Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Сеча на Эльбе

3 июля
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
3
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

«Моё отечественное кино» с Сергеем Кудрявцевым >>

Сеча на Эльбе

У режиссёра Григория Александрова к моменту постановки фильма «Встреча на Эльбе» уже была на счету неудачная драматическая лента «Одна семья», снятая в 1943 году в Баку и только там показанная в местном Доме кино (и потом вплоть до 1992 года она оставалась фактически на полке). Говорят, что Сталину картина не понравилась, и он не хотел, чтобы позорились перед публикой его любимцы Александров и Орлова. Однако другая некомедийная работа Григория Александрова вышла в прокат, имела большой успех в 1949 году и получила Сталинскую премию I степени, оказавшись типичным образчиком пафосной советской пропаганды, весьма показательно отражающей смену вех в условиях нарастающих тенденций «холодной войны» лишь спустя менее четырёх лет после встречи союзников на Эльбе.

Сеча на Эльбе

И действительно знаменательно, что признание отечественной публикой двух своего рода политических шпионских фильмов (правда, в «Секретной миссии» Михаила Ромма, вышедшей в 1950 году, этот сюжетный мотив противоборства двух разведок - советской и американской - выражен намного сильнее) было полностью идентичным в количественном отношении: посещаемость составила 24,2 млн. человек. Конечно, это не зрительский триумф «Падения Берлина» Михаила Чиаурели, но «Встреча на Эльбе» в целом ряде сцен, особенно с участием техники и массовки, пусть и небрежно поставленных, практически подготавливает появление «главного сталинского произведения о войне» с его довольно фальшивой идеей о том, что только Советский Союз мог принести на немецкую землю свободу и демократию.

Сеча на Эльбе

И хотя лента Александрова, снятая по сценарию Льва Шейнина (бывший следователь прокуратуры СССР успел дважды - до войны и после войны - очутиться в сталинских застенках, но каким-то образом избежал более горькой участи) и братьев Тур, повествует уже о мирных временах, она в соответствии с новыми веяниями настойчиво вдалбливает в сознание миллионов мысль о том, что встреча на Эльбе была весьма краткосрочной и как бы иллюзорной, словно в наивной сказке, а на самом-то деле «сеча в Германии» продолжается!

Сеча на Эльбе

Демагогичность и откровенное враньё в данном киноповествовании, когда герои разговаривают на языке газетных передовиц, лишь в некоторой степени сглаживаются благодаря всё-таки человеческим и задушевным интонациям, возникающим при обычном общении советских людей с американцами и даже с отдельными немцами. В этом плане чуть выигрышнее персонажи Бориса Андреева (сержант Егоркин), Михаила Названова (майор Джеймс Хилл), Ивана Любезнова (сержант Харри Перебейнога), Сергея Ценина (сенатор Вуд), Юрия Юровского (профессор Отто Дитрих) и Геннадия Юдина (его сын Курт Дитрих). А вот исполнители ролей супружеской четы МакДермот (Владимир Владиславский и Фаина Раневская), капитана Томми (Эраст Гарин), Эрнста Шметау (Виктор Кулаков) и Шранка (Андрей Файт) явно пережимают, превращая свои экранные образы почти в карикатуры.

Сеча на Эльбе

Да и режиссёра тоже кидает из стороны в сторону - от искусственной патетики до уничижительной сатиры, особенно в эпизодах «американского разгула» на территории, относящейся к сектору союзников. Перебор выразительных средств, употреблённых с нажимом и демонстративно, вызывает противоположную задуманному реакцию. Впрочем, это теперь мы так судим, спустя 65 лет после выхода картины. Однако если сравнивать с какими-то американскими лентами той поры - допустим, с «Приговором перед рассветом» нашего прежнего соотечественника Анатоля Литвака… Насколько же разителен именно художественный контраст этих творений, не говоря о прочем, например, о верности и точности воспроизведения жизни в тогдашней Германии.

Сеча на Эльбе

Сергей Кудрявцев
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 2
kinanet (Москва)   5.07.2014 - 22:41
Какое "решение" якобы было принято перед рассветом? На самом-то деле, речь идёт о приведении приговора в исполнение именно на рассвете. В фильме Литвака - даже не послевоенная Германия, а конец... читать далее>>
№ 1
ОлегКМ (Московская область)   5.07.2014 - 18:38
Сергей, Вы пишете об "откровенном вранье" фильма Алексанндрова, а потом "о верности и точности воспроизведения жизни в тогдашней Германии" в фильме "Решение перед рассветом"... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Франция, 2017
семейное кино
Германия, 2017
детский фильм, семейное кино
Россия, 2017
биография, драма
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма
Южная Корея, 2016
боевик, приключения, фильм ужасов
Великобритания, Индонезия, Канада, США, Сингапур, 2017
боевик, криминальный фильм, приключения
Китай, США, 2017
все фильмы в прокате >>