Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Маленькие «оскары» и большие победы

26 февраля
2016 год
 
 
 
 
1
4
5
6
7
8
9
11
12
14
15
16
19
22
25
26
27
28
30
31
2
4
7
9
10
12
13
15
16
17
18
19
20
22
24
25
26
27
28
 
2
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
17
19
20
22
23
25
28
29
30
31
 
 
 
 
2
3
5
6
8
9
10
11
13
14
15
16
17
22
24
25
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
11
12
13
14
16
17
18
20
21
23
26
28
30
 
 
3
4
8
11
12
13
14
15
16
18
19
21
22
23
26
28
29
 
 
 
 
1
2
5
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
23
24
26
27
29
31
2
3
5
6
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
26
28
30
31
 
 
 
2
3
4
6
7
8
10
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Все рубрики

Анимация с Машей Терещенко >>

В этом году – редкий случай – в центре внимания российской публики оказалась «оскаровская» номинация «лучший короткометражный мультфильм». Ведь именно в ней, возможно, Россия получит от американской киноакадемии прекрасную статуэтку, которая давно стала символом кинематографического успеха. Что ж, самое время поговорить о том, что это за категория и почему именно в ней Россия оказалась на высоте.


История вопроса

Награду короткометражным мультфильмам Американская киноакадемия выдает с 1932 года: эта номинация возникла куда раньше, чем полнометражная анимационная категория. Оно и понятно, в 1932 году полнометражных анимационных фильмов в Америке не делалось (первый из них – «Белоснежка и 7 гномов» – сняли в 1937-м). А вот короткие мультфильмы создавались в большом количестве, да еще какие... Первые «Оскары» доставались диснеевским «шортам»: «Цветы и деревья» (первый цветной мультфильм); «Три поросенка» (первый мультфильм, для которого была написана оригинальная песенка, ставшая впоследствии хитом); «Старая мельница» (первый мультфильм, созданный с использованием многоярусного станка).

Маленькие «оскары» и большие победы

В 1940-х Walt Disney Production уступила первенство компании MGM, выпускавшей сериал «Том и Джерри», – пожалуй, самый привеченный академиками проект, который получил в общей сложности 8 «Оскаров» и еще множество номинаций.
Однако истинное лицо этой категории стало оформляться в 1950-х, когда «Оскар» за «Оскаром» начали получать «альтернативные» анимационные проекты: мультфильмы студии UPA, которая пыталась предложить новый взгляд на анимационное кино, работы Джона и Фэйт Хабли (невероятно изящные джазовые мультфильмы, похожие на легкую импровизацию и явно не предназначенные для действительно широкой публики). Наконец, в 1960-м произошло событие и вовсе невероятное: в номинанты категории «коротких мультфильмов» начали попадать неамериканские «шорты». Первым такой чести удостоился чехословацкий «Место под солнцем», а уже в 1961-м премия досталась мультфильму «Суррогат», созданному Душаном Вукотичем на очень прогрессивной в те времена хорватской студии Zagreb Films.

Суррогат

С этого момента стало понятно, что «лучший короткометражный мультфильм» - очень открытая «оскаровская» категория. И в смысле географии, и в смысле готовности привечать эксперименты. В разные годы премии получали мультфильмы из Австралии, Канады, Венгрии, Польши, Нидерландов, Германии, Великобритании, Японии и других стран. Среди лауреатов найдутся и те фильмы, которые понравятся широкому зрителю, и те, которые покажутся массовой аудитории странными, непонятными, даже дикими – вроде «Честного фильма» Фрэнка Муриса, «Головы-горы» Коджи Ямамуры, «Райана» Криса Ландрета. Финальный выбор академиков предсказать почти невозможно.

Голова-гора



Российские номинации

Российские аниматоры в число номинантов в этой категории попадали несколько раз. Чаще всего – Александр Петров, который становился номинантом четыре раза. При этом первую «оскаровскую» номинацию Петров получил за дебютный фильм «Корова», созданный по мотивам рассказа Андрея Платонова. Далее была «Русалка», которой пришлось соревноваться с «Знаменитым Фредом» культовой британки Джоанны Куинн, «Старой дамой и голубями» Сильвэна Шоме (впоследствии Шоме снял гениальное «Трио из Бельвилля», которое уже конкурировало за полнометражный анимационный «Оскар») и «Игрой Гери» (студия Pixar), продемонстрировавшей совершенно новые удивительные возможности компьютерной анимации. Премию получил последний фильм, однако после церемонии его автор Ян Пинкава подошел к Петрову и сказал, что он (Пинкава) не заслужил этой статуэтки, поскольку по праву она должна принадлежать Петрову.

Маленькие «оскары» и большие победы

«Оскар» Петров получил за фильм «Старик и море», однако, увы, премию Россия вряд ли может записать на свой счет, ибо фильм был сделан в Канаде. А четвертой номинации Петров удостоился за картину «Моя любовь».

Маленькие «оскары» и большие победы

Однажды был номинирован также режиссер Алексей Харитиди, чье имя не слишком хорошо известно широкой публике. Его короткометражка «Гагарин» - это короткий этюд-анекдот про жучка, оказавшегося в бадминтонном воланчике.

Гагарин

Наконец, Константин Бронзит... Первую номинацию он получил за фильм «Уборная история - любовная история», однако приз в том году ушел фильму «Дом из маленьких кубиков» (Япония). Теперь у Бронзита - вторая номинация. Вообще, одно это - уже очень престижно, ибо режиссеров, чьи фильмы выдвигались дважды, отнюдь не много, и все эти имена вписаны в историю анимации золотыми буквами. Однако Бронзиту повезло. Трое из его конкурентов также выдвигаются на «Оскар» во второй раз: в общем, как и в свое время «Русалка», «Космос» будет соперничать действительно с лучшими.

Маленькие «оскары» и большие победы


Соперники

Итак, помимо «Космоса» в финале – четыре фильма.

Маленькие «оскары» и большие победы

Первый прибыл из Чили: «Медвежья история» Габриэля Осорио – очаровательная короткометражка без серьезных амбиций, однако очень значимая для страны производства (фильмы из Южной Америки не в большом фаворе у «Оскара»).

Маленькие «оскары» и большие победы

Еще два - родом из США: «Супер команда Санджая» была сделана на студии Pixar. Несмотря на то, что фильм сам по себе не слишком впечатляет, академики, как, впрочем, и многие другие американцы, студию Pixar любят горячо и беззаветно, так что «пиксаровские» шорты регулярно получают номинации, а нередко и сами премии.

Маленькие «оскары» и большие победы

Еще одна короткометражка американского производства – «Завтрашний день» не слишком известного у нас, но страшно популярного в США Дона Херцфельдта. Для Дона это тоже вторая номинация и, несмотря на вполне себе юный возраст (ему без малого 40), его можно назвать звездой и даже почти классиком независимого анимационного кино. На этот раз он создал волнующий фильм о смысле жизни перед лицом катастрофы. Скупое изображение, великолепные тексты, неподражаемый юмор и глубокие размышления о смысле бытия... И в фестивальном потоке «Завтрашний день» был одним из главных соперников фильма «Мы не можем жить без космоса» - совершенно не удивительно, что эти картины встретились в «Оскаровском» финале. «Завтрашний день» рассказывает, как к ребенку по имени Эмили из будущего приходит ее внучка, созданная путем клонирования. Картина завтрашнего мира - безрадостна, а вот вывод - вполне оптимистичен: жить нужно сегодняшним днем.

Маленькие «оскары» и большие победы

Наконец, последний номинант – Ричард Уильямс - настоящая легенда анимационного кино. Ему 82, и однажды он уже становился не только номинантом, но и лауреатом: в начале 1970-х с мультфильмом «Рождественская песня». Уильямс давно не снимал, а сейчас создал 6-минутную короткометражку «Пролог», которая, по утверждению режиссера, является чуть ли не венцом его аниматорской карьеры. Задуман мультфильм был без малого 70 лет назад, и всю жизнь Уильямс шел к его реализации.

Маленькие «оскары» и большие победы

При таком раскладе строить прогнозы - занятие бесполезное. Остается только ждать 28-го февраля, когда Академия объявит результаты. Но какими бы они ни были, стоит помнить, что и Константин Бронзит, и российская анимация уже победили, в очередной раз доказав, что, несмотря ни на что, российская анимационная школа по-прежнему на высоте. А помнить об этом важно, чтобы, оглядываясь на прошлое, не потерять того настоящего, а вместе с тем и будущего, которое есть у нашей мультипликации. Возможно, в этом весь секрет - в том, чтобы жить сегодняшним днем, тем «сейчас», которому, по словам героини «Завтрашнего дня», «завидуют мертвые», и по-настоящему гордиться нашими современными художниками, получающими для России такие престижные награды.


Маша Терещенко
Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам

обсуждение >>

№ 1
avorado (Москва)   28.02.2016 - 15:20
Сегодня 28-е... не-а, Бронзит не возьмёт... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, криминальный фильм, триллер
США, 2016
боевик, драма, триллер
США, 2016
мелодрама, мистика, приключения, триллер
Россия, 2016
боевик, комедия, криминальный фильм
США, 2015
биография, драма
Марокко, США, 2015
комедия, мелодрама
Франция, 2016
боевик, военный фильм
США, 2016
все фильмы в прокате >>