Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Мир социальных сетей и школьники

28 сентября
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
28
30
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Мнение >>

Фрагменты книги И. В. Челышевой «Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников».
Дай ребенку компьютер, и он за полчаса разберется в теории относительности (Сугата Митра)
В наше время Интернет стал неотъемлемой частью повседневной жизни, бизнеса, политики, науки, образования. Практически каждый современный человек знаком с возможностями персональных компьютеров или виртуальных сетевых сообществ. Количество активных пользователей Интернет постоянно растет, ими сегодня являются школьники, студенты, профессионалы любой области. Опрос, проведенный среди московских школьников разных возрастов, показал, что наиболее активной аудиторией Интернет среди школьников являются подростки и старшеклассники: около 40 % школьников «выходят в интернет 1–2 раза в день. Пятая часть всех школьников попадают в сеть 1–2 раза в неделю. Четвертая часть 10–11-классников и пятая часть 8–9-классников Москвы объявили, что они «живут в интернете». Не пользуются интернетом никогда всего лишь 1–2 % московских школьников [Солдатова и др., 2011, с. 25].
Мир социальных сетей и школьники
Известно, что социальные сети оказывают все более существенное влияние на развитие, поведение, ценностные ориентации и жизненные ориентиры современных детей и подростков, которые вполне самостоятельно формируют медиаконтент, определяют наиболее значимые медиасобытия в огромном информационном потоке. Согласно результатам международного проекта «Дети России онлайн», около 80 % российских школьников имеют свой профиль в социальных сетях. Среди детей 9–12 лет больше половины пользуются социальными сетями, игнорируя возрастной ценз, установленный в России – 13 лет.
В Декларации «За безопасность детей и молодежи в Интернете», принятой в 2010 говорится: «Международный и российский опыт свидетельствует о том, что информационные и телекоммуникационные технологии, открывая новые возможности для социально-экономического развития стран, свободного распространения информации, в то же время представляют собой этические вызовы в плане уважения к правам человека, фундаментальным свободам, неприкосновенности частной жизни.
Неправомерное использование данных технологий может представлять собой потенциальную опасность для детей и молодежи как наиболее уязвимой перед лицом интернет-угроз категории пользователей глобальной сети».
В самом деле, современные дети и подростки нередко становятся жертвами медианасилия и медиманипуляции в социальных сетях и блогах, на форумах и в чатах. Зачастую им достаточно трудно самостоятельно противостоять негативной, а то и агрессивной медиаинформации. Еще одной серьезной проблемой современного подрастающего поколения становится Интернет-зависимость. Это явление также тесно связано с социальными сетями, он-лайн играми и посещением различных чатов. Поэтому в настоящее время становится особенно важным определение основных ценностных, эстетических, культурных приоритетов, обозначение основных вопросов семейного воспитания подрастающего поколения, связанных с развитием новых информационных технологий.

Жил да был Маленький принц. Он жил на планете, которая была чуть побольше его самого, и ему очень не хватало друга... (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
Виртуализация все теснее охватывает нашу жизнь, все привычнее становятся виртуальные образы, виртуальная реальность, виртуальное общение, виртуальные подарки, виртуальные совещания и конференции. В результате человеческая жизнь протекает по двум потокам – реальному и виртуальному. Интерактивность позволяет создавать иллюзию практически реального существования в виртуальном мире и предоставляет нам широкие возможности для конструирования личного виртуального пространства, который обладает определенными смыслами: нравственным, эстетическим, информационным, социокультурным и т.п.
Мир социальных сетей и школьники
Время бежит так быстро, что за ним не успеть… Дети «телевизионного поколения» уже сами стали родителями. Сегодняшние мальчишки и девчонки почти не смотрят телевизор, и относятся к нам – взрослым телезрителям немного свысока. Им непонятно, зачем ждать, когда покажут любимый фильм или программу по ТВ, если можно все посмотреть сейчас – не откладывая… Да и к тому же, фильмы и телепередачи вовсе не занимают первое место по популярности у современных детей. Им гораздо интереснее общаться в блогах и в социальной сети, играть в онлайн-игры, смотреть ролики в You Tube или выкладывать фотографии в Instagram.
Нашу запоздалую реакцию на заданный вопрос дети интернетпоколения тоже принимают с трудом. Они привыкли общаться в онлайне мгновенными сообщениями, и наше раздумье кажется им очень долгим.
Ребенок, не отрываясь от монитора, едет в транспорте, делает уроки, слушает музыку, смотрит фильмы, общается с одноклассниками и друзьями по двору, не расстается с интернетом и вечером, забираясь в постель. И даже собираясь в многочисленные компании, дети все чаще совмещают живое и виртуальное общение. Нынешние дети, по мнению М. Линдстрома и П. Сейболд – «первое поколение, рожденное с мышью в руках и компьютерным монитором, играющим для них роль окна в мир. Это поколение одинаково удобно чувствует себя как в онлайновом, так и автономном режимах. Это действительно интерактивное поколение. Оно единственное, кто знает, что такое моментальное удовлетворение собственных потребностей. К ним не применим такой термин, как «информационная перегрузка» [Линдстром, Сейболд, 2004].
Да, дети идут в ногу с эпохой цифровых технологий, премудрости которых усваивают совершенно самостоятельно и так фантастически быстро, что у мам и пап просто голова идет кругом… И как это у них так ловко получается? Родители, совершенно не напрасно волнуясь за осанку и зрение своих детей, обсуждают между собой эти странные метаморфозы. Зачем они так спешат? Почему для них «здесь и сейчас» стало так важно?
Удивительно, но наши дети нормально себя чувствуют, живя в таком бешеном ритме. Словом, «вырастает новое цифровое поколение пользователей интернета, чувствующих себя естественно и непринужденно не только в Рунете, но и в глобальной сети в целом» [Солдатова и др., 2011, с. 7].
Многие родители и учителя бьют тревогу по поводу повального увлечения школьников интернет-сетями и онлайн-играми. Если раньше детвора с криками носилась по двору до позднего вечера, теперь их на улицу подышать свежим воздухом не выставишь…
Исследователи выделяют целый ряд существенных моментов, которые отличают взаимодействие юных пользователей с социальными сетями от взаимодействия взрослых:
— у детей планка критичного отношения к сайтам, видео и играм ниже, чем у взрослых. Дети более доверчиво и позитивно оценивают интернет;
— в отличие от взрослых, дети воспринимают собеседника в интернет как «друга» и больше доверяют сетевым знакомствам. Поэтому ребенок охотнее идет на новые контакты в социальным сетям и блогосфере, знакомится с новыми людьми, и в то же время – острее переживает негативный опыт общения;
— опасность и нежелательность содержания видео, аудио, контента и игр дети и подростки осознают не всегда.
— интернет-зависимые школьники живут с постоянным ощущением опасности, им сложно общаться в реальном мире со сверстниками.
Сегодня Интернет, как источник информации, обогнал у юных пользователей по степени популярности и телевидение, и печатные средства массовой информации. Среди основных причин постоянно растущей популярности интернета и мультимедийных технологий выделяются следующие:
1) доступность практически любой информации;
2) новизна;
3) большие релаксационные возможности;
4) приближенность виртуальной реальности к жизненным условиям (к объективной реальности) по эмоциональности и эстетическим канонам и т.д.
Нам, родителям, предстоит трудная задача – воспитание подрастающего поколения, находящегося под постоянным воздействием медийного потока, поколения, которому через несколько лет предстоит самостоятельно ориентироваться не только в виртуальной, но и в реальной жизни, научиться отличать доброго человека от злого, а миролюбивого – от агрессивного и кровожадного [Челышева, 2011, с. 58].

– Знаешь, отчего хороша пустыня? – сказал он.
– Где-то в ней скрываются родники… (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

Перспективность создания специального интернет-пространства для детей очевидна, так как именно здесь обеспечивается кибербезопасность ребенка, а медиаконтент соответствует его возрастным особенностям.
Об этом свидетельствуют и мнения исследователей. К примеру, О. Трифонова считает, что детская социальная отвечает «требованиям родителей и предоставляет детям инструменты для детского творчества и самовыражения в сети, общения с друзьями, мультимедийный контент, доступный через любые привычные для детей каналы коммуникации» [Трифонова].
Интернет вызывает большой интерес школьников, поэтому и родителям необходимо быть в курсе основных событий, происходящих в виртуальном пространстве. Предлагаем Вам, Уважаемый читатель, поподробнее ознакомиться с наиболее интересными и познавательными социальными сетями для детей, при помощи которых юное поколение может безопасно путешествовать в виртуальном интернет-пространстве, да и Вы сможете найти здесь полезную для себя информацию.
Мир социальных сетей и школьники
Первым официально зарегистрированным в России социальным интернет-сообществом, аудитория которого включала и детей, и взрослых, стал «Мир Бибигона». Ее создателем в 2008 году стала Всероссийская государственная телерадиокомпания. Позже, в 2011 году сеть получила новое название «Страна друзей». Она предназначалась двум основным группам пользователей: взрослой и детской аудитории в возрасте от 7 до 15 лет. По велению времени для самых маленьких пользователей сетей в возрасте от 3 до 7 лет был создан детский портал «Бибигоша». Портал создан в рамках стратегического партнерства компаний Всероссийской государственной теле- и радиокомпании и Microsoft, при активном участии российского разработчика TVX Games.
«Страна друзей» – одна из крупнейших социальных сетей для российских детей и подростков. Здесь школьники имеют возможность ознакомиться с новостями, пообщаться с ровесниками, расширить кругозор и получить дополнительную информацию по учебным предметам при помощи представленных обучающих программ, электронных энциклопедий, посмотреть видеоуроки и т.п. Кроме познавательной информации в сети можно найти и игры, и конкурсы. Важным сегментом детской сети являются возможность и детей, и взрослых получить он-лайн консультацию психолога.
Одна из ярких достопримечательностей этой сети – город Виртград. Путешествуя по виртуальной карте, каждый юный житель интернет-страны может по своему желанию поселиться в любом районе.
Мир социальных сетей и школьники
Еще один социальный интернет-проект виртуального мира сконструирован по мотивам известного мультипликационного фильма «Смешарики». Аудитория этой социальной сети – дошколята и младшие школьники. В соответствии с целевой аудиторией подобран контент сайта: кроме общения в сети, ребята участвуют в конкурсах, слушают записи сказок, смотрят мультфильмы, принимают участие в конкурсах.
На сайте также есть информация для родителей, касающаяся безопасного общения ребенка в сетевых сообществах.
Для детей от 4 до 12 лет разработчики «Смешариков» подготовили сетевую многопользовательскую игру «Шарарам», созданную опять-таки по мотивам полюбившегося многим мультфильма. В игре присутствуют и игровые, и развивающие элементы. Так, игра направлена на развитие творческих способностей и познавательных процессов: памяти и внимания. В содержание игры удачно интегрированы обучающие элементы. Очень важно, что игра, адресованная детской аудитории, воспитывает дружелюбие и учит, как вести себя в различных жизненных ситуациях.

Мир социальных сетей и школьники
Еще один российский интернет-портал для детей школьного возраста «Твиди.ру» был создан компанией РосБизнесКонсалдинг. В соответствие с содержанием, разработчиками придуман и девиз портала: «Играй, Твори и Общайся!». Основной аудиторией «Твиди.ру» могут быть дети от 6 до 14 лет. Этот развлекательный портал выполняет, по сути, все функции, присущие социальным интернет-сетям. Например, здесь можно завести личный профиль, посмотреть кинофильмы, видео, ознакомиться с последними новостями, пообщаться, разместить фотографии, послушать музыку, поиграть в игры для мальчиков и девочек и т.д.
Особое внимание разработчики этой сети уделили безопасности детей – пользователей сети. Эту задачу решает особая форма регистрации, которую можно пройти, воспользовавшись специальным приглашением, которое ребенок получает в школе.
Мир социальных сетей и школьники
Одним из самых крупномасштабных детских интернет-проектов Рунета является Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть «Дневник.ру» направлена на общение детей, учителей и родителей по всей России. Это единая образовательная сеть, которая «формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Разработка проекта началась в 2007 году, и уже в 2009 проект был запущен под эгидой приоритетного национального проекта «Образование». «Дневник.ру» поддерживается Полномочным Представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования».
В сети «Дневника.ру» удачно сочетаются возможности интерактивного общения, дистанционного обучения и управления школьным документооборотом. К примеру, в открытом доступе находятся электронные классные журналы и дневники учащихся, с которыми родители могут ознакомиться в любое время. Важным сегментом сети выступает образовательная деятельность. Для пополнения запаса знаний учащихся собрана медиатека и электронная библиотека. Кроме того, ребята найдут на платформе сайта словари и тренинговые материалы для ЕГЭ, смогут ознакомиться с информацией о вступительных олимпиадах в университеты. Отдельный раздел портала посвящен трудоустройству школьников на время каникул.
Проект «Дневник.ру» стал неоднократным победителем различных конкурсов. Так, в 2010 году сайт удостоился награды «Премия Рунета» в номинации «Учительский интернет-проект», а в 2012 году получил премию World Summit Award как победитель в категории E-Learning&Education. В том же году компания стала резидентом инновационного Фонда Сколково.
Мир социальных сетей и школьники
Специально для российских школьников была разработана и социальная сеть «ClassNet» . Кроме развлечений (в этой сети есть возможность поиграть в игры разной степени сложности) здесь представлены и учебные материалы по предметам школьной программы. Важным сегментом сети является страница «Центр знания», где представлены материалы для сдачи единого государственного экзамена. Пользователи сети могут принять участие в познавательных конкурсах, организованных для детей разных возрастных групп. К примеру, участвуя в конкурсе «Современные технологии», школьники могут представлять творческие проекты собственных гаджетов, а титул «Эрудита клуба» можно получить, если по трем подсказкам угадать то или иное слово и т.п. Многие конкурсы сети проводятся в сети постоянно. Их непрерывный характер позволяет активизировать творческую и интеллектуальную активность участников.
Детские социальные интернет-сети и порталы, конечно, не имеют такой внушительной аудитории, как, скажем «Одноклассники» или «Вконтакте». Но общение в них является более безопасным для ребенка, чем в сетях «для всех», ведь детские сетевые сообщества при помощи специальных программ и системы модерации фильтруют негативную информацию, следят за тематикой сообщений и обсуждений с учетом присутствия несовершеннолетней аудитории. Поэтому, если Ваш ребенок использует подобные интернет-ресурсы, можно быть относительно спокойным за него.

Почему относительно? Да потому, что любое занятие, будь то общение в сети, или просмотр мультфильмов должно быть ограничено во времени и соответствовать не только личной безопасности, но и быть безопасным для физического здоровья. Известно, что взрослые операторы персональных компьютеров и профессиональные программисты должны делать перерывы в работе и отдыхать от монитора 15 минут каждый час. А сколько времени проводит за монитором или с планшетом в руках Ваш ребенок?
Как говорится в одной телевизионной программе: «А теперь внимание – правильный ответ!». Для детей младше семи лет это время составляет 20 минут, для детей в возрасте от восьми до десяти лет этот оптимальный временной отрезок составляет полчаса, а для детей постарше – до полутора часов в день. Если говорить о подростках и старшеклассниках, то более длительное нахождение за компьютером может быть оправдано лишь учебными целями. На деле, многие дети проводят в сети гораздо больше времени, чем это допустимо, нанося существенный вред своему здоровью.
Мир социальных сетей и школьники

Что такое социальные сети и их роль в жизни человека? Из чего складывается личный профиль и что он может рассказать о своем хозяине? Онлайн-игры в сети: увлечение или азарт? Что такое «Соглашение о кодексе поведения в Интернете»? Какие правила безопасности должны знать родители и дети для того, чтобы получать от общения в сети только положительные эмоции? Какие возможности есть в педагогической и психологической науке для оказания помощи своему ребенку, чтобы легко ориентироваться в мире социальных сетевых сообществ?
Ответы на эти вопросы, а также представление о возможных путях защиты ребенка от негативной медиаинформации социальных сетей, можно найти в книге И. В. Челышевой «Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников».

И. В. Челышева «Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников»
Министерство образования и науки Российской Федерации
Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Издательство Таганрогского института имени А. П. Чехова (ISBN 978-5-87976-923-4)
Рецензенты – профессор, доктор педагогических наук, Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ А. В. Федоров, доцент, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой рекламы ТИУиЭ А. А. Левицкая
Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Франция, 2017
семейное кино
Германия, 2017
детский фильм, семейное кино
Россия, 2017
биография, драма
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма
Южная Корея, 2016
боевик, приключения, фильм ужасов
Великобритания, Индонезия, Канада, США, Сингапур, 2017
боевик, криминальный фильм, приключения
Китай, США, 2017
все фильмы в прокате >>