Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

У каждого свой нуар

21 августа
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
21
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Внутренняя империя >>

Десять доказательств, что отчаяние будет длиться вечно

У каждого свой нуар

В прокат выходит «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» Роберта Родригеса - второй фильм по мотивам одноименного графического романа Фрэнка Миллера, который вдохновлялся фильмами нуар, сочиняя свою черно-белую сагу о жителях прогнившего города, где правят бал обман, разврат, жестокость и злоупотребление властью.

У каждого свой нуар

Пол Шредер в статье «Заметки о фильме нуар» писал, что у каждого кинокритика есть свое определение этого понятия, но четкого представления о том, каким критериям должен соответствовать фильм, чтобы считаться нуаром, пожалуй, не существует. Чаще всего фильм нуар признают по совокупности визуальных и сюжетных признаков: торжество черного, преобладание косых экспрессионистских линий, полный отчаяния главный герой, тщетно скрывающий от прошлого и трепещущий перед ненадежным будущим, роковая женщина (femme fatale), сомнения в реальности происходящего и даже собственной идентичности. Иными словами, фильм нуар можно утрамбовать в формулу из узнаваемых стилистически-визуальных решений и мрачных, отчаянных, пронзительно болезненных настроений, полных сексуального подтекста.

У каждого свой нуар

Временной ареал «черных фильмов» как правило ограничивают началом 40-х - концом 50-х годов, а точку ставят в 1958 году, когда вышла «Печать зла» Орсона Уэллса. Но с тех пор отчаянная интонации нуара, созвучная послевоенному настроению кинозрителей, не раз возвращалась во второй половине XX века - после войны во Вьетнаме под именем нео-нуара, а позднее - в форме многочисленных стилизаций и переосмыслений, которые актуальны и по сей день. Премьера долгожданного сиквела «Города грехов» (первый фильм вышел в 2005 году) - отличный повод вспомнить, как фильмы нуар повлияли на современный кинематограф и найти «черный» отголосок в картинах XXI века.


«Человек, которого не было»
Режиссеры: братья Коэн, США, 2001
У каждого свой нуар
Самое показательное обращение братьев Коэн к стилистике нуара: черно-белое изображение, роковая Скарлетт Йоханссон, парикмахер-аутсайдер (Билли Боб Торнтон), стремящийся урвать лучшей жизни при помощи шантажа, пока тьма обыденности и безысходности окончательно не поглотила его. Подобная «черная» эстетика возникала у режиссеров и раньше (в дебютной «Просто крови» и «Фарго»), но в «Человеке» еще и удачно выбрано время действия - 1949 год: война окончена, фильм нуар выходит на новый виток, послевоенное отчаяние повисло в воздухе.



«Малхолланд драйв»
Режиссер Дэвид Линч, США, 2001
У каждого свой нуар
Не прошел мимо сновидческой составляющей нуара и большой дока этого дела - Дэвид Линч. Нотки «черного кино» можно уловить и в «Шоссе в никуда», и в «Человеке-слоне», но история про потерю идентичности (героиня Наоми Уоттс), дополнительно запутанная сложным повествованием, столь любимым авторами фильмов нуар, гораздо ближе к условной традиции. «Малхолланд драйв» хоть и цветной, но не обходится без обязательных гангстеров, роковых блондинок, а также пульсирующей и даже проявляющейся сексуальности.


«Город грехов»
Режиссеры: Роберт Родригес, Фрэнк Миллер и Квентин Тарантино
США, 2005
У каждого свой нуар
Графическое решение комикса Фрэнка Миллера, по признанию автора, было вдохновлено классическими фильмами нуар. Адаптируя этот оммаж «черному кино» для большого экрана, Роберт Родригес в компании самого Миллера и Квентина Тарантино отлакировал узнаваемый визуальный стиль до блеска - вечный дождь, торжество теней и темноты, точеные фигуры в контровом освещении или яркие полоски света, пробивающиеся сквозь жалюзи, наклонные ракурсы. Плюс выпустил на волю тех демонов, что скрывались в темных углах сдержанных фильмов нуар: вожделение, обнаженную женскую плоть, бескомпромиссное насилие и ненависть человека к человеку, а закона - ко всему живому.


«Кирпич»
Режиссер Райан Джонсон, США, 2005
У каждого свой нуар
Дебют Райана Джонсона, который с тех пор успел снять «Братьев Блум», «Петлю времени», пару серий «Во все тяжкие», а уже скоро возьмется за вторую и третью часть новых «Звездных войн», - это фильм нуар, случившийся на заднем дворе школы. Распутывать непростое дело предстоит юному калифорнийскому аутсайдеру Брендану (Джозеф Гордон-Левитт), которого окружают не менее молодые femme fatele, всезнающие хипстеры-информаторы и дерзкие головорезы, одетые как Джей из киновселенной Кевина Смита. Изъясняются персонажи «Кирпича» как герои «круто сваренных детективов», напоминая, что кино - это не в последнюю очередь игра, творящаяся на публику и в голове каждого соучастника.


«Огни городской окраины»
Режиссер Аки Каурисмяки, Финляндия, 2006
У каждого свой нуар
Неспешный финский фильм нуар большого мастера по части трагедий маленьких людей Аки Каурисмяки, в котором холодные, залитые синим светом окраины Рухолахти таят не меньше опасностей, чем тихий американский пригород. Охранник Койстинен (Янне Хюютияйнен) ищет лучшей жизни, но сталкивается с враждебностью и равнодушием себе подобных, а также клюет на удочку роковой блондинки (Мария Ярвенхельми), за которой стоят финские криминалитеты. Смотреть с надеждой в будущее трудно даже под танго Volver Карлоса Гарделя.


«Антенна»
Режиссер Эстебан Сапир, Аргентина, 2007
У каждого свой нуар
Аргентинская лента оператора Эстебана Сапира про город, где все люди онемели, а единственный носитель речи - певица Голос (Флоренция Рагги), которую также хочет украсить Мистер ТВ (Алехандро Урдапильета), лишивший очевидного способа коммуникации остальных граждан. Черно-белая история про поиски утраченного слова полна неожиданных ракурсов и решений, рождает ассоциации от Линча до Мэддина, а также утверждает мысль, что самое важное у простого человека обязательно отнимет кто-то большой и властный.


«Дзифт»
Режиссер Явор Гырдев, Болгария, 2008
У каждого свой нуар
Первый фильм театрального режиссера Явора Гырдева - экранизация одноименного романа Владислава Тодорова, коммунистический нуар про болгарские 60-е, в котором шутки про дерьмо и женоненавистнические монологи пересыпаются цитатами из «Кандида» Вольтера, рассуждениями о паноптикуме и почти сорокинскими обращениями к красной звезде и мавзолею Георгия Димитрова. Полный черного юмора, словно сборник анекдотичных притч, «Дзифт» напоминает социальные и реалистичные послевоенные нуары, а в самых сложносочиненных сценах - «Хрусталев, машину!». Заодно он наглядно демонстрирует, что фильм нуар недурно существует и в стране победившего социализма, где можно быть честным, как Ленин, но при этом старательно жевать гудрон (дзифт) вместо жвачки.


«Убийца внутри меня»
Режиссер Майкл Уинтерботтом, США-Великобритания, 2010
У каждого свой нуар
Вольная экранизация одноименного романа Джима Томпсона, который предпринял известный многостаночник Майкл Уинтерботтом, стремящийся догнать и перегнать на этом поле Стивена Содерберга (безуспешно). Жестокий помощник шерифа Лу Форда (Кэйси Аффлек) пытается разобраться с внутренними демонами, но никак не может перебороть отцовское наследие, которое вынуждает его творить ужасные вещи. Форд - гадкий коп из любого фильма нуара, жестокий и неуправляемый душегуб, чья мотивация обычно оказывается за кадром (хотя и в прицеле Уинтерботтома она остается довольно поверхностной).


«Драйв»
Режиссер Николас Виндинг Рефн, США, 2011
У каждого свой нуар
Жестокая и неспешная лента, которая вывела Николаса Виндинга Рефна на новый уровень и принесла Золотую пальмовую ветвь за лучшую режиссуру. Молчаливый Водитель (Райан Гослинг) подрабатывает каскадером, впутывается в криминальную историю, влюбляется в мать-одиночку (Кэри Маллиган), избивает незнакомцев до полусмерти, влипает в неприятности, крошит людей из дробовика. Герой Гослинга живет одним днем, напоминая своей холодностью то ли рок-звезду без гитары, но с пистолетом, то ли тертого Филипа Марлоу из детективов Рэймонда Чандлера, которому отрезали язык, но разрешили гордо светить зубочисткой. Категории крутости и маскулинности для Рефна всегда были и остаются на первом месте, ну а девушки - а девушки потом.


«Черный уголь, тонкий лед»
Режиссер Йинана Дяо, Китай, 2014
У каждого свой нуар
Лауреат главного приза Берлинского кинофестиваля, лента Йинана Дяо рассказывает запутанную детективную историю, случившуюся в Северном Китае в 1999 году. Разведенный офицер полиции Джан (Ляо Фань) расследует дело серийного убийцы, чьи следы ведут в местную прачечную. Джан следит, а затем и влюбляется в девушку, которая там работает (как оказывается, местную femme fatale). Лента Дяо проникнута ироничной точностью в воспроизведении быта жителей китайского города, которую разбавляет черный юмор и эпизоды жестокости, без которых экспортный восточный кинематограф просто немыслим.

Алексей Филиппов
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
клюка (киев)   22.08.2014 - 23:29
"Дело №306" --- наш нуар. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2017
психологический триллер
Исландия, 2016
комедия
Россия, 2017
драма, триллер
Австралия, США, 2017
драма
Франция, 2017
драма, комедия
Канада, Мексика, 2016
боевик, комедия
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
все фильмы в прокате >>