Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Бернардо Бертолуччи: «Кино – это очищение»

16 марта
2016 год
 
 
 
 
1
4
5
6
7
8
9
11
12
14
15
16
19
22
25
26
27
28
30
31
2
4
7
9
10
12
13
15
16
17
18
19
20
22
24
25
27
28
 
2
4
5
6
7
8
9
10
11
13
14
16
17
19
20
22
23
25
28
29
30
31
 
 
 
 
2
3
5
6
8
9
10
11
13
14
15
16
17
22
24
25
27
28
29
 
 
 
 
 
 
2
4
5
6
7
9
11
12
13
14
16
17
18
20
21
23
26
28
30
 
 
3
4
8
11
12
13
14
15
16
18
19
21
22
23
26
28
29
 
 
 
 
1
2
5
7
9
10
12
13
14
15
16
17
18
20
21
23
24
26
27
29
30
31
2
3
5
6
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
21
22
23
26
28
30
31
 
 
 
2
3
4
6
7
8
10
12
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
 
 
 
 
 
1
3
4
6
8
11
12
14
15
18
19
20
22
24
25
27
31
 
1
3
4
5
8
9
11
12
14
15
16
17
18
21
22
23
24
26
27
29
30
 
 
 
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Все рубрики

Мнение >>

Интересные высказывания режиссера о лучшем из искусств

Бернардо Бертолуччи: «Кино – это очищение»

16 марта - день рождения великого режиссера Бернардо Бертолуччи. Он родился 16 марта 1941 года (по другим данным — 1940 года) в Парме, Италия. Его отец Аттилио Бертолуччи - поэт, кинокритик и профессор истории искусств - поощрял интерес Бернардо к фильмам, часто брал его с собой на съемки. Первой пробой работы в кино Бернардо стали его любительские фильмы на 16-миллиметровой пленке - "Канатная дорога" (1957) и «Смерть свиньи» (1958). Бертолуччи никогда и не учился режиссуре в школе или институте. Но ему очень повезло – в молодости он работал ассистентом на съемочной площадке Пазолини и там научился режиссуре в прямом смысле слова. С тех пор он много раз говорил, что отсутствие теоретических знаний не смертельно, и продолжает думать, что лучшей школой для режиссера является съемочная площадка.
В день рождения мастера мы собрали его высказывания о кинематографе, ведь жизненный опыт Бертолуччи может стать полезным тем, кто сам хотел бы погрузиться в этот мир, но не имеет возможности получить классическое образование.



*
Благодаря отцу я влюбился в кино: он тогда работал кинокритиком и брал меня на просмотры. В 16 лет я снял первый фильм. Это был, как теперь выражаются, «фикшн», то есть не документальный, а игровой фильм. Я пребывал в абсолютной уверенности, что стану выдающимся режиссером, в той уверенности, которая свойственна всякому, кому не исполнилось двадцати. Да, а вот мой второй фильм был о том, как режут свинью… Это мой первый опыт реализма. После тех съемок я очень полюбил свиней. Когда вижу свинью, могу прослезиться.

*
Чтобы научиться делать кино, нужно не только работать на площадке, но и смотреть много фильмов. По важности одно другому не уступает.

*
Если бы меня попросили преподавать режиссуру в какой-нибудь школе, я был бы сильно сконфужен, потому что, по правде говоря, я даже не знаю, с чего начать. Наверное, я просто бы показывал студентам фильмы. Первый фильм, который я бы выбрал для показа, - «Правила игры» Ренуара.

Бернардо Бертолуччи: «Кино – это очищение»

*
Однажды Ренуар сказал мне фразу, которая меня потрясла, и я считаю ее величайшим уроком в режиссуре. Он сказал: «Нужно всегда оставлять дверь на съемочную площадку открытой, потому что ты никогда не знаешь, кто или что может войти через эту дверь». Ренуар говорил о необходимости принимать и использовать в кадре непредвиденное, неожиданное, спонтанное. Потому что часто именно в этом и заключается магия кино. Я всегда оставляю на своих проектах «открытую дверь», надеясь, что через нее на площадку войдет жизнь.

*
Предельно тщательно прорабатывайте сценарий. Потому что, когда ты исходишь из стопроцентно продуманной и изученной ситуации, тебе легче принять изменения и импровизации.

*
Фильм – это огромный плавильный котел, в нем должны смешаться таланты всех членов съемочной группы. Потому что пленка гораздо более чувствительна, чем бумага. Она регистрирует не только то, что есть в кадре, но и то, что происходит за кадром.

*
Долгое время я подходил к каждому кадру так, словно он был последним, словно после него у меня должны были отнять камеру на всю оставшуюся жизнь. Во мне сохранялось ощущение, что я должен украсть этот кадр у вечности. Даже сегодня я никогда не готовлю будущие кадры заранее, не делаю никаких раскадровок. Я стараюсь увидеть во сне кадры, которые мне предстоит снимать на следующий день.

Бернардо Бертолуччи: «Кино – это очищение»

*
Работа на площадке - это что-то вроде вечной стройки, где я стараюсь конструировать так, чтобы каждый новый кадр рождался из предыдущего.

*
Общение – самый важный фактор для хороших отношений внутри съемочной группы. Мне кажется, что ключ к общению на площадке в том, чтобы обговорить все основные вопросы до того, как начнутся сами съемки. Потому что решать их на съемочной площадке почти всегда поздно.

*
Я верю, что секрет хорошей работы с актером заключается прежде всего в том, чтобы правильно его выбрать.

*
Каждый мой фильм – это история любви с актером. Обычно я не знаю, как закончить фильм. Поэтому они все такие обрывистые и… завершаются вопросительным знаком.

*
Я стремлюсь идентифицироваться со всеми героями.

Бернардо Бертолуччи: «Кино – это очищение»

*
Камера всегда присутствует в моих фильмах на паритетных началах с героями. Порой мне кажется, что я перегибаю палку. Но я не в состоянии себя контролировать. Я по-настоящему одержим камерой, в особенности ее объективом. Он диктует мне, как строить мизансцену – в том смысле, что всем нам приходится подстраиваться под ее движения.

*
Я почти никогда не использую зум. Не знаю почему, но мне видится в этом движении что-то фальшивое.

*
Внешняя сторона кино – изложение идеи с помощью образов. Но с более эзотерической точки зрения фильм для меня всегда был способом исследования чего-то более личного и более абстрактного.

*
Я часто сравниваю фильм с пиратским кораблем. Невозможно предсказать заранее, куда поплывет это судно, если оно будет вольно плыть, гонимое ветром воображения. Особенно с таким капитаном, как я, - меня постоянно тянет плыть в нескольких направлениях сразу.
Возможно неспроста экран назвали экраном: он экранирует нас от остального мира.

Бернардо Бертолуччи: «Кино – это очищение»

*
На съемочной площадке я не задаюсь вопросами стиля – некоторые из них приходят мне на ум лишь после окончания съемок.

*
Каждый фильм должен быть триллером, даже если это всего лишь скромная любовная история.

*
Кино – это очищение. Цель, собственно, и состоит в том, чтобы освободиться, чтобы не перегружать себя воспоминаниями. Ведь всегда труднее забыть, нежели вспоминать.

*
Я думаю, что нельзя соврать камере, она всегда видит правду.

*
Я уехал и провел 80-е годы в поисках обществ и культур, способных еще производить кино, – это Китай, Индия, Непал, арабский мир. Быть может, Турция. Но все равно кино – зеркало той страны, где ты, родился. Только после девяти «Оскаров» я опять почувствовал себя итальянцем.

Бернардо Бертолуччи: «Кино – это очищение»

*
Я люблю успех, хотя порой плата за него высока. Это не банальная фраза – после успеха у меня часто наступает период душевной агонии. К примеру, я снял «Последнее танго», когда мне исполнилось то ли 30, то ли 31. Помню мои портреты на обложках журналов Time, Newsweek. Это было как ураган для моей психики. Успех – тяжелая пища для размышлений, но после того, как ее переваришь, приходит ощущение счастья.

*
Сегодня надо уметь передать эмоции без элемента провокации. Камера не автомат, и не следует ее использовать в этом качестве.

*
Кинематограф всегда говорит о времени – даже когда кажется, что его темой стало что-то другое.

*
Если честно, то я снимаю фильмы о том, что переживаю в настоящий момент, стараясь не слишком ударяться в философию.

*
Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту.

Бернардо Бертолуччи: «Кино – это очищение»
Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Грузия, Испания, Россия, 2015
Россия, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2016
криминальный фильм, триллер, фильм ужасов
США, 2016
комедия
США, 2016
драма, триллер
США, 2016
биография
Россия, Турция, 2016
драма, триллер
США, 2016
все фильмы в прокате >>