29 сентября в российский прокат выходит «Дуэлянт» Алексея Мизгирева - фильм, сочетающий в себе черты триллера, мистики и мелодрамы. Лента, безусловно, станет одним из самых громких событий года, во многом благодаря тому, что качественно выделяется среди продуктов отечественного кинематографа. Вдохновившись образом отставного офицера Яковлева в исполнении Петра Фёдорова, Кино-Театр.ру предлагает читателям 10 причин, почему обязательно нужно сходить на «Дуэлянта» в кино.
1. Актёрский ансамбль
Центральный дуэт - признанные звёзды российского кино Пётр Фёдоров (
«А зори здесь тихие...») и
Владимир Машков (
«Кандагар»), - противостояние которых на экране достигает такого напряжения, что только молнии не пронзают воздух вокруг. Для Машкова это очередная «парная» работа: зрители ещё помнят его роли в
«Экипаже» с
Данилой Козловским и в
«Охоте на пиранью» с
Евгением Мироновым. Во второстепенных ролях отметились как зарекомендовавшие себя артисты -
Александр Яценко,
Сергей Гармаш,
Юрий Колокольников,
Франциска Петри, так и совсем непримелькавшиеся дарования -
Юлия Хлынина и
Павел Табаков, сын легендарного
Олега Табакова.
2. Формат IMAX
«Дуэлянт» - третий после
«Сталинграда» и «Экипажа» фильм, снятый в формате IMAX. Для этого была использована технология IMAX DMR - цифровое преобразование контента, с помощью которого можно получить наивысшее качество изображения и звука, придающее картине особую зрелищность. Немаловажно, что IMAX позволяет зрителю заметить в кадре даже самые, казалось бы, незначительные детали, которые помогут полностью погрузиться в атмосферу фильма.
3. «Другой» Санкт-Петербург
Фильм Мизгирева уводит зрителя от привычного восприятия северной столицы: никаких ярких, вычурных оттенков и помпезной архитектурной роскоши. Город предстаёт дождливым, мрачным и грязным, однако в то же время кажется величественным и монументальным. Создатели картины намекают на наводнение, произошедшее в Петербурге в начале 1860-х годов. Поэтому после того, как на экране оказываются торф, мусор и конский навоз, который оставила после себя ушедшая вода, баржа, вынесенная на мостовую, уже не кажется чем-то удивительным и странным. В «Дуэлянте» перед нами оказывается Санкт-Петербург, в чём-то похожий на викторианский Лондон, однако сохраняющий свою индивидуальность, благодаря тщательной проработке бытовых деталей, характерных именно для этого города в то время.
4. Работа художника-постановщика
А сделал место действия таким таким откровенным и загадочным одновременно художник-постановщик
Андрей Понкратов, ранее отметившийся в таких лентах, как
«Изгнание»,
«Елена»,
«Левиафан» Андрея Звягинцева и других. До возведения декораций были выполнены эскизы, ориентирующиеся не на живопись, а на фотографии 1860-х—1870-х годов, которые нашёл режиссёр. Впоследствии была выстроена и уже упоминавшаяся баржа, и балаган, и ярмарка, и оружейный магазин. Чтобы избежать дополнительных расходов, команда фильма использовала реально существующие здания, органично вписывая в их фактуру необходимые усовершенствования. Так появился дом офицера Яковлева (особняк барона Штиглица), особняк Беклемишева (Дворянское собрание), морг (особняк купцов Брусницыных). В итоге получился город контрастов, построенный на соседстве таких несовместимых деталей, как, например, Исаакиевский собор и ярмарка - роскошь и простота.
5. Операторская работа
Оператор
Максим Осадчий («Сталинград»,
«Защитники»,
«Легенда о Коловрате») создал необычную картинку с помощью крупных «косых» планов, которые подчёркивают серьёзность и напряжённость истории, оказывая давление на зрителя. Кроме того, ему удалось передать неприветливость города и холодность оружия.
6. Костюмы и грим
Костюмы и грим занимают одно из центральных мест в создании истории «Дуэлянта». Изначально Алексей Мизгирев хотел, чтобы герои, вроде бы живущие в XIX веке, выглядели не исторично, а современно и сексуально. Художник по костюмам
Татьяна Патрахальцева от и до «одела» 200 человек, включая массовку, подчёркивая индивидуальность каждого. Фактурные и шероховатые ткани, выбранные для костюмов, эффектно выглядят в кадре благодаря работе оператора. Грим в фильме использовался и живописный, и пластический. С его помощью герою Петра Фёдорова добавили аристократичности: изменили форму носа, подчеркнули скулы, а другим актёрам нанесли лёгкие макияж и поменяли цвет глаз с помощью линз. Раны на теле офицера Яковлева после наказания шпицрутенами тоже наносились вручную.
7. Визуальные эффекты
Визуальными эффектами фильм обязан студии компьютерной графики Main Road|Post, которая ранее трудилась над оформлением «Сталинграда» и
«Метро». Группа специалистов создала более 400 планов с компьютерной графикой, дополняя городские пейзажи и дорисовывая недостающие архитектурные объекты. Петербург с высоты птичьего полёта, вышедшая из берегов Нева, Исаакиевский собор рядом с ярмаркой - всё это появилось, благодаря скрупулёзной работе художников студии. В итоге получилось что-то среднее между стимпанком, нуаром и готикой, с одной стороны похожее на
«Шерлока Холмса» Гая Ричи,
«Выжившего»,
«Видока»,
«Мертвеца» и
«Отверженных», а с другой - непохожее ни на что.
8. Постер
Рекламный постер «Дуэлянта» - маленький шедевр. На нём с верхней точки показан манеж для езды на велосипеде, идея построить который возникла у режиссёра. Герой Владимира Машкова стремится всячески эпатировать публику, а в то время как раз появился первый велосипед - отличный способ привлечь к себе внимание. Манеж нашли на фотографии, а воплотил его в жизнь всё тот же Андрей Понкратов. На постере представители высшего общества с совершенным безразличием смотрят на только что убитого на дуэли человека. Это подчёркивает мысль, что смерть для них - всего лишь развлечение.
9. Литературоцентричность
«Дуэлянт» пережил немало сравнений с литературными произведениями, поскольку тема поединка не чужда русским писателям. Сам продюсер
Александр Роднянский как-то сказал о своём проекте:
«Я для себя его объясняю как историю Дюма, снятую в декорациях романов Достоевского с героями Лермонтова». Действительно, во многих героях угадываются образы из русской классики, даже язык фильма кажется более литературным. Кинокритики наперебой сравнивают фильм с «Выстрелом» Пушкина, «Графом Монте-Кристо» Дюма и «Героем нашего времени» Лермонтова, отмечая, что лента Мизгирева по атмосфере вполне может претендовать на такую же художественную ценность, как перечисленные произведения.
10. Международный резонанс
Мировая премьера картины состоялась 9 сентября на кинофестивале в Торонто, где, несмотря на бюрократические проволочки, её смогли представить режиссёр и исполнитель главной роли. Создатели «Дуэлянта» надеются, что фильм может выйти в прокат за рубежом, а впоследствии стать и международной франшизой. Иностранные СМИ оставили неоднозначные отзывы о фильме, однако большая часть из них
отметила невероятный профессионализм режиссёра:
«Дуэлянт» - это явно плод большой любви (14 лет производства: от замысла до финала). Он настолько экстравагантный и современный и одновременно незрелый и простой, что бьёт прямо в сердце. Жонглируя исторической подлинностью и эмоциональностью истории, Мизгирев ничего не оставил в монтажной, сделав каждую минуту «Дуэлянта» стоящей просмотра».
обсуждение >>