили с ней ознакомиться - и он решился сделать киноверсию романа. Фильм вышел через два года с пометкой «режиссерский дебют Мосса» и оказался сюрпризом для тех, кто не был знаком с бэкграундом сына норвежки и нигерийца, познакомившихся в Лондоне. (Айоэйд провел юность в Ипсуиче, на берегу реки Оруэлл).

Во время съемок «Субмарины» Айоэйд вдохновлялся «Таксистом» Скорсезе и «Пустошами» Малика, а также «Любовью после полудня» Ромера и фильмами французской «новой волны». Оливер Тейт - пятнадцатилетней мальчик в футляре, застегнутый на все пуговицы и зацикленный на собственных переживаниях. Он делает ставку на интеллектуальное превосходство над сверстниками, планирует спасти брак родителей и пытается избежать романтических ловушек первых отношений (почувствовав порывы взаимности, он тут же дает заднюю, разочаровываясь в характере возлюбленной). Айоэйд играет с пространством фильма, снимая его как бы от имени Оливера, который иногда командует камере отъехать назад или снять крупный план. «Субмарина» - это 100 минут субъективного мировосприятия с сочной цветовой гаммой, которые складываются в квинтэссенцию юношества и трагикомедию молодости, когда хочется расставить весь мир по местам.

Мосс, мы тебя знаем

Между первым и вторым фильмом Айоэйда прошло три года. Сценарий «Двойника» он писал вместе с Ави Корином - братом Хармони Корина. Уединившись на месяц в съемной квартире, они превратили путанную и концентрированную повесть Достоевского в хипстерскую версию параноидального «Жильца», вдохновленную «Процессом» Кафки в интерпретации Орсона Уэллса. От повести остается ключевой мотив двойничества, остальное - уже переосмысление европейского опыта по репрезентации двойников и маленьких людей (от Кафки и Топора до Гиллиама и Полански).

Мосс, мы тебя знаем

Забитый клерк-неудачник Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг) работает в конторе, напоминающей мрачную версию учреждения из «Служебного романа». В один совсем ужасный день, когда все вокруг перестают его узнавать и даже лифт начинает чудить в присутствии Саймона, он видит нового сотрудника - Джеймса Саймона (вновь Джесси Айзенберг). Тот выглядит точь-в-точь как главный герой, только отличается самоуверенностью и лошадиной дозой хамства, а также полной некомпетентностью в своей области, что не мешает ему пользоваться безграничной любовью окружающих и уважением начальства.

Айоэйд и Корин заострили внимание на любовной линии, которая у Достоевского бродила где-то на втором плане, и сделали положение Саймона еще более унизительным: девушка, в которую он влюблен, симпатизирует хамоватой копии, полностью игнорируя его настоящего. Сам любовный мотив и сцены с подглядывающим персонажем Айзенберга недвусмысленно отсылают к «Короткому фильму о любви» польского режиссера Кшиштофа Кеслевского. Там молодой человек подглядывал за женщиной из дома напротив, а потом влюбился в нее. Австралийка с польскими корнями, Миа Васиковска могла бы вписаться в поэтичный мир автора «Декалога» и трилогии «Три цвета».

Мосс, мы тебя знаем

При просмотре фильмов Айоэйда возникают десятки параллелей (от Уэса Андерсона до Романа Полански), а сам он скромно отрицает значимость каких-либо своих режиссерских успехов, преклоняясь перед Стэнли Кубриком и Полом Томасом Андерсоном. Тем не менее, фильмы, которые Айоэйд снял, уже лучше тех, в которых он по большей части снимался.

Алексей Филиппов
Подписаться на рассылку новостей
персоны
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
мелодрама
Великобритания, 2017
боевик, криминальный фильм, триллер
Великобритания, США, 2017
комедия, мелодрама
Германия, Франция, 2017
детектив, триллер
США, 2017
комедия, приключения
Канада, США, Южная Корея, 2017
комедия
Россия, 2017
комедия
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>