Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Неопознанный летающий

13 июля
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Мнение >>

«Ноль-объект»: Революция

Неопознанный летающий

В программе биеннале современного искусства «Манифеста», которое проходит сейчас в Петербурге, показали «Ноль-объект», фильм про Тимура Новикова. Но не только.

Евгений Митта

Александр Шейн и Евгений Митта уже много лет пишут киноэнциклопедию современного искусства, ее героями уже побывали Олег Кулик и Владимир Виноградов с Алексеем Дубоссарским. Третий фильм цикла оказался сложнее и хитрее. И человек-собака, и дуэт живописцев — персоны, и от режиссеров требовался их точный портрет. Сделать его, при наличии у героя обаяния, профессионалу нетрудно. Тимур Новиков — сложнее.

Александр Шейн

В первую очередь — потому что он не один. Новиков — часть и непосредственный лидер невероятной и, как сейчас понятно, катастрофически недооцененной волны в русской культуре, того тектонического сдвига, который произошел в головах, на экранах, в выставочных залах и на концертных площадках в конце восьмидесятых. Говорить о Новикове в отрыве от этого природного явления и шире, отдельно от всей истории русской культуры последних тридцати лет — в диапазоне от неофициальных художников до биеннале, от группы «Кино» до рейвов — невозможно. Даже само название фильма — перекличка с работой Новикова и его соратников, созданной для одной неофициальной выставки — сразу расширяет контекст. От подпольного искусства — к русскому авангарду. Справиться с этим садом расходящихся тропок, в котором каждое слово ведет в сотни пунктов назначения — труд титанический, портретисту этот эпос не под силу. Шейн и Митта очевидно с большим трудом приводят все к общему знаменателю.

Тимур Новиков

«Ноль-объект» спасают спикеры. Екатерина Андреева — искусствовед, один из лучших кураторов, важнейшая фигура в современном искусстве и автор подробной книги-биографии Новикова. Она озвучивает все главное о его почерке, стиле, об эволюции метода от живописи к коллажу и смешанной технике, от экспрессионизма к неоакадемизму. Наконец, о его идее «парампары» - непрекращающейся передачи знаний между учеником и учителем, а вместе с ней о связи этой волны восьмидесятых с русским авангардом. И таким образом дарит с барского плеча Шейну с Миттой всю смысловую, исследовательскую составляющую — про то, что за художник Новиков. Остается только подобрать нужные картинки. Другой герой-спаситель — собрат по оружию Новикова в юности, художник Олег Котельников, превращающий документальную ленту в уморительнейший стендап — спасибо уходящему в прошлое искусству «гнать телеги», филигранному и всегда бьющему наповал. Он оживляет сухое повествование, придает ему действие.

Владислав Мамышев-Монро

Наконец, всю вторую половину фильма вытягивают еще одни соавторы и соучастники — художники Владислав Мамышев-Монро и Георгий Гурьянов. «Берут» они, соответственно, экспрессией-артистизмом и сдержанностью-чувственностью. Они и превращают фильм-портрет в картину о поколении, изменившем мир. Их реакции, интонации, мелкая моторика, доказательство — да, это они, панки, новаторы изменили мир вокруг нас, а не политики и народные депутаты. Да, они были людьми, свободными по праву рождения.

Тимур Новиков

Вся эта гладкая история великих людей великого времени в рамках «Ноль-объекта» упирается в стену. Останавливается сама по себе, ни в кого не перерождаясь и никому не передавая эстафету. Жизнь внесла некоторые коррективы и в сам фильм — финалом «Ноль-объекта» становится не триумф искусства и даже не смерть Новикова, а похороны главных спикеров. Мамышева-Монро, трагически погибшего прошлой весной, и вскоре после него скончавшегося Георгия Гурьянова. Эффект это производит, как будто кто-то дернул стоп-кран. Как это — меняли-меняли мир, захватывали все новые территории, становились все более популярными, и вдруг все кончилось?

Тимур Новиков

Но, если вдуматься, так оно и произошло. Боги и герои не то что сошли со сцены — им не нашлось места в созданном им мире. Что бы сейчас делал Курехин? Судил шоу «Голос»? Сидел в Госдуме? Записывал альбомы на Бали? Не было очевидно места в новых условиях ни самому Новикову, ни Гурьянову, ни Монро. Первый открыто выступал против арт-истеблишмента и жег современное искусство под конец жизни (в фильме есть эпизод этой акции - «Сожжение сует»), Гурьянов с Монро очевидно к системе биеннале и галерей относились свысока. Остался вне контекста, но мелькал в фильме отец петербургской неофициальной литературы Аркадий Драгомощенко, тоже скончавшийся не так давно — и тоже не издающийся миллионными тиражами. Почти десять лет хранит молчание в затворничестве самый невероятный отечественный кинорежиссер последних десятилетий — Евгений Юфит. Не снимать же ему, в самом деле, истории из жизни провинции и сериалы — с его талантом к созданию панковского черно-белого кино.

Тимур Новиков

После несколько смазанных кадров прощания с Монро и Гурьяновым, в «Ноль-объекте» все же ставится точка. На экране снова появляется Новиков. С золотым посохом в руках, больной, ослепший, на фоне парчового коллажа. И витийствует, пусть несколько комично: «Искусство победит! Люди все равно будут писать стихи, рисовать картины!» Теперь это кажется хэппи-эндом. Благо, справедливость восстанавливается: вся культура конца восьмидесятых, от которой остались одни подростковые торбы с лицом Цоя, сейчас вдруг пробудилась. Устраивают реюнионы почившие группы, вроде «Странных игр», входят в полосу активности задремавшие — наподобие «Телевизора». В Москве, где еще недавно маститая критикесса левых убеждений про работы Новикова имела сказать только брезгливое «я бы эти простынки погладила», открывается большая ретроспектива художника — и к нему уже другое отношение, как к признанному классику, последнему в двадцатом веке. А вдруг Юфит проснется — вот тогда точно начнется нечто. Одно смущает — то, что это радует как движуха, процесс. И только. И вся надежда в этом смысле исключительно на старую гвардию. С другой стороны, между авангардом двадцатых и героями «Ноль-объекта» тоже был зазор в пять десятилетий, придется терпеть.

Иван Чувиляев
Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Франция, 2017
семейное кино
Германия, 2017
детский фильм, семейное кино
Россия, 2017
биография, драма
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма
Южная Корея, 2016
боевик, приключения, фильм ужасов
Великобритания, Индонезия, Канада, США, Сингапур, 2017
боевик, криминальный фильм, приключения
Китай, США, 2017
все фильмы в прокате >>