Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Александр Калягин

Александр Калягин фотографии
Дата рождения
Категории
Актёр, Режиссёр, Театральный деятель
Фильмография
Сайт
Официальный сайт www.kalyagin.ru
Театры
Агентство
Фотоальбом
Обсуждение
Александр Калягин: смотреть фильмы онлайн
Александр Калягин:
смотреть фильмы онлайн

Калягин Александр Александрович

Родился 25 мая 1942 в городе Малмыж, Кировская область.

Заслуженный артист РСФСР (26.01.1978).
Народный артист РСФСР (17.01.1983).

В 1959 году окончил медицинское училище по специальности акушер, в течение двух лет работал фельдшером на «скорой помощи».
В 1965 году окончил театральное училище имени Б.В. Щукина (курс В.К. Львовой) и был принят в труппу Театра на Таганке. Однако вскоре почувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова, и в 1967 году перешёл в Театр им. М.Н. Ермоловой.
В 1970 году Олег Ефремов пригласил Калягина в «Современник», однако сам вскоре ушёл во МХАТ, куда в 1971 году вслед за Ефремовым перешёл и Калягин.
После раскола МХАТа в 1987 году, остался с Ефремовым в театре, получившем название МХТ им. Чехова, но в 1991 году покинул его, почувствовав «надвигающийся кризис».
В 1993 году создал собственный театр — «Et Cetera», который возглавляет и в настоящее время.
В кино дебютировал в 1967 году эпизодической ролью в фильме «Николай Бауман», наиболее известная роль — Бабс Баберлей (донна Роза д’Альвадорец) в фильме 1975 года «Здравствуйте, я ваша тётя!».
В 1979 году был признан лучшим актером года (по итогам опроса журнала «Советский экран»).
В качестве режиссёра в кино дебютировал, сняв в 1985 году мелодраму «Подружка моя».
В 1995 году режиссёр-документалист Галина Евтушенко сняла фильм "Александр Калягин: Монолог о любимых".

С октября 1996 года — председатель Союза театральных деятелей России.
Преподавал в Школе-студии МХАТ (1986-1990), в Международной школе театрального искусства им. Чехова в Цюрихе (1989-1991), в Британско-американской школе драматического искусства в Оксфорде (1990-1993), в Чеховской школе театрального искусства в Париже (1992-1995).

В 2001 году стал членом Совета по культуре и искусству при Президенте РФ; в 2005 году вошел в состав Общественной Палаты РФ, возглавив Комиссию по вопросам развития культуры.

Женат вторым браком, супруга — Глушенко Евгения Константиновна, народная артистка России.
театральные работы
Московский театр драмы и комедии на Таганке
1965 — «Десять дней, которые потрясли мир» Д. Рида; режиссёр Ю. Любимов — Инвалид / Крестьянин / Солдат / Оратор / Министр
1966 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта; режиссёр Ю. Любимов — Галилео Галилей
1966 — «Только телеграммы» В. Осипова; режиссёр Теодор Вульфович — Губин
1967 — «Дознание» П. Вайса; режиссёр П. Фоменко

Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
1967 — «Лейтенант Шмидт» Д. Самойлова; режиссёр В. Комиссаржевский — тюремный связник
1968 — «Записки сумасшедшего» Н. Гоголя; режиссёр Юрий Вертман — Поприщин
1968 — «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса; режиссёр Каарин Райд — Джим О’Коннор
1969 — «Месть» А. Фредро; режиссёр Ежи Красовский — Папкин
1969 — «Месяц в деревне» И. Тургенева; режиссёр Е. Еланская — Аркадий Сергеич Ислаев

Московский Художественный театр имени А. П. Чехова
1973 — «Сталевары» Геннадия Бокарева; режиссёр О. Ефремов — Мастер
1973 — «Старый Новый год» М. Рощина; режиссёр О. Ефремов — Петр Полуорлов
1974 — «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова; режиссёр Владимир Салюк — Мурад
1976 — «Муж и жена» М. Рощина; режиссёр Р. Виктюк — отец Алеши
1976 — «Уходя, оглянись» Э. Володарского; режиссёр Е. Радомысленский — Фёдор Иванович
1977 — «Обратная связь» А. Гельмана; режиссёр О. Ефремов — толкач
1977 — «Дачники» М. Горького; режиссёр Владимир Салюк — Шалимов
1979 — «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана; режиссёр О. Ефремов — Лёня Шиндин, главный диспетчер СМУ «Сельхозстрой»
1979 — «Кино» И. Чурка; режиссёр Иштван Хорваи — Сердахеи-Киш
1980 — «Чайка» А. Чехова; режиссёр: О. Ефремов — Тригорин
1981 — «Так победим!» М. Шатрова; режиссёр: О. Ефремов — Ленин
1981 — «Тартюф» Мольера; режиссёр А. Эфрос — Оргон
1982 — «Живой труп» Л. Толстого; режиссёр А. Эфрос — Фёдор Васильевич Протасов
1986 — «Тамада» А. Галина; режиссёр: Кама Гинкас — Симон
1987 — «Перламутровая Зинаида» М. Рощина; режиссёр О. Ефремов — Табак
1995 — «Трагики и комедианты» В. Арро; режиссёры Николай Скорик, Сергей Сатыренко — Чугуев
1997 — «Женитьба» Н. Гоголя; режиссёр Р. Козак — Илья Фомич Кочкарёв

АРТель АРТистов Сергея Юрского
1992 — «Игроки-XXI» по пьесе Н. В. Гоголя «Игроки» — Утешительный

Ленком
1995 — «Чешское фото» А. Галина — Павел Раздорский

Et cetera
1994 — «Руководство для желающих жениться» по произведениям А. Чехова; режиссёр Владимир Салюк — вдовец
1998 — «Навсегда-навсегда» К. Драгунской; режиссёр А. Калягин — папа Сергея Крюксона
1998 — «Смуглая леди сонетов» Б. Шоу; режиссёр Р. Козак — Шекспир
1999 — «Дон Кихот» Сервантеса; режиссёр Александр Морфов — Дон Кихот
2000 — «Шейлок» У. Шекспира; режиссёр Р. Стуруа — Шейлок
2001 — «Король Убю» А. Жарри; режиссёр Александр Морфов — Папаша Убю
2002 — «Последняя запись Крэппа» С. Беккета; режиссёр Р. Стуруа — Крэпп
2005 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина; режиссёр Оскарас Коршуновас — Максим Кузьмич Варравин / Капитан Полутатаринов
2006 — «Подавлять и возбуждать» М. Курочкина; режиссёр А. Калягин — Хороший актер
2010 — «Буря» У. Шекспира; режиссёр Р. Стуруа — Просперо, законный герцог Миланский
2012 — «Ничего себе местечко для кормления собак» Тарика Нуи; режиссёр Р. Стуруа — старик Гарбо

Режиссёрские работы в театре
1996 — «Лекарь поневоле» Мольера (Et cetera)
1998 — «Лица» по рассказам А. Чехова
2006 — «Подавлять и возбуждать» М. Курочкина
«Чехов. Акт III» («Пантер», Париж, Франция)
«Ревизор» Н.Гоголя («Элдред», Кливленд, США)
«Мы, нижеподписавшиеся» (Анкара, Турция)

Радиоспектакли
1976 — «Заседание парткома» А. Гельмана
1980 — «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле; режиссёр А. Вилькин — литературно-музыкальная композиция Сергея Муратова
призы и награды
Государственная премия СССР (1981) — за исполнение роли Сейфи Ганиева в фильме «Допрос» (1979).
Государственная премия СССР (1983) — за исполнение роли В. И. Ленина в спектакле «Так победим!» во МХАТе.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (3 октября 2007).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 апреля 2002).
Орден Почёта (16 апреля 2012).
Орден «Знак почета» (1985).
Премия «Золотая маска» (2003) — за исполнение роли Папаши Убю (в номинации «Лучшая мужская роль»).
Премия Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусств (2006).
Национальная премия и фестиваль «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший продюсер» (2009) — за постановку мюзикла «Продюсеры» (вместе с Давидом Смелянским).
Лауреат премии «Фонда Ролана Быкова» (2008).
Золотой Почетный знак «Общественное признание» (2001).
Премия Мэрии Москвы (17.08.2001) - за исполнение роли Дон Кихота в спектакле «Дон Кихот» А. Морфова (по Сервантесу) в Московском театре «Et Cetera».

последнее обновление информации: 06.10.17

Лицедей широкого диапазона

Утверждая Александра Калягина на главную роль в комедии «Здравствуйте, я ваша тётя!» (1975), режиссёр Виктор Титов не знал, какую мощную бомбу закладывает он под репутацию артиста на долгие годы вперёд. К середине 1970-х Калягин успел сняться не в одном десятке фильмов, были у него роли и крупные и главные. Чего стоит наивный мистер Пиквик из телеинсценировки Диккенса: «пожилое дитя», - так окрестили его критики. Или гестаповец Маггиль из фильма «Вариант Омега», чьи волосатые руки убийцы запоминаются не меньше, чем его брезгливо-отталкивающее лицо.

Калягин стал узнаваем. Но почему-то роль английского безработного, переодетого в женщину и выдающего себя за миллионершу из Бразилии, роль, полная кривляний и жеманства, подарила ему безбрежную всенародную славу и закрепила за артистом привилегию видеть себя в телевизоре ежегодно на праздник 8 марта. Достаточно услышать коронную фразу: «Я тётушка Чарли, из Бразилии, где лесах много-много диких обезьян» - и в воображении тут же рисуется образ бедняги Бабса в мешковатом платье и с грустными глазами Александра Калягина.
Не у всех критиков этот выбор фортуны снискал понимание. Даже благожелательно настроенные критикессы вменяли артисту неважное знание женских уловок и дамских манер. Будто разглядели они в сыгранном образе свою соперницу, не по праву отнимающую предназначенное им внимание.

Калягин играл азартно. С неожиданным цирковым парад-алле входил его герой в приличный английский дом, перекувырнувшись через голову, и пройдясь по столам как по подиуму. Манеры у Баберлея Бабса определённо были не высшего сорта: гасил сигару о платье, кривил рожу и швырялся тортом. Кокетливо обмахиваясь веером в минуту амурного признания, он как бы невзначай мог наступить джентльмену на ногу, дать пинка, схватить за грудки. Но ведь Бабс и не был женщиной, он всего лишь разыгрывал из себя донну Розу. И разных «дамских штучек» набраться ему было неоткуда, основной же актёрский репертуар наш герой подсмотрел в родном ему кругу простолюдинов. Да ещё с полотна недавно возникшего чуда ХХ века – синематографа.

События пьесы английского драматурга Брэндона Томаса режиссёр Виктор Титов перенёс из конца викторианского века на два десятилетия вперёд – в эру немого кино. По прихоти постановщиков сменились не только костюмы – чёрные цилиндры на шляпы-канотье, что для преимущественно «интерьерного» действия не было принципиальным. Изменилась атмосфера, персонажи стали рельефнее. Главный герой из скучающего аристократа превратился в неприкаянного бездомного. Английский бомж стал напоминать не то комика Паташона, не то Чарли Чаплина – с усиками, в потёртом котелке и со смешными ужимками.

Салонная комедия обрела неожиданные обертона и контрасты, каких английский драматург не предполагал. Внутрь чопорного английского общества волею случая вброшен чужак, пришелец из низов – он тут же становится игрушкой в руках инфантильных отпрысков высшего света. Примечательно, что французский фильм «Игрушка» с Пьером Ришаром, где обыгрывается сходный приём, вышел годом позже.

Подстать Чаплину, Калягин играл «маленького человека», попавшего в безвыходное положение, - ситуация хорошо знакомая по русской литературе. Эксцентрика соединилась с лирикой, буффонада с трагифарсом, высокое с площадным – под финал Калягин исполняет душераздирающую песню «Любовь и бедность» на стихи Роберта Бернса. В герое даже мелькнуло немного русского бунта, когда в порыве танго он расшвырял осточертевших ему дам и джентльменов. Но всё возвращается на круги своя – и Бабс вернулся к своему «естественному» состоянию бездомного. Промозглое утро, парк, скамейка. И ежедневный моцион: пререкания с «бобби» – пантомима в духе чаплиновской комедии.

Сегодня, когда актёрское ремесло заметно девальвировано, когда именитым артистам не зазорно играть приблизительно, в треть накала, говорить с кашей во рту, не знать, куда пристроить свои руки-ноги, одно только вхождение Александра Калягина в кадр уже мастер-класс и назидание об искусстве.
Мало какой артист умеет так удивительно перевоплощаться, не ломая собственной природы. Естество актёра Калягина невероятно пластично, перетекает из образа в образ, как ртуть, принимая любую форму, при этом, не теряя имманентной упругости.

Вот перед нами лицо баснописца Эзопа, обожженное жгучим средиземноморским солнцем. Покатая как у борца спина, такая же по преданиям была у философа Платона (телеспектакль «Эзоп», 1981). Как-то сразу ясно, что эта спина не знала одежд тяжелее туники. По социальному статусу сей господин – раб, но движения его значительны, мысли глубоки, язык остёр, речи свободны. Непонятно, как этому телу, этим рукам, этим глазам, за которыми читается вся накопленная греками античная мудрость, удаётся быть прямой противоположностью в виде станционного смотрителя Ванюкина, «тварью дрожащей», с бегающими от страха глазками, с бледными трясущимися щеками и с дряблым животом?

В другом фильме он уже чеховский герой с типичной для интеллигента конца девятнадцатого века бородкой («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977). По манерам барин, по жизни дачник, по профессии школьный учитель из средней полосы России. Как-то сразу веришь, что свои 35 лет он прожил, курсируя по земским делам уезда.

Года через два герой Калягина – уже свой среди жгучих брюнетов юга, типичный бакинец с чёрными усами и миндалевидными глазами, многодетный отец, заботливый муж и честный следователь в окружении цветущего кумовства и взяточничества. Понятно, отчего авторы фильма «Допрос» (1979) пригласили на главную роль популярного московского актёра: чтобы подстраховаться на случай сомнений начальства в отношении острой темы. С заслуженным артистом Калягиным картина студии «Азербайджанфильм» обрела нужный вес. И даже получила Государственную премию. Но, уверен, была и другая причина.

Калягин поразительно легко рифмуется со своими героями, находит неожиданную валентность. Он, так сказать, совпадает с персонажем химически. Такие «протеиновые» метаморфозы – по ширине охвата и разнообразию сыгранных типов – были доступны, например, Смоктуновскому. Но Смоктуновский мог «нечаянно», по рассеянности гения, потерять в образе себя, растворить в играемом персонаже, как в кислоте, собственную индивидуальность. Подобная игра не от мира сего не свойственна Александру Калягину. В своих ролях он всегда сущностно-конкретен. Его вживание в шкуру героя – акт сознательный, лишённый какого-либо намёка на шаманство. Своего персонажа он снайперски точно помещает в конкретный социальный этаж человеческого общежития.

Его Сан Саныч Любомудров в «Прохиндиаде» (1984) - словно пример из учебника по социологии: нужный всем посредник и деловой человек, отбывающий бесполезную службу в советском НИИ. На загляденье ловко управляется он с бесчисленными обязанностями по повышению домашнего комфорта и личного престижа. Пройдёт немного лет – и подобные ему «люди со связями» обретут долгожданную свободу, капитализируют связи в легальном бизнесе, а кто-то дорастёт и до статуса олигарха. Не иначе, чем запросом времени можно объяснить и то, что одновременно с «Прохиндиадой» Калягин сыграл другого пред-олигарха в экранизации «Мёртвых душ» (1984).

Иногда меня посещает догадка: а не в расчёте ли на Александра Александровича творили великие классики литературы? Предвидя появление артиста Калягина, заранее подыскивали ему роль в своих бессмертных произведениях. Николай Васильевич Гоголь даёт описание Чичикова, словно подглядывая за Калягиным: он не толст, но и не худ, не молод, да, пожалуй, и не стар, средних лет и среднего роста, с округлым лицом и с приятными в обхождении манерами. До Калягина являлись на наш экран разные Чичиковы, но то были или зарисовки-импровизации или маски-обозначения. Коллежский асессор Павел Иванович Чичиков в исполнении Калягина явился во всей своей живописной глубине и неотразимом обаянии. В нём обнаружилась цельность характера и гамма самых разнообразных полутонов и оттенков, какими богата гоголевская проза.

Диапазон преобразований Калягина широк, но не бесконечен. Трудно представить Калягина в роли молотобойца или шофёра-дальнобойщика. Владимир Гостюхин, к примеру, выиграет у него не только за баранкой, но и в командирском голосе. Но, вот, допустим, английского премьер-министра Черчилля вообразить в Калягине можно хоть сейчас. Помимо внешних данных – возраста и комплекции, найдётся в его актёрском арсенале и хитрость, и коварство, и точный политический расчёт вкупе с беспощадной принципиальностью, благо, что за плечами актёра роль вождя мирового пролетариата Ленина, а роль председателя СТД играется уже много лет – и весьма успешно.

Александр Седов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 144
Ярополк Поморов (СИРЗ)   25.05.2017 - 20:36
Поздравляю! Одного из самых талантливых, обаятельных и... скромных актёров театра и кино! читать далее>>
№ 143
МАРИНА НАДЕЖДИНА   25.05.2017 - 20:31
С Юбилеем,Александр Александрович! Здоровья,творческого долголетия,всех благ! читать далее>>
№ 142
Андрей Борисович Моргунов (Химки)   25.05.2017 - 15:40
Александр Александрович, дорогой! С Юбилеем! Спасибо вам за прекрасные актерские работы в театре, кино и на телевидении. Ваша роль учителя Карла Ивановича в телеспектакле Петра Фоменко "Детство.... читать далее>>
№ 141
Елена Алексеевна (Алушта)   25.05.2017 - 15:14
Дорогой Александр Александрович,с ЮБИЛЕЕМ! читать далее>>
№ 140
елена в(звенигород)   25.05.2017 - 11:57
Чудесный, неповторимый, замечательный! Будьте здоровы и счастливы! читать далее>>

Александр Калягин: пресс-центр >>

Все статьи пресс-центра >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники