Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Раис Галямов

Раис Галямов фотографии

Галямов Раис Саитович

3 июня 1939, Магнитогорск — 12 ноября 2009, Екатеринбург

Заслуженный артист РСФСР (13.05.1981).

Актер Свердловского театра музыкальной комедии с 1967 года.
Актёр Свердловского театра драмы.
В Свердловске он также играл на сценах филармонии, Театра эстрады, Камерного театра Музея писателей Урала.

Из статьи газеты "Вестник Свердловского отделения СТД РФ (ВТО)":
«Первую роль юный актер получил в ДК «Строитель» Магнитогорска. Тогда в кинопрокате шел фильм «Три мушкетера». Попасть на него молодёжи было непросто, Раис Галямов нашёл способ — записался в кружок самодеятельности. Так он сыграл свою первую роль — солдата в спектакле «В октябре».
Свою активистскую деятельность Раис Саитович продолжил в Окружном доме офицеров (Свердловск) в ансамбле песни и пляски. И на одном из таких выступлений, накануне Дня победы, с Раисом Галямовым произошёл счастливый случай. На этом концерте в первом ряду сидел народный артист СССР В.А. Курочкин. После концерта Владимир Акимович пригласил начинающего актёра на работу в театр Музыкальной комедии по окончанию службы. Учитель — тот, кого пишут всегда с большой буквы. Для Раиса Галямова такой человек — Владимир Курочкин. Он открыл комический дар актёра. «Почему комический? Мне кажется, из-за моего характера, — отвечает Раис Саитович. — Я — оптимист, всегда стараюсь быть позитивным. Мне нравится улыбаться». Артист сыграл в Свердловском театре музыкальной комедии более сорока ролей. Одни из самых ярких в спектаклях «Моя прекрасная леди», «Девичий переполох», «Летучая мышь», «Разбойники» (с народной артисткой М.Г. Викс).
Помимо театра он узнал жизнь кино изнутри. Яркий комический талант актера впечатлял многих режиссеров: Николай Гусаров, Владимир Лаптев, Олег Николаевский, Георгий Кузнецов.
«Мне всегда везло на людей», — признается Раис Галямов. Таким везением оказалось знакомство с Виктором Семеновичем Черноскутовым. Первый раз встретились они в Доме офицеров, где Виктор Семёнович играл Деда Мороза. Высокая, худощавая фигура
Виктора Черноскутова с жиденькой бородой Деда Мороза привлекла внимание Раиса Саитовича. Так сложился дуэт, который объехал весь Советский Союз. Они гастролировали с эстрадными миниатюрами, выступали для армейских отрядов по всей стране и в ближнем зарубежье.
К сожалению, после двадцати лет работы дуэт перестал существовать из-за неожиданной смерти В.С. Черноскутова.
Сейчас Раис Саитович работает в Театре Эстрады и Театре Драмы. «Я восхищен коллективом, — рассказывает Раис Саитович. — Актёры очень тактичные и культурные. Мы поддерживаем друг друга в любой ситуации».
Екатерина Ковина, Школа театральной критики».
театральные работы
"За витриной универмага", (1961, реж., А.Резинин);
"Оптимистическая трагедия", (1961, реж., А.Резинин);
Унтер-офицер Дохлый - "Белая ночь", Т.Хренников (1967, реж., В.Курочкин);
Солдат - "Донья Жуанита", Ф.Зуппе (1967);
Гжегож - "Дамы и гусары", Л.Солин (1967);
Дубасси - "Король на четверку с минусом", И.Шахов (1968);
Святая рожа - "Черный дракон", Д.Модуньо (1968, реж., В.Курочкин);
Нотариус - "Сильва", И.Кальман (1968).
Помреж – «Мадмуазель Нетуш», Ф.Эрве (1969);
Вася – «Черная береза», А.Новиков (1970, реж. В.Курочкин);
Гангстер – «Целуй меня, Кэт», К.Портер (1970);
Пеликан – «Принцесса Цирка», И.Кальман (1970);
Дежурный станции – «Будет завтра», А.Флярковский (1971);
Кулажонок – «Южный крест», В.Баснер (1971);
Сико – «Кето и Котэ», В.Долидзе (1972);
Колобок – «Екатеринбургский бал», В.Гевиксман (1973);
Лори Лен – «Месс-Менд», С.Баневич (1974);
Чезюбл – «Мой друг Бенбери», Г.Натчинский (1975);
Доктор Пуччи – «Купите пропуск в рай», Д.Модуньо (1977);
Браслет – «Тетка Чарлея», О.Фельцман (1977);
Охрим – «Гори, гори, моя звезда», С.Пожлаков (1977, реж. В.Курочкин);
Теодор Пыпко - «Во всем виноваты сардинки» (1977);
«Старые дома», О.Фельцман (1978);
Франсуа – «Фиалка Монмартра», И.Кальман (1979);
Шекспир – «Яблочная леди», А.Флярковский (1979);
Эталон IV – «Путешествие на Луну», Ж.Оффенбах (1981);
«Свадьба с генералом», Е.Птичкин (1981);
Мутон – «Табачный капитан», Е.Щербачев (1987);
Сенатор Делакква – «Ночь в Венеции», И.Штраус (1996);
Филипп Иванович – «Мой частный сумасшедший дом» по мотивам сюжета Э.Скарпетта «Дом сумасшедших» (1998, реж. Н.Гусаров);
Доктор Теодоракос – «Как умудриться нормально жениться» по мотивам А.П.Чехова (2008, реж. Н.Гусаров);
Клуд – «Парижское кафе или улыбка фортуны» по пьесам Ги Абескассие и Марселя Беркье-Маринье (2008, реж. С.Белов);
Кот Василий – «Кошкин дом» (2008);
«Ханума» А.Цагарели (2009);
«Золушка», Е.Шварц (2009);
«Оливер», Л.Барт ;
Дед Слива – «Стряпуха»;
Симеонов-Пищик Борис Борисович – «Вишневый сад», А.П.Чехов;
«Девичий переполох» Ю. Милютина (Сапун-Тюфякин)
«Моя прекраная леди» Ф. Лоу (Альфред Дулитл)
«Капитанская дочка» по А.С. Пушкину (Савельич)
«Хэлло, Долли!» Дж. Германа
«Полярная звезда» В. Баснера (Мамыкин)
«Графиня Марица» И. Кальмана (Пенижек)
«Табачный капитан» (Жулев)
«Требуется героиня» (Татай)
«Бременские музыканты» (Король)
«Летучая мышь» И. Штрауса
«Разбойники»
«Кабала святош» М. Булгакова (Справедливый сапожник)
«Афера (Смерть Тарелкина)» А. Сухово-Кобылина (Доктор)
«Миллион в брачной корзине» Д. Скарначчи, Р. Тарабузи (Дедушка)

последнее обновление информации: 05.02.17

О Раисе Галямове

Раис Галямов – комический актер, обладавший природным органичным чувством смешного.
Родился 3 июня 1939 года в Магнитогорске, куда его родители переехали из Казани в 30-ые годы прошлого столетия на строительство металлургического комбината.
Раис родился двойняшкой. В три года дети лишились отца – жизнь семьи стала очень тяжелой. После 7-го класса пришлось пойти в школу фабрично-заводского обучения, после ее окончания работал слесарем, вечерами продолжая учебу в школе рабочей молодежи; затем связал свою трудовую жизнь с металлургическим комбинатом, став подручным миксерового в мартене.
С детства страстно любил футбол и играл в детской команде, позднее вместе со старшим братом Равилем играл в футбольной команде мастеров «Металлург» Магнитогорск – только тогда жить стало легче.
В 18 лет Раис проявил любовь к сцене и вечерами, после работы спешил на репетиции самодеятельного народного театра при Дворце культуры металлургов. Надо отметить, что и его отец в молодости в Казани занимался в художественной самодеятельности. На сцене народного театра Галямова увидел главный режиссер Магнитогорского драмтеатра Анатолий Резинин и пригласил на профессиональную сцену. Ещё до армии Раис успел удачно сыграть в спектаклях «Оптимистическая трагедия» и «За витриной универмага». И долгое время спорт и сцена в его жизни шли рядом.
В армии играл в хоккей, был лучшим снайпером армейской команды, чемпионом Вооруженных сил. А на окружном смотре армейской самодеятельности был признан лучшим конферансье. В часть пришел приказ - направить рядового Галямова в Ансамбль песни и пляски Уральского военного округа, а следом второй – в хоккейную команду «СКА Свердловск». Несмотря на уговоры командования продолжить спортивную карьеру, победила любовь к сцене - Раис выбрал Ансамбль.
В Ансамбле работал «разговорником», играл интермедии. И впоследствии часто выступал на эстраде, а на эстраде талант актера виден сразу. Здесь и произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу Раиса. На одном из концертов Ансамбля его увидел главный режиссер Свердловского театра музыкальной комедии Владимир Акимович Курочкин, и пригласил Галямова в труппу театра сразу после окончания срочной службы. И с октября 1967 года именно у этого выдающегося режиссера Раис постигал актерское мастерство на прославленной сцене - в пору расцвета театра.
Уже в течение первых трех месяцев в театре Раис стал играть в 3-х спектаклях: дебютировал в большой роли остро-сатирического персонажа - унтер-офицера Дохлого в оперетте «Белая ночь» Т. Хренникова, а две другие роли в спектаклях «Дамы и гусары» Л.Солина и «Донья Жуанита» Ф.Зуппе - были согреты теплым юмором, вызывавшим добрую улыбку.
С первых шагов на сцене театра Галямов показал себя одаренным исполнителем с ярко выраженной комедийной индивидуальностью. Он вспоминал, как Владимир Акимович опекал, пестовал молодых артистов и, кроме того, не отвергал их предложения, а обычно говорил: «Если в жилу: годится, закрепить, то есть оставить в силе созданный образ».
Уже через три года Раису доверили центральную роль – боярина Сапун-Тюфякина в оперетте « Девичий переполох» Ю.Милютина. Фрагмент из этого спектакля
запечатлен в телефильме «Я люблю оперетту (СГТРК,1975). Он дает яркое представление о творческой индивидуальности актера: мягком, тонком, по человечески теплом юморе: лукавство, смешинки в его мгновенно меняющемся взгляде, жесты, неподражаемые интонации и комические, и драматические позволяют раскрыть противоречивый характер боярина. Каждая фраза, сказанная актером, сопровождается смехом зрителей и главный режиссер Владимир Акимович словом «Браво! Браво!» дает высокую оценку игре молодого артиста Галямова. В том же году в оперетте «Будет завтра» А.Флярковского сыграл три роли, что потребовало от него и мгновенного перевоплощения, и способность находить для своих героев индивидуальные краски. Об этом спектакле писала газета «Комсомолец Татарии» (3 июня 1971.): «Из эпизодических персонажей запоминается гардеробщик в театральном институте. Артист Галямов тепло, с добродушной улыбкой раскрывает характер удивительно сердечного, влюбленного в искусство человека, стремящегося привить молодым людям трепетное отношение к театру с первых шагов в театральном в ВУЗе».
Авторитетный театральный критик Борис Коган в своей книге «Добрый мир оперетты» (1973) писал: «Р. Галямов – комический актер, плодотворно осваивающий традиции артистов старшего поколения этого амплуа. В самой натуре его, в природе сценического облика есть благодарные возможности для создания смешных – по-разному! – образов. Большинство ролей Галямова – возрастные, перевоплощение удается актеру. Его роли отличает мягкость, такт, отсутствие «пережима».
В 1973 году в репертуаре артиста большая сложнейшая роль – Альфред Дулиттл в мюзикле «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу. Режиссер – постановщик Удо Вяльяотс - главный режиссер Академического театра оперы и балета «Эстония» отметил, что молодой Галямов обладает большим чувством юмора и лишен штампов.
Замечательный дуэт сложился у Галямова с Виктором Черноскутовым. Вот как писала журналист Е. Долинова в рецензии на спектакль «Екатеринбургский бал» в газете «Уральский рабочий»: «Веселье на поляне накануне закладки города-крепости, это - хохот, от которого люди буквально валятся с ног. Так они реагируют на вранье двух «бравых» солдат Колобка и Жерди (эти роли очень хорошо сыграны актерами Р.Галямовым и В.Черноскутовым». Вместе с Черноскутовым Галямов создал интересный эстрадный дуэт, ведущий конферанс в концертах театра. И этот дуэт был лучшим завершением концертных программ. Здесь было все – обилие юмора, актерское обаяние и блеск комедийного мастерства.
Театровед И.Ф.Глазырина в сборнике «Вас приглашает оперетта» (1983) отмечала: «… у Галямова всегда много эксцентрики, гротеска, буффонады. Дар юмора полной мерой отпущен актеру природой. Едва Галямов появляется на сцене – в зале возникает смех. В больших ролях, таких, как Дулиттл («Моя прекрасная леди»), Глупый король («Бременские музыканты»), Савельич («Капитанская дочка») актер умением быть заразительно смешным всегда вызывает добрую реакцию зрительного зала».
Раис на сцене Свердловского театра музыкальной комедии выступал более 20 лет и сыграл свыше 40 ролей. Объехал с гастролями всю страну и ближнее зарубежье. Не забывал о своем спортивном прошлом – защищал честь футбольной команды театра. «Я спорт от искусства не отличаю» - коронное изречение Галямова. «Те же нагрузки, волнения, переживания, а также импровизация. От правильного паса зависит степень успеха команды. На сцене - если нет взаимопонимания, зритель эту фальшь заметит сразу».
Любовь к сцене, темперамент актера требовали реализации, и когда у него стало мало ролей – он ушел из любимого театра и уехал в Иркутск в Театр музыкальной комедии, где служил с 1984 по 1986 год.
В 1987 году играл в Ивановском театре музыкальной комедии, но по семейным обстоятельствам пришлось возвратиться на Урал.
В 70-е годы Галямова стала приглашать на съемки Свердловская киностудия. Самобытное дарование актера привлекало многих кинорежиссеров. Актер снялся в 18 фильмах разных по жанру и амплуа в основном в эпизодах, но создал яркие запоминающиеся роли. Рабочего парня, не лишенного юмора, балагура и весельчака в фильме «Клад» (реж. О. Воронцов,1975). В лирической комедии «Встретимся у фонтана» (реж .О.Николаевский,1976) – неумелого шабашника, явно случайно оказавшегося на стройке. Озвучил одного из героев мультфильма «По щучьему велению». В картине «Болевой прием» (реж. Г.Кузнецов,1992) появился в роли артиста эстрады. В очень смешной комедии «Сыскное бюро «Феликс» (реж. В.Лаптев,1993) сыграл дежурного милиционера, который находясь на госслужбе, использует служебное положение в личных интересах, сотрудничая по контракту с частным сыскным бюро.
В перестроечные 90-ые годы по приглашению народного артиста РСФСР Виктора Сытника активно участвовал в создании Театра «Волшебное ревю» и был его главным партнером. Их неповторимые дуэты в спектаклях по мотивам классических оперетт «У Максима», «Пой цыган, плач цыган» пользовались у зрителей большой любовью. Редкий комический дар и многогранность таланта позволяли ему служить одновременно в нескольких театрах и работать в разных жанрах: в Камерном театре писателей Урала, в театре «Оперетта Урала» ( г. Новоуральск).
Лучшая страница творческой биографии последнего десятилетия его жизни - сотворчество с режиссером Н.Н.Гусаровым на телевидении и в театре. Это пьесы, написанные и поставленные режиссером на сцене Театра Эстрады. «Мой частный сумасшедший дом» - современная трагикомедия по мотивам сюжета Э. Скарпетта «Дом сумашедших» с множеством комических и драматических коллизий. Раис Саитович сыграл главную, остросоциальную роль - дяди Филиппа Ивановича. В комедии «Как умудриться нормально жениться» по мотивам произведений А.П.Чехова – роль доктора Теодоракоса из Греции. Спектакли пользовались большой зрительской любовью.
Вершина творчества Раиса Галямова – телепрограмма «Комната смеха» производство «Эра-ТВ, Екатеринбург,2000-2001). Авторы сценария: Г. Дробиз, Н. Гусаров, Б. Борщевский. Продюсеры: О. Кумыш и С. Пинигин. В программу вошли эстрадные миниатюры, юмористические зарисовки, репризы, более двухсот экранизированных анекдотов. Мастерство перевоплощения артиста в анекдотах раскрылось наиболее многогранно. Раис играл все роли и мужские, и женские. Обладая необычайно богатой мимикой и разнообразием голосовых интонаций, актер создал целую галерею сатирических и комических образов, превращая шуточные рассказы в мини-спектакли. Особенно впечатляют женские образы. Эта программа навсегда запечатлела в цветовой палитре телеэкрана лучшее в творчестве комического актера. Была отмечена специальной грамотой за игру артиста Р.Галямова на Всероссийском фестивале «Лазурная звезда». Жаль, что при жизни актера зрители её не увидели.
Его последние работы в кино: роль подъячего Матвея Леонтьевича в историческом фильме «Серебро» (реж. Ю. Волкогон) и небольшая роль - дяди Гришы в детском фильме «Последняя игра в куклы» (реж. Г.Негашев), вышедшим на экран в 2010 году уже после ухода актера из жизни. На сцене Театра Эстрады в комедии «Парижское кафе или улыбка фортуны» (реж.С.Белов) в роли господина Клуда создал образ добродушного, любящего, ревнивого и, конечно, смешного мужа, постоянно следящего за своей молодой неверной женой; а в детском спектакле «Кошкин дом» сыграл старого кота Василия. В Свердловском Академическом театре драмы были небольшие роли, а одна – бессловесная в спектакле «Миллион в брачной корзине». Артист играл парализованного дедушку, неподвижно сидящего в инвалидном кресле. Единственным выразительным средством был его взгляд, который магически притягивал зрителя.
За свою творческую деятельность Раис Саитович Галямов сыграл более 400 ролей в театрах, кино, на телевидении и эстраде.
Он был скромным, можно даже сказать стеснительным, в чем-то наивным. Жена Людмила Федоровна – телеграфистка. В браке детей не было.
Уход из жизни Раиса Саитовича Галямова 12 ноября 2009 года трагически нелеп: ему не была оказана медицинская помощь. Он был еще полон творческих и жизненных сил: только что в октябре он сыграл в 3-х спектаклях Театра Эстрады и 5-ти спектаклях Свердловского Академического театра драмы и ничто не предвещало трагического события…
Похоронен артист в Екатеринбурге на Сибирском кладбище, участок 8.

Равия Хуснатдинова

Из статьи газеты "Вестник Свердловского отделения СТД РФ (ВТО)":
«Первую роль юный актер получил в ДК «Строитель» Магнитогорска. Тогда в кинопрокате шел фильм «Три мушкетера». Попасть на него молодёжи было непросто, Раис Галямов нашёл способ — записался в кружок самодеятельности. Так он сыграл свою первую роль — солдата в спектакле «В октябре».
Свою активистскую деятельность Раис Саитович продолжил в Окружном доме офицеров (Свердловск) в ансамбле песни и пляски. И на одном из таких выступлений, накануне Дня победы, с Раисом Галямовым произошёл счастливый случай. На этом концерте в первом ряду сидел народный артист СССР В.А. Курочкин. После концерта Владимир Акимович пригласил начинающего актёра на работу в театр Музыкальной комедии по окончанию службы. Учитель — тот, кого пишут всегда с большой буквы. Для Раиса Галямова такой человек — Владимир Курочкин. Он открыл комический дар актёра. «Почему комический? Мне кажется, из-за моего характера, — отвечает Раис Саитович. — Я — оптимист, всегда стараюсь быть позитивным. Мне нравится улыбаться». Артист сыграл в Свердловском театре музыкальной комедии более сорока ролей. Одни из самых ярких в спектаклях «Моя прекрасная леди», «Девичий переполох», «Летучая мышь», «Разбойники» (с народной артисткой М.Г. Викс).
Помимо театра он узнал жизнь кино изнутри. Яркий комический талант актера впечатлял многих режиссеров: Николай Гусаров, Владимир Лаптев, Олег Николаевский, Георгий Кузнецов.
«Мне всегда везло на людей», — признается Раис Галямов. Таким везением оказалось знакомство с Виктором Семеновичем Черноскутовым. Первый раз встретились они в Доме офицеров, где Виктор Семёнович играл Деда Мороза. Высокая, худощавая фигура
Виктора Черноскутова с жиденькой бородой Деда Мороза привлекла внимание Раиса Саитовича. Так сложился дуэт, который объехал весь Советский Союз. Они гастролировали с эстрадными миниатюрами, выступали для армейских отрядов по всей стране и в ближнем зарубежье.
К сожалению, после двадцати лет работы дуэт перестал существовать из-за неожиданной смерти В.С. Черноскутова.

Екатерина Ковина, Школа театральной критики».

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 10
Готман Владимир (Украина.Львовская обл.г.Новый Роздол)   9.05.2010 - 23:15
Всегда неожиданно!Всегда вдруг!Из жизни уходит хороший друг. Когда-то. в 60-х вместе с раисом играли в самодеятельном народном театре г.Магнитогорска.В спектакле "Мой бедный Марат":Раис... читать далее>>
№ 9
Язев Дмитрий (Санкт-Петербург)   14.11.2009 - 14:12
Вечная память. читать далее>>
№ 8
Ольга (Екатеринбург)   13.11.2009 - 22:14
Прекрасный человек,талантливый актёр,вечная ему память читать далее>>
№ 7
Дорогов Алексей (Москва)   13.11.2009 - 21:48
Исправьте, пожалуйста неточность в некрологе, а вернее опечатку: в названии Свердловского драм.театра, не хватает буквы Д. СверДловский. читать далее>>
№ 6
Светлана (Самара)   13.11.2009 - 21:48
Вечная память... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники