Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Джан Мария Волонте

Джан Мария Волонте (Gian Maria Volonte) фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Фотоальбом
Обсуждение

Джан Мария Волонте

Gian Maria Volonte

Итальянский киноактёр.

Родился 9 апреля 1933 года в Милане, Италия.

Имя Джана Марии Волонте в советские времена было популярно в нашей стране, пожалуй, не меньше, чем у него на родине – в Италии. Одни оценили его удивительный талант, другие – его «правильную» идеологическую ориентированность, третьи – и то, и другое. Дело в том, что Волонте был прекрасным актёром, который искренне верил в коммунистические идеалы и практически всегда снимался в прогрессивных фильмах. Кстати, в Итальянскую компартию сын миланского фабриканта вступил не в романтической молодости, а человеком с устоявшимися взглядами, в «возрасте Христа», в 33 года (любопытное совпадение: в том же самом возрасте, но 22 годами раньше итальянский писатель Карло Леви написал главную книгу своей жизни – «Христос остановился в Эболи», в экранизации которой Волонте создал центральный образ). Недоброжелатели из лагеря «правых» называли его «ангажированным актёром», чего Волонте, впрочем, не отрицал. Более того, этим гордился: «Да, я был ангажирован – справедливостью, честью, прогрессом». Сказано, быть может высокопарно, но искренне.

В 1960-е-70-е годы, когда в Италии мощным потоком шло так называемое «политическое кино», Волонте стал его бесспорным ведущим актёром, хотя сам термин казался ему неточным. Он полагал, что нельзя говорить о кино политическом и аполитичном. Его контакты с коммерческим кино были кратковременными: в середине 1960-х годов в Италии бурно развивался доморощенный вестерн, который, в основном, был рассчитан на подростков и за границей получил ироничное название «спагетти-вестерн». В паре с восходящей звездой вестерна американцем Клинтом Иствудом Волонте без особого энтузиазма снялся в двух таких лентах Серджио Леоне («За пригоршню долларов», Pen un pugno di dollari, 1964 и «На несколько долларов больше», Per qualche dollaro in più, 1965). Кстати, и режиссёр, и актёр, выступивший здесь в роли бандита-мексиканца, в первом фильме укрылись под американизированными псевдонимами: Боб Робертсон и Джон Уэллс. Такой поворот дела человека с обострённым чувством личной ответственности не устраивал, как и коммерческое кино в принципе с его тяготением к стереотипам. И актёр навсегда ушёл из развлекательного кино, отказавшись в частности от весьма выгодного двухгодичного контракта на 4 года с суперпродюсером тех лет – Дино Де Лаурентисом.

В рамках «социального кино», которому актёр сохранил верность навсегда, демонстрируя при этом редкий дар внутренней трансформации, Волонте виртуозно играл героев-полицейских и полицейских-убийц, рабочих, крестьян, педагогов, бандитов, философов… Его героев били, убивали, похищали, шантажировали. Они смирялись и не смирялись, побеждали и проигрывали. Если на театральных подмостках и на телевидении он чаще появлялся в ролях классического репертуара (граф Моска в телефильме «Пармская обитель» или доктор Астров в спектакле «Дядя Ваня»), то в кино практически каждый созданный им образ связан с реальностью, с борьбой сегодняшнего дня. Даже те из них, что удалены во времени. Таков, к примеру, пошедший во имя истины и верности убеждениям на костёр Джордано Бруно, который в трактовке актёра в фильме режиссёра Джулиано Монтальдо «Джордано Бруно» (Giordano Bruno, 1973) перерастает рамки чисто исторической реконструкции.

Творчество Волонте вроде бы было ограничено социально-политическим кино, однако он демонстрировал широкий диапазон созданных образов. Назовём только два из целой киногалереи, режиссерами которой были такие мастера, как братья Паоло и Витторио Тавиани, Элио Петри, Карло Лидзани, Марио Моничелли, Франческо Рози, Валерио Дзурлини и Дамиано Дамиани. Гротескная острота сатирического образа начальника политической полиции Рима – фашиста и человеконенавистника – отличает антигероя Волонте из фантастического памфлета режиссёра Элио Петри «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto, 1970). Пафос роли, наглядно раскрывающей репрессивные функции полиции, очевиден. Актёр играет садиста и психопата с редкостным, вулканическим темпераментом яростного отрицания. Взвинченная походка, обильная нервическая жестикуляция, зловещий шёпот, переходящий в крик, бесноватый блеск глаз – вот основные краски образа недочеловека, вообразившего себя сверхчеловеком. Работа Волонте вызвала широкий резонанс, была отмечена множеством престижнейших наград, а картина получила «Оскара» за лучший иностранный фильм. Перед актёром открылись двери в Голливуд, однако Волонте решил остаться в Италии.

Диаметрально противоположный образ Волонте создал в следующем году, снова у Э. Петри в политической драме с элементами комедии «Рабочий класс идёт в рай» (La classe operaia va in paradise, 1971). Здесь его герой – Людовико Масса, по прозвищу «Лулу», рабочий-металлист, с головой уходит в работу. Он игнорирует свою любовницу, забывает друга старика Милитиму, живущего в приюте для душевнобольных. Лишь одно заботит Лулу: работать лучше, чтобы принести пользу обществу. Его старания оборачиваются серьёзной травмой, и, столкнувшись с равнодушием коллег и пассивностью профсоюзных боссов, Лулу присоединяется к группе бунтарей – бывших парламентариев, призывающих рабочих к всеобщей забастовке. Приговорённый к однообразному, изматывающему труду, Лулу видит сон: он с товарищами проламывает стену, о которой говорил сумасшедший старик Милитима, и попадает в рай. Но и там его и других ждёт такая же изнурительная работа, только теперь отныне и во веки веков… Актёр создаёт убедительный образ буржуазного «стахановца», который мечется между революционным мифом и мифом «государства всеобщего благосостояния», оставаясь, впрочем, как всегда, на бобах.

В социальной драме Франческо Рози «Дело Маттеи» (Il caso Mattei, 1972) актёр сыграл роль реального человека – президента крупной итальянской топливной компании «ЭНИ» Энрико Маттеи, чей самолёт взорвался в 1962 году на подлёте к миланскому аэропорту. Таинственные обстоятельства гибели Маттеи – героя Сопротивления, видного промышленника, общественного деятеля, одного из лидеров левого фронта христианско-демократической партии в своё время взбудоражили всю Италию.

Очень похожей на предыдущие роли не только по смыслу, но и по технике актёрского воплощения стала роль молодого врача в экранизации романа Карло Леви, который стал в последствии ярким писателем-антифашистом и художником. На своих полотнах он запечатлел природу Лукании, одной из самых отсталых и нищих областей юга Италии, а в своей лучшей, автобиографической книге «Христос остановился в Эболи» описал жизнь крестьян, среди которых провёл год ссылки. Режиссёр Франческо Рози в одноимённой экранизации («Христос остановился в Эболи», Cristo si e fermato a Eboli, 1979) в свойственной ему неторопливой манере достаточно адекватно воссоздал на экране мир этой книги, а Волонте естественно, сдержанно сыграл роль ссыльного интеллигента Леви. Всё в фильме держится на полутонах, никакого «открытого» пафоса, никаких обличительных тирад, даже в беседах-спорах с фашистом доном Луиджио. Однако в исполнении Волонте под внешней «закрытостью» героя угадывается сила характера. В картине нет ни одного пустого кадра с его участием. Поразительны глаза актёра: в них, как в книге, читается боль, сострадание к беднякам, затаённый гнев… Словом, широко используя подтекст, Джан Мария Волонте дал образец внешне невыигрышного, но тонко нюансированного, психологизированного актёрского творчества.

Он всегда рвался в бой. И когда в юности создавал Народный театр и устраивал представления прямо на улицах и площадях. И когда в знак протеста против коммерциализации кино, будучи актёром с мировым именем, демонстративно ушёл из кино на два года и занялся общественной деятельностью. И когда в 1972 году снял документальный фильм о римских забастовщиках «Палатка на площади».
И когда, преодолев тяжкий недуг (в 1980 году ему удалили опухоль, что была в левом лёгком, возле самого сердца), снова встал перед кинокамерой. Вернувшись в кино, он не осторожничал, не берёг себя – работал много и успешно, чему подтверждение – высшие актёрские награды на самых престижных кинофестивалях – в Канне (главная роль в фильме «Смерть Марио Риччи», La mort de Mario Ricci, 1983) и в Венеции, где в 1991 году отметили его актёрское мастерство в экранизации повести «Простая история» (Una storia semplice) одного из любимых «политических» писателей Волонте Леонардо Шаша, в которой актёр исполнил роль следователя Кармело Францо.

Джан Мария Волонте и умер, как боец и истинный кинематографист – на съёмках картины классика Тео Ангелопулоса «Взгляд Улисса» (Vlemma tou Odyssea, 1995), в которой его заменил другой хороший актёр Эрланд Юзефссон. Фильм, премированный на Каннском кинофестивале, вышел с посвящением Джану Марии Волонте.

В личной жизни актёр состоял в браке с режиссёром Арменией Балдуччи.

Ушёл из жизни 6 декабря 1994 года во Флорине, Греция.
театральные работы
Астров ("Дядя Ваня" А.П. Чехова)
призы и награды
Премия "Давид ди Донателло" (1970):
Лучший актер ("Дело гражданина вне всяких подозрений")

Премия "Серебряная лента":
1968 - Лучший актер ("Каждому своё")
1971 - Лучший актер ("Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений")
1989 - Лучший актер ("Философский камень")

Премия МКФ в Западном Берлине за роль в фильме режиссёра Джузеппе Феррара "Дело Моро" ("Il caso Moro", 1986).
Премия МКФ в Канне за роль в фильме режиссёра Клода Горетта "Смерть Марио Риччи" ("La mort Mario Ricci", 1983)
Премия МКФ в Венеции за роль в фильме "Простая история" ("Una storia semplice", 1991.

последнее обновление информации: 12.02.18

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 12
Галина Гол. (Череповец)   24.06.2017 - 22:44
В фильмографии не указан фильм "События на руднике Марусиа" 1976 года. читать далее>>
№ 11
Франсуа Пиньон   30.08.2015 - 15:49
Блестящий Актер! Всегда и везде. Любой фильм с Волонте - это просто подарок зрителю... Отказывался верить, что он умер... читать далее>>
№ 10
Юрий 1962 (Винница)   18.06.2015 - 12:23
Его роли были убедительными. Его игре веришь. Фильм "Я боюсь" показал опасности, которых нам не удалось избежать спустя десятилетие. Тогда это все воспринималось жутко. Сейчас стало и у нас просто... читать далее>>
№ 9
Вихрь (Чувашия)   18.06.2015 - 10:33
А Волонте серьезным мужиком был: в 1979 году помог своему знакомому, который стал леворадикальным террористом, сбежать из Италии на Корсику. Настоящий коммунист! Не зассал. читать далее>>
№ 8
Вихрь (Чувашия)   9.04.2015 - 11:08
Очередной день рождения моего любимого актёра. Помянем. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники