Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Александр Пороховщиков

Александр Пороховщиков фотографии
Годы жизни
Категории
Актёр, Режиссёр, Сценарист
Фильмография
Театры
Фотоальбом
Обсуждение
Александр Пороховщиков: смотреть фильмы онлайн
Александр Пороховщиков:
смотреть фильмы онлайн

Пороховщиков Александр Шалвович

Родился 31 января 1939 года в Москве.

Заслуженный артист РСФСР (20.02.1987).
Народный артист РФ (29.12.1994).

С 3-х лет воспитывался отчимом, М.Н. Дудиным, которого и считает своим отцом. Настоящий отец ушёл, когда начались неприятности из-за репрессированного деда, Александра Александровича Пороховщикова, — изобретателя первого в мире танка, конструктора самолёта, одного из первых гатчинских самолётов.
В 1954 году семья переехала в Магнитогорск, куда перевели отчима, военного архитектора.

В 1957-1960 годах учился в Челябинском медицинском институте. Продолжал заниматься боксом, организовал джаз-банд. Ушёл с третьего курса.
В 1960-1966 годах — мебельщик-реквизитор театра имени Евгения Вахтангова, совмещая работу и учёбу в училище.

Окончил актёрский факультет при Всероссийском театральном обществе (1961), Театральное училище имени Б.В. Щукина (мастерская М. Тер-Захаровой, 1966).

Училище оканчивал как острохарактерный комедийный актёр и сразу был приглашён в Театр Сатиры.
С 1971 года — актёр Театра на Таганке, с 1981 года — актёр театра имени А.С. Пушкина.

В 1989 году основал одну из первых в СССР частных киностудий - Творческую экспериментальную мастерскую «Родина» и стал ее директором.
С 1998 года преподавал актерское мастерство в Российской академии театрального искусства (РАТИ), был художественным руководителем актерского курса.

Скончался 15 апреля 2012 года в московской больнице. Похоронен в селе Рождествено Мытищинского района Московской области рядом с матерью и отчимом.
театральные работы
Театр Сатиры
«Доходное место» А.Н. Островского; режиссёр М. Захаров — Белогубов

Театр на Таганке
«Перекрёсток» по В. Быкову
«Круглянский мост» — Бритвин
«Гамлет» У. Шекспира; режиссёр Ю. Любимов — Клавдий

Театр им. Пушкина
«Закон вечности» по роману Н. Думбадзе — Бачана Рамишвили
«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского; режиссёр А. Говорухо — Вожак
«Кафедра»; режиссёр Л. Танюк — Брызгалов
«Я — женщина»; режиссёр Б. Морозов — Владимир Петрович
«Луна в форточке»; режиссёр Б. Морозов — Секретарь Египетской мумии
«Крик»; режиссёр Ю. Ерёмин — Бобков
«Разбитое счастье» по пьесе А. Н. Островского «Светит, да не греет»; режиссёр Ю. Ерёмин — Залешин
«Ревизор» Н. Гоголя; режиссёр Ю. Ерёмин — Городничий
«Саранча» Б. Срблянович; режиссёр Р. Козак — Г-н Йович
призы и награды
За фильм «Цензуру к памяти не допускаю»:
в 1993 году — главный приз «Золотой парус» на кинофестивале российского кино в Сан-Рафаэле (Франция);
в 1999 году — награда международного кинофестиваля «Бригантина» в номинации «Лучший фильм»;
в 2008 году — специальный приз имени Александра Твардовского за режиссёрскую работу на Всероссийском кинофестивале актёров-режиссёров «Золотой феникс».
За фильм «Ворошиловский стрелок»:
в 2000 году — награда международного кинофестиваля «Бригантина» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
Медаль "В память 850-летия Москвы".
Нагрудный памятный знак "За мужество и любовь к Отечеству".
Орден Петра Великого I степени "За укрепление Государства Российского".
Кавалер ордена "За благодеяние".

последнее обновление информации: 02.09.17

Александр Пороховщиков: молчаливый гигант

Сам по себе Пороховщиков уже запоминался, не как актёр, а как человек. Он был «вырублен» из гранита: крупная голова с чертами лица, напоминающими каменных великанов с острова Пасхи, большие руки боксёра, массивный торс, уже простым присутствием в кадре он вселял уважение. Но присутствие всегда было непростым.

Из всех ролей, которые он сыграл в кино, главных и эпизодических, даже спрямлённых сценаристами до некоей аллегории мужества, он «телеграфировал» зрителю собственное персональное послание: да он сильный человек, но в жизни всегда случаются моменты, когда всё ставится на кон. А когда такой человек на краю – может произойти самое непредвиденное, опасное, ужасное. Возможно, это чувство вечно подстерегающей опасности Пороховщикову пришло во время профессиональных занятий боксом, но, по-моему, это качество было присуще ему изначально. Это читалось с экрана. Придя в актёрскую профессию, он настроился на это чувство как на камертон, как на свою, отличную от других актёрскую ноту.

Тихий голос, словно просеиваемый ветром песок, только оттенял весомость этого человека и, можно сказать, придавал сходство с Марлоном Брандо. Но в отличие от голливудской звезды Пороховщиков как будто сознательно сторонился «звёздности», словно уклонялся от главных ролей.

Главные роли всё же были. Самые яркие, на мой взгляд, это «отрицательные»: белый офицер в «вестерне» на тему гражданской войны «Ищи ветра…», расстреливающий из пулемёта табун лошадей, и глава наркомафии в последних фильмах сериала «Следствие ведут знатоки». Своих антигероев Пороховщиков играл резче, с уже заложенной в образ внутренней трагедией, о которой зритель догадывался сразу с появлением актёра в кадре – по мраморному холоду, исходившему от его персонажа, по обречённости, которая читалась в каждом скупом жесте, в каждом редком слове, во взгляде.

В отличие, например, от другого мощного фактурного актёра Михаила Ульянова, игравшего в театре и Наполеона и Цезаря, а в кино маршала Жукова, и ещё армию социальных героев или псевдогероев, в какой-то момент срывающихся на крик, на скоморошничество, на яркий сарказм, тем самым как бы сродняясь с разбушевавшейся стихией, с народной эмоцией, со вселенской душой, - Пороховщиков всегда оставался отдельным от пейзажа, одиночкой. Ему пришлась бы в пору роль Понтия Пилата в экранизации «Мастера и Маргарита»: он органично смотрелся бы и как римский наместник, и как ветеран имперских походов, и как карающий судия. И в то же время его обременённый внутренней тяжестью взгляд, повторяющихся почти во всех ролях, очень многое сказал бы нам, помимо слов, о «лунном пути», по которому предстало идти Пилату.

Те эпизоды или роли второго плана, которые чаще всего доставались Пороховщикову, всегда игрались экономно по форме, но весомо по содержанию. И, несмотря на бедность, а порой и простоватость реплик, сыгранные характеры рельефно обрисовывались с первого жеста, с первой интонации. Особенно мне запомнились его появления в приключенческих лентах, в них актёр, по-моему, был наиболее свободен.

В научно-фантастическом телефильме «Капитан Немо» Пороховщиков играет капитана Фаррагута, отправившегося на поиски неведомого морского чудовища. Эта небольшая роль почти целиком состоит из служебных команд и по-военному коротких ответов капитана на вопросы гражданских лиц, да ещё наполовину озвучена другим актёром (проклятие многих киноролей Пороховщикова), но характер получился необычайно убедительным…

Александр Седов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 494
Ирия Гай   15.04.2017 - 07:50
Помним.5 лет уже. читать далее>>
№ 493
Бикола (Санкт-Петербург)   31.01.2017 - 14:26
... Соглашусь с Вами! Наверное,потому и жизнь его так сложилась,и так трагично закончилась... читать далее>>
№ 492
Макс22   31.01.2017 - 13:33
Много лет назад увидел Александра Пороховщикова в фильме "Ищи ветра" и запомнил этого замечательного артиста на всю жизнь. Светлая память! читать далее>>
№ 491
Телезритель из Питера (СПб)   31.01.2017 - 13:32
Помним, светлая память... читать далее>>
№ 490
Ирия Гай   31.01.2017 - 10:54
Помним.Скорбим. читать далее>>

Александр Пороховщиков: пресс-центр >>

Для сердца нужно верить

Для сердца нужно верить

Темнеет. В старом доме, сросшемся с огромным тополем, зажигаются первые огни. Откуда-то из темноты двора возникает человек с черной бородой. Так на мгновение появляется в своем новом фильме «Наследница по прямой» режиссер Сергей Соловьев.
Все статьи пресс-центра >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники