Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Это революция в кино

7 мая
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
7
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

«Моё отечественное кино» с Сергеем Кудрявцевым >>

«Стачка» и теперь живее многих фильмов!

Это революция в кино

Так уж получилось, что я не возвращался к «Стачке» Сергея Эйзенштейна, наверно, лет тридцать пять. А на днях довелось посмотреть её дважды подряд, причём, с разным музыкальным сопровождением за кадром (и намного лучше вариант, подготовленный ещё в 1969 году на киностудии имени Горького), что оказалось весьма существенным для восприятия этой революционной во многих смыслах, поистине новаторской картины.

Это революция в кино

Между прочим, это был дебют в кино всего лишь 26-летнего театрального режиссёра-экспериментатора, который перенёс провозглашённый им в 1923 году в манифесте «Монтаж аттракционов» новый художественный принцип организации творческого материала с подмостков на экран. Хотя и в своих сценических опытах Эйзенштейн использовал специально отснятые эпизоды эксцентрического плана, как в «Дневнике Глумова» для спектакля «Мудрец», или же вообще размещал инсценированное действо непосредственно на заводе при постановке пьесы «Противогазы».

Это революция в кино

Разумеется, в «Стачке» можно найти приёмы своеобразного «остранения» (почти по Брехту, который мог, по всей видимости, испытать влияние фильмов советского режиссёра, широко представленных в 20-е годы за рубежом, в том числе и в Берлине) - например, в сценах с полицейскими ищейками и привлечёнными ими для различных провокаций острохарактерными представителями криминального мира. И, вместе с тем, сразу же принятый начинающим кинематографистом (кстати, проект мог вообще не состояться, поскольку две кинопробы новичок загубил, и понадобилось поручительство оператора Эдуарда Тиссэ и директора картины Бориса Михина, чтобы Сергею Эйзенштейну позволили сделать третью попытку, более удачную - снятый материал даже вошёл в окончательную версию) метод работы как бы с реальной хроникой событий, запечатлеваемых у нас на глазах, позволил создать необычный симбиоз экранного зрелища.

Это революция в кино

«Стачка» является не только захватывающим, энергично представленным при помощи «короткого монтажа», насыщенным разного рода метафорическими и более символическими деталями, а ещё сопоставлениями в духе будущей теории «интеллектуального кино», по-настоящему «драйвовым» (как сказали бы мы сейчас) и будто документальным киносвидетельством о том, как стачка зарождается, проходит несколько этапов и в итоге заканчивается безжалостной расправой властей над её участниками. Наличие иронических, комедийных, сатирических и вообще эксцентрических моментов, как и намеренное выделение в мощном кинематографическом повествовании о действиях целых толп людей явно бытовых, житейских, будничных зарисовок словно с натуры, позволяющих разглядеть особые человеческие лица и моментально считывающиеся характеры отдельных персонажей - всё это даёт возможность воспринимать фильм Эйзенштейна живо и непосредственно спустя 90 лет после его создания (кстати, первые кадры были хроникально отсняты на первомайской демонстрации в Москве в 1924 году, но потом Эйзенштейн передумал включать документальный эпилог, ограничившись титром крупными буквами: «Пролетарий, помни!»).

Это революция в кино

Пожалуй, интереснее смотреть «Стачку» именно в ретроспективном (да и в перспективном) плане, встраивая эту ленту в культурный и исторический контекст не только эпохи монтажно-поэтического советского кинематографа 20-х годов, но и немецкого киноэкспрессионизма. Можно искать и находить переклички, допустим, с фильмом «Доктор Мабузе - игрок» Фрица Ланга, выпущенным у нас в прокат под названием «Позолоченная гниль» (к подготовке данной версии как раз был причастен молодой Сергей Эйзенштейн). Или же «перебрасывать мостик» к более социальным и политизированным картинам рубежа 30-х годов другого постановщика из Германии - Георга Вильгельма Пабста («Западный фронт, 1918», экранизация «Трёхгрошовой оперы», «Солидарность»).

Это революция в кино

Да и в современном западном кино, особенно в Европе, где опять возникла мода на «идеологизированные фильмы», куда проще обнаружить отголоски эйзенштейновского понимания природы кинематографа, способного быть и провокационным, и манипулятивным искусством - естественно, в хорошем понимании этих слов, поскольку массовое воздействие на зрителей может оказаться оружием обоюдоострым. Но сквозь всё наносное и отпадающее прочь, как ненужная шелуха, просвечивает в «Стачке» нечто подлинное и первородное, обнажается сущностное и значимое. А главное - это кино до мозга костей!
Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2017
психологический триллер
Исландия, 2016
комедия
Россия, 2017
драма, триллер
Австралия, США, 2017
драма
Франция, 2017
драма, комедия
Канада, Мексика, 2016
боевик, комедия
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
все фильмы в прокате >>