Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Забвения лета

3 сентября
2014 год
 
 
2
3
5
6
7
9
12
13
15
16
18
19
21
23
24
25
27
28
30
31
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
 
 
 
5
7
8
10
12
14
15
19
21
23
24
26
27
30
 
2
4
5
8
9
10
12
13
14
16
17
18
20
21
22
24
26
27
29
30
 
 
 
3
4
5
6
8
10
12
13
14
17
21
24
25
27
29
31
 
 
 
 
 
 
2
5
6
7
8
9
10
13
14
15
17
18
19
20
22
23
24
25
27
29
30
 
2
4
5
7
8
10
11
12
14
15
16
17
18
19
23
24
27
28
29
30
31
 
 
 
 
3
4
5
6
14
15
19
22
23
25
26
28
30
31
2
3
4
6
8
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
22
23
25
26
27
30
 
 
2
3
4
5
6
8
9
10
12
13
16
18
19
20
22
23
24
28
29
31
 
 
 
 
 
3
5
8
10
11
12
14
15
16
17
18
20
22
23
24
25
26
27
29
30
2
4
6
7
8
9
10
12
13
15
16
18
19
21
22
24
26
27
30
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

19 августа 2014 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Бориса Дёжкина - одного из самых ярких и самобытных российских аниматоров, режиссера целого списка знаменитых фильмов: «Шайбу! Шайбу!» (и другие эпизоды про «Метеор»), «Чиполлино», «Необыкновенный матч», «Тихая поляна» и еще множество фильмов

Забвения лета

В силу профессионального интереса, я довольно часто читаю англоязычные СМИ, пишущие про анимацию, и англоязычные же форумы. В них много для меня удивительного, но, пожалуй, больше другого поражает историческая память американцев, их любовь и внимание к своей культуре. Какой-нибудь автор бекграундов к «Алладдину» с уверенностью может рассчитывать на то, что в какой-нибудь книге ему будет отведена целая глава. Какой-нибудь талантливый мультипликатор, поработавший на «Том и Джерри» может не сомневаться, что потомки разберут его творчество и особенности стиля, сделают нарезку именно из его сцен и объяснят, чем именно его уникальный почерк отличается от почерка другого талантливого аниматора, работавшего на «Том и Джерри». А уж режиссер эпизодов «Looney Tunes» просто обречен на то, чтобы про его 100-летие помнили. Потому что имя Боба Клэмпетта, например, вписано в аналы американской истории. И, как следствие, не только американской.
Так что когда в мае 2013-го отмечалось столетие этого замечательного режиссера, показы, ему посвященные, проходили, в том числе, в Цюрихе - со всем солидным представлением работ и особенностей визуального стиля. Ресурс Cartoon Brew комментировал это мероприятие таким образом «Работы Боба Клэмпетта в Швейцарии не очень хорошо известны»... Ну да, потому что во многих странах они известны очень хорошо, а на американских ресурсах можно найти неимоверное количество информации об этом режиссере, включая какие-нибудь его стихи, ранние комиксы и рисунок, который Боб сделал в 12 лет... Есть отдельный веб-сайт, посвященный сериалу Клэмпетта «Бени и Сесил», есть "вики", посвященная сериалу «Looney Tunes», на портале IMDB есть подборка «30 лучших мультфильмов Боба Клэмпетта», и я, находясь в России, с помощью нескольких кликов могу купить оригинальный целлулоид Клэмпетта за какие-то 250 долларов + доставка.

Забвения лета

Как купить оригинальный целлулоид Бориса Дёжкина, я, если честно, не знаю. И про особенности визуального стиля этого режиссера и аниматора, не только в Швейцарии некому рассказать, но и в России тоже найдется всего пара-тройка людей, способных это сделать, не проводя дополнительных исследовательских работ. В сущности, если не брать непосредственно коллег Дежкина, такой человек один - гениальный хранитель нашей анимационной исторической памяти историк анимации Георгий Бородин.

Забвения лета

Это при том, что Дежкин был не только интереснейшим, самобытным режиссером, не только необычайным аниматором, одним из самых выдающихся аниматоров в советской истории, но и в целом выдающейся личностью, о чем свидетельствуют те немногочисленные о нем воспоминания, которые сохранились и были опубликованы.

Забвения лета


Чего стоит хотя бы следующий эпизод, о котором рассказывает Кирилл Малянтович в «Аниматорах Союзмультфильма»: «Хочу описать свою первую встречу с Дёжкиным. Я только что оформился в 1947 году на студию фазовщиком, еще никого не знал. Однажды я сидел в коридоре студии, располагавшемся справа от большого зала. В коридоре было полутемно. С лестницы появился человек. Проходя мимо меня, он оглянулся и, никого не заметив, вдруг, не прерывая шага, без разбега скрутил сальто, и не заднее, а более сложное переднее, и спокойно продолжил свой путь. Я был удивлен и поражен этим неожиданным поступком и рассказал о нем кому-то, спросив, кто это был. "Режиссер Дёжкин, - ответили мне, - это он так проверяет себя, свои силы". Для меня, только что пришедшего в студию, вид кинорежиссера, крутящего сальто, был какой-то дикостью, нереальностью. Потом со странностями быта этой студии и ее обитателей я свыкся и не удивлялся».

Забвения лета

А вот что писал о Дежкине Федор Хитрук: «Что бы он ни делал, все выходило у него легко, акробатически ловко (он в самом деле был превосходный акробат) и как-то особо артистически. Даже карандаш брал не просто: положит его на край стола, ударит по кончику, поймает на лету и только тогда начинает рисовать.
Работал Дежкин виртуозно. Я помню почти все созданные им сцены, потому что часами простаивал у него за спиной, наблюдая за бегающим в его руке карандашом. Это было настоящее чудо: рисунок возникал как-то сразу — еще не видно ни головы, ни ног, а движение уже угадывалось.
Сцена рождалась буквально на глазах. Я смотрел, затаив дыхание и боясь шелохнуться, чтобы не разрушить это чудо. Между тем сам Дежкин поминутно вскакивал, убегал куда-то, возвращался и продолжал рисунок на прерванной линии, ни секунды не задумываясь
» (ХИТРУК Ф. Воспоминания // КЗ. 2005. № 73).

Забвения лета

Как и у многих аниматоров, у Дежкина была удивительная судьба. Родился он в Курске, в семье железнодорожника, работал сначала слесарем-инструментальщиком, а на досуге рисовал карикатуры. По совету директора завода, пошел учиться в журнал «Крокодил», где преподавателем его оказался Алексей Радаков. Радаков-то и привел Дёжкина на «Союзмультфильм», который тогда еще только создавался. Дебют Дёжкина в качестве аниматора (на фильме «Лиса-строитель») так поразил коллег, что Борис Петрович мгновенно стал своего рода знаменитостью.

Режиссерский дебют Дёжкина датирован 1937-м годом - это картина «Привет героям!», посвященная героям челюскинцам. Несмотря на такой ранний и скорый старт в качестве режиссера, Дежкин долгие годы после этого работал исключительно мультипликатором, создав в этом качестве два десятка мультфильмов за предвоенные и военные годы.

Забвения лета


Большой трагедией для Дежкина стала потеря глаза во время войны. «Студия еще не успела эвакуироваться, и ребята ходили тушить зажигалки, ловить бомбы. В тот день они сидели у Романа Давыдова, который впоследствии снял «Маугли». Бомба попала в дом, Борис закрыл своим телом жену, и осколком поразило левую сторону его лица» (Вдова режиссера Ольга Гайдук-Дежкина - в интервью Peoples.ru).
Одного глаза нет, другой видит плохо, казалось бы, для художника - это конец карьеры. Но для Дежкина она (карьера) только начиналась. В 1946-м году вышел его полноценный режиссерский дебют «Тихая поляна», и с этого началась огромная спортивная эпопея.

Забвения лета

Конечно, Дежкин снимал не только фильмы про спорт. У него есть и басни («Слон и муравей», «Лев и заяц»), и сказки («Сердце храбреца»), и сатирические фильмы («Это не про меня», «Не опоздал»), и фильмы-плакаты («Железные друзья») и, конечно, всем известен его «Чиполлино». Но все же именно спортивная тематика стала так сказать коньком режиссера. Начиная с истории про футбольный матч между зверями в лесу («Тихая поляна»), продолжая историями про спортивное соперничество деревянных и мягких игрушек («Необыкновенный матч», «Старые знакомые») и заканчивая великолепным и непревзойденным мини-сериалом про спортивную команду «Метеор», который и стал в итоге визитной карточкой Дежкина.

Забвения лета

Производительность Дежкина была феноменальна. «Около тридцати картин сделал Дежкин как режиссер. А в скольких он участвовал как художник-одушевитель, мультипликатор! По его собственным приблизительным подсчетам его рисунки использованы в 30 тысячах метров пленки!» (АБОЛЬНИК О. Дежкин Борис // Режиссеры и художники советского мультипликационного кино)
Было бы наивно пытаться рассказать обо всем этом в обычной колонке - и даже не потому, что не хватило бы места (благо Интернет объемы не лимитирует), а потому, что такой юбилейный рассказ обречен быть поверхностным и дилетантским. О художниках масштаба Дежкина нужно писать книги, с их работами нужно издавать художественные альбомы и выпускать DVD с поэпизодными комментариями. Возможно ли это в России? Вряд ли сегодня. По случаю 100-летия художника в начале года прошла небольшая выставка в Измайлово, по ТВ была показана пара двухминутных сюжетов, а в Курске, на родине Дежкина, проведен творческий вечер. Ресурс animalife.ru, совместно с Музеем кино, начал публикацию архивных материалов с комментариями Георгия Бородина, и пара газет опубликовали короткие новости... На этом чествование закончилось (возможно, что-то ускользнуло от моего внимания, но масштабы, думаю, я вполне верно обрисовала), почти не начавшись и оставив больше не удовлетворение, а вопрос: «почему у нас так?»

Забвения лета

Вопрос риторический и не имеющий ответа или имеющий ответов слишком много. Тут можно упрекать Министерство культуры, которое слишком мало заботится о творческом наследии, можно кинуть камень и в сторону анимационного сообщества, и в адрес кинокритиков, которые предпочитают в основном интересоваться игровым кино, и найти еще множество "крайних". И на это всегда найдутся ответы: что бюджеты минкульта не резиновые, что анимационное сообщество у нас крошечное и рук на все не хватает, что кинокритиков тоже не пруд-пруди, и анимации их не особенно обучают в соответствующих вузах. И остается тогда народ (вообще-то, в Америке огромное количество такой деятельности ведут не специалисты, а именно энтузиасты, обычный народ так сказать), который, разумеется, безмолвствует. В общем, что ни говори, но факт остается фактом: информацию о творчестве Боба Клэмпетта я могу найти в огромном количестве за 5 минут, а вот буде кто захочет узнать подробнее о Борисе Дежкине, шансов на это не много.

Забвения лета


Это было бы и само по себе обидно, но вдвойне - в контексте нынешнего взлета патриотизма, когда повсеместно звучат выкрики о том, как же хороша наша отечественная культура против их иностранной. Мне не близка такая позиция, но я бы даже готова была с ней смириться при одном условии: если бы люди, выкрикивающие эти лозунги, действительно интересовались нашей культурой и что-то ради нее делали, помимо попыток запретить все зарубежное. Ведь это не так уж сложно: создать фан-сайт Дежкина, показать своему ребенку наши мультфильмы и рассказать про их создателей, прийти на потрясающий цикл лекций Георгия Бородина, посвященный Льву Атаманову, купить книжку Вадима Курчевского, задуматься, прокомментировать, потратить 5-10-15 минут на просмотр редкого мультфильма, посетить с ребенком детский клуб в кинотеатре «Звезда», где я провела в прошлом году несколько занятий по нашей анимации, рассказывая детям про «Союзмультфильм», Дежкина, Хитрука, Курчевского и где за все время этих занятий не было ни одного человека со стороны, помимо школы, с которой мы сотрудничали, узнать, выяснить, захотеть... Или все-таки все это сложно? Наверное, куда сложнее, чем просто ругать все иностранное, не разбираясь, в сущности, ни в зарубежной, ни в отечественной культуре, и не умея ценить, уважать и любить ни ту, ни другую.

Забвения лета

Только знаете что... запреты чужого не научают любить свое, ибо вопреки утверждениям народной мудрости, свято место бывает пусто - и пустеет оно тогда, когда вместо уважения насаждается ксенофобия, а ТВ пропагандирует ненависть вместо культуры. Результаты я видела на детском клубе в том числе, когда дети, от меня впервые услышавшие название «Союзмультфильм», наверняка при этом знали, что «"Дисней" - это плохо, потому что он американский». И судьба этих детей лично меня пугает куда больше, чем судьба их предшественников (лет пять назад), которые просто любили диснеевского «Винни-пуха» больше, чем отечественного.

В оформлении текста использованы материалы Государственного Музея Кино

Мария Терещенко
Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
Vakkamaja (Ленинград)   5.09.2014 - 13:58
Большое спасибо за статью! Буквально на днях показывал детям эти мультфильмы, а рассказать о них было нечего. Низкий поклон Борису Дёжкину! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Франция, 2017
семейное кино
Германия, 2017
детский фильм, семейное кино
Россия, 2017
биография, драма
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма
Южная Корея, 2016
боевик, приключения, фильм ужасов
Великобритания, Индонезия, Канада, США, Сингапур, 2017
боевик, криминальный фильм, приключения
Китай, США, 2017
все фильмы в прокате >>