Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Игорь Горбачёв

Игорь Горбачёв фотографии
Годы жизни
Категория
Актёр
Фильмография
Театры
Фотоальбом
Обсуждение
Игорь Горбачёв: смотреть фильмы онлайн
Игорь Горбачёв:
смотреть фильмы онлайн

Горбачёв Игорь Олегович

20 октября 1927, село Сенницы (ныне в городском округе Озёры Московской области) — 19 февраля 2003, Санкт-Петербург.

Актёр театра и кино, театральный режиссёр.
Заслуженный артист РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1968).
Народный артист СССР (11.08.1972).
Заслуженный деятель культуры Польской Народной Республики (1974).
Герой Социалистического Труда (23.06.1987).

Учился на философском факультете Ленинградского университета. Занял первое место на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности, исполнив роль Хлестакова в спектакле "Ревизор" (через несколько лет был приглашён на эту же роль в кино).
В 1950 году окончил Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского и в 1952 году был принят в труппу Большого драматического театра имени Горького.
С 1954 года — актёр, в 1975-1991 годах — художественный руководитель Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина.

Сотрудничал с Театром на Литейном и Формальным театром Андрея Могучего — записал голосом роль Кабанихи в спектакле «Гроза» по А. Н. Островскому.

С 1974 года преподавал Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова, доцент, с 1984 года профессор. Среди выпускников: Сергей Маховиков, Николай Фоменко, Сергей Селин, Андрей Толубеев, Сергей Бызгу, Александр Баргман, Игорь Ливанов, Михаил Долгинин, Мария Кузнецова, Сергей Лосев.

Основатель (1992) и первый ректор Театрального института «Школа Русской драмы», после смерти в 2003 году институту присвоено имя И. О. Горбачёва.

Заместитель председателя Советского фонда мира. Член КПСС с 1969 года.
Был почётным председателем Межрегионального отделения НПСР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, членом Координационного совета общероссийского общественного движения "Народно-патриотический союз России".

Похоронен актёр 23 февраля 2003 года в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Жена — Людмила Ивановна Горбачёва (в девичестве — Митрофанова, 1930—2010), заслуженная артистка РСФСР, похоронена рядом с мужем.
театральные работы
Большой драматический театр им. М.Горького
1951 — «Любовь Яровая» К. Тренёва. Постановка И. Ефремова — Швандя
1952 — «Рюи Блаз» В. Гюго — Дон Сезар де Базан
1953 — «Слуга двух господ» К. Гольдони — Флориндо Аретузи
«Когда ломаются копья» Н. Ф. Погодина — Брешко
Поставил «Домик на окраине» А. Н. Арбузова (1954)

Ленинградский академический театр драмы им. А. С. Пушкина
1954 — «Годы странствий» А. Н. Арбузова — Ведерников
1955 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Режиссёр: Георгий Товстоногов — Алексей
1956 — «На дне» М. Горького Режиссёр Л. С. Вивьен — Васька Пепел
1958 — «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева — Лаврецкий
1958 — «Всё остаётся людям» С. Алёшина — Морозов
1963 — «Гроза» А. Н. Островского — Кудряш
1963 — «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука, поставил с Л. С. Вивьеном — Платон Кречет
1966 — «Дело, которому служишь» Юрия Германа — Устименко
1972 — «Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова — Балясников
1974 — «Похождения Чичикова или Мёртвые души» по Н. В. Гоголю — Чичиков
1977 — «Пока бьётся сердце» Д. Храбровицкого. Режиссёр: Игорь Горбачёв — Крымов
1978 — «Иванов» А. П. Чехова — Иванов
1981 — «Предел возможного» по И. И. Герасимову — Ремез
1987 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Режиссёр И. О. Горбачёв — Сирано де Бержерак
1987 — «Чужая ноша» О. Т. Перекалина — Захар Кормилицын
1990 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: И. О. Горбачёв — Дорн
1991 — «Не всё коту масленица» А. Н. Островского — Ахов
2000 — «Женитьба» Н. В. Гоголя. Режиссёр А. В. Галибин — Яичница
«Друзья и годы» Л. Зорина — Платов
«Жизнь Сент-Экзюпери» Л. Малюгина — Сент-Экзюпери
«Душной ночью» Д. Болла и С. Силлифанта — Гиллеспи
«Болдинская осень» Ю. М. Свирина — Булгарин
«Час пик» по Е. С. Ставинскому — Кшиштоф Максимович
«Ночью без звезд» А. П. Штейна — Виль Озаровский
«Дети солнца» М. Горького — Протасов
«Много шума из ничего» У. Шекспира — Бенедикт
«Иней на стогах» Л. Моисеева — Лепехин
«Справедливость — мое ремесло» Л. Жуховицкого — Малахов

Постановки
1964 — «Мария Тюдор» по В. Гюго
1980 — «Веранда в лесу» И. М. Дворецкого
1984 — «Вечер» А. А. Дударова
1985 — «Фельдмаршал Кутузов» В. А. Соловьёва
1986 — «Требую суда!..» О. Т. Перекалина
1989 — «Мать Иисуса» А. М. Володина
«Женитьба Бальзаминова» А. Н. Островского

Санкт-Петербургский государственный театр на Литейном
1993 — «Король Лир» Шекспира. Режиссёр: Г. Р. Тростянецкий — Король Лир
призы и награды
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1973) — за создание образа нашего современника в спектаклях.
Орден Ленина (23.06.1987).
Орден Октябрьской революции (1971).
Орден Дружбы народов (19.10.1977).
Орден Трудового Красного Знамени (28.01.1982) — к 225-летию театра Драмы им. А. С. Пушкина.
Орден «Знак Почёта».
Медаль «За оборону Ленинграда».
Медаль «Ветеран труда».
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 250-летия Ленинграда»
Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
Действительный член Петровской академии наук и искусств.

последнее обновление информации: 29.07.16

Игорь Олегович Горбачев – народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, человек-легенда, один из последних мастодонтов сцены; вместе с ним ушла эпоха.

Для меня дух времени заключается вовсе не в коммунистических идеалах Игоря Олеговича. Да, он был коммунистом и с гордостью нес в своем сердце знамя коммунистических принципов. Но верил он в них гораздо больше, чем любой партийный работник прошлой или нынешней закваски. Он верил в доброту, честность, справедливость, он был Романтиком и отстаивал «романтичность коммунистических идеалов». А когда больше половины людей нашей страны будто сошли с ума, поменяли «белое на черное», развернулись и пошли таким же «дружным строем», но уже в противоположную сторону, Игорь Олегович не захотел этого сделать, он не смог предать самого себя, свои убеждения, измениться под влиянием времени. Он не был коммунистом, он был честным романтиком.
А на уроках он говорил: «Я вас не агитирую – вы вырастете и сами все поймете! Искусство не может быть безнравственным!». Тогда эти слова казались мне, с моим молодым взглядом на жизнь, очередным нравоучением. Сейчас, по прошествии времени, я не перевариваю безвкусицы на сцене, не читаю «желтую» прессу, не могу смотреть по телевиденью бездарные ток-шоу. Ну представьте себе Николая Константиновича Черкасова и Василия Васильевича Меркурьева в шоу «Король ринга», а пару Игорь Горбачев с Елизаветой Тиме в «Звездах на льду»… Игорь Горбачев и другие прославленные актеры Александринки были «Королями подмостков», им хватало «промоушена» и «пиара» без дополнительных притязаний, они с гордостью несли свою профессию Актер, радовались успехам коллег не на ринге или в бассейне, а на сцене. Я помню, как загорались огоньки в глазах тех людей, ради которых Игорь Олегович выходил в спектаклях, как престарелые люди молодели душой и готовы были по-молодецки прыгнуть со своих мест на сцену, чтобы расцеловать своего кумира.
Игорь Олегович не только учил нас быть актерами, разбираться с ролью, проживать человеческую жизнь, но и привил нам вкус, стиль, научил делать сознательный выбор. Огромное спасибо и низкий поклон за это моему любимому Педагогу, Учителю, Гуру, Наставнику - Игорю Олеговичу Горбачеву.
Возможно, с годами я стал более профессиональным актером, уже умею создать образ, сыграть о том, что волнует не только меня, но, признаюсь честно, до сих пор я не сыграл ничего лучшего, чем отрывок на 2 курсе из «Жестоких игр» Александра Арбузова в постановке Игоря Горбачева, где Нелька (Юлия Чебакова) приходит в гости к Мишке. Такого ощущения владения залом, понимания того, что со мной происходит, желания изменить не только себя, но и окружающий мир, больше в моей актерской биографии пока не случалось. А был в этом отрывке и секс, и даже раздевание главной героини – просто ни одна деталь, ни одно слово из отрывка не было случайно, безвкусно, немотивированно. Прошло уже 14 лет – а я помню полностью весь текст, и могу хоть сейчас сыграть этот отрывок…
Старые друзья - выпускной спектакльА на уроках актерского мастерства мы ласково называли его «горбачик» или «наш толстый бегемотик». Нет, в этом не было никакого панибратства – Игорь Олегович всегда был щедр на шутки, сам раздавал эпитеты типа «старуха Шапокляк», учил нас, бестолковых студентов, в веселой и непринужденной атмосфере: «Нечайкин, ну ты хоть что-то понял сегодня, или, как всегда, выйдешь с пустой головой?».
Я пришел на курс Игоря Олеговича уже «состоявшимся астрологом»: давал гороскопы в газеты и журналы, вел параллельно практику; и вот, однажды, входит Игорь Олегович на курс и так, хитро прищурившись, говорит: «Ну, Нечайкин, объясни, как ты меня представляешь на фонарном столбе?» - «Не понял, Игорь Олегович?» – «Вот читаю твои гороскопы, а там написано Весам: занимайтесь сегодня сексом – хоть на фонарном столбе. Ты хоть можешь представить себе меня на фонарном столбе?».
Игорь Олегович был, действительно, глыбой, махиной, матерым человечищем. Первый раз я увидел его в маленьком коридоре ЛГИТМИКа (театральный институт на Моховой), перед кабинетом ректора. Я шел по узенькому коридорчику – и вдруг вдали будто все потемнело, и возник громадных размеров силуэт н. а. СССР, Героя Социалистического Труда, Игоря Олеговича Горбачева. Я продолжил движение навстречу, но, пройдя еще несколько метров, понял, что мы не разойдемся, повернул на 180 градусов и трусливо сбежал от моего будущего любимого педагога…
Он был восхитительно остроумен… Моя однокурсница, Лена Лисовская, ныне одна из известных директоров Ленфильма (под ее руководством выпускается теперь немало замечательной продукции киноиндустрии), сделала пластическую операцию носа на третьем курсе. Сделала тайно, летом – очевидно, была недовольна результатом, и поэтому не появилась на курсе ни 1 сентября, ни 2 сентября, ни 3 сентября. Только 4 числа, специально (как мне кажется) опоздав на занятие на целый час, она вошла в аудиторию. Воцарилось не то что бы секундное, а минутное молчание. Все смотрели на «новую Лену» и не знали, как реагировать. Игорь Олегович, спокойно проводив Ленку взглядом, сказал: «А вот и ЛИЦО курса пришла!». Разумеется, все тут же расслабились, и занятие продолжилось, но Ленка, да простит она меня сейчас, естественно, не избежала называться и «Лицом курса», и «Носом курса»! Все это были безобидные шутки. Как-то потом Игорь Олегович подошел к ней и доверительно начал разговор «с глазу на глаз»: «Лен, ты меня прости, что я тебя так… Я понимаю, тебе трудно» - «Да вы что, Игорь Олегович! – наоборот, спасибо, вы меня поддерживаете» – «А если серьезно, Лен, переживаешь?» – «Ну, есть немного» – «Да не переживай ты, Ленка – с войны и не такие возвращались»…
Удивительно органично в этом человеке уживались юмор, желание помочь, владение ситуацией; для нас он был не только педагог, но царь и бог.
Разумеется, спонсорами театрального курса Игоря Горбачева были коммунисты. Однажды, я помню эту дату – 20 апреля, Игорь Олегович вызывает меня в кабинет и говорит:
- Ромка, Ленина хочешь сыграть?
Я опешил и даже не знал, что сказать – на дворе 1994 год, пик внутренних проблем страны, но уже пала коммунистическая партия; мы, студенты 3 курса театрального вуза, были, как в теплице, вдалеке от социальных проблем, от политики, и жили сугубо творческой жизнью с 10 утра до 11 вечера, делая отрывки и постигая азы драматического искусства… а тут Владимир Ильич, да еще 22 апреля – в день Рождения Ленина, да еще отрывок из пьесы Шатрова «Синие кони на красной траве», да еще на сборе коммунистической партии… короче, страх и ужас.
Надо еще сказать, что Игорь Олегович мог репетировать «годами». Я помню, простой стук в дверь и фразу «Можно?» - «Никого нет, значит можно» в выпускном спектакле «Старые друзья» мы с Андреем Кузнецовым репетировали ровно три дня. Игорю Олеговичу не нравилась несуразица на сцене, он въедливо репетировал – вплоть до жеста, до поворота головы, до полусекундной паузы, а когда сам выходил на площадку и показывал, КАК надо, то у нас, молодых студентов, было только желание хоть как-то дотянуться до мастера, хотя бы не сейчас, но через 10-15 лет быть похожим на него. Игорь Олегович блистательно показывал – что и говорить, он был актер от Бога…
И тут, совершенно спокойно, он отдает нам отрывок – и чтобы мы САМИ ЕГО СДЕЛАЛИ за 2 дня! Это был отрывок из пьесы «Синие кони на красной траве», когда к Ленину приходит бюрократка Сапожникова. Бюрократку Сапожникову играла блистательная актриса Светлана Ивашкина (Кузнецова). Мы со Светой эти два дня, по-моему, даже не расходились – настолько необычными были и ситуация, и отрывок; даже сейчас, когда вспоминаю, мурашки продирают по коже…
Игорь Олегович посмотрел наше действие вечером 21 апреля (а 22 утром – выступление) и сказал: «Все в порядке, но я бы сыграл так…» Вышел на сцену – и превратился в обыкновенного человека, который не знает, «куда ему дальше идти», «зачем он устроил эту революцию» и «зачем эта революция нужна, когда она порождает таких бестолковых людей, как Сапожникова». Это был самый ценный урок театрального мастерства в моей жизни – я, открыв рот, смотрел, что может сделать настоящее искусство… Да, это был обман, на самом деле Ленин был не таким «хорошим человеком», но так сыграть, так профессионально «обмануть» может только настоящий актер…
22 апреля мы со Светой в мандраже поднимались по ступенькам в зал, где собралась вся коммунистическая партия… Перед нами выступал оратор – суть его выступления была такова: «Да здравствует Ленин! Ленин был человечище, но давайте, товарищи, смотреть правде в глаза – были некоторые, небольшие, маленькие ошибочки с его стороны…» В это время старые «закаленные» коммунисты снимают свои ботинки и швыряют их в лицо оратора… Следующими выступаем мы… Я не выдержал, вошел в гримерку к Игорю Олеговичу и взмолился о пощаде… На тот момент я был действительно уверен, что меня забьют во время отрывка, и больше Россия обо мне ничего не узнает, мы со Светой Ивашкиной «ляжем под каблуки старых коммунистов». Игорь Олегович опять хитро прищурился и спокойно сказал: «Давай, Рома, тебя... партия ждет»…
Отступать было некуда – позади была Москва… Я не помню, как мы вышли на сцену, как сыграли свой отрывок, смеялись в зале или была тишина. Но овации и счастье от того, что беда прошла стороной и отрывок кончен – помню… Один старичок сказал фразу, которая врезалась в мою память – привожу дословно: «Вы самый лучший Ленин, которого я видел в жизни! А я видел настоящего Ленина!» Это была моя первая профессиональная победа, Ленин «лично» проложил мне дорожку к искусству под грохот оваций и страх перед подкованными каблуками закоренелых коммуняг. А Игорь Олегович после выступления, мудро улыбаясь и обняв меня, сказал: «Ой, Нечайкин, родись ты лет двадцать тому назад – цены бы тебе не было, уже бы «народного» схватил»…

Вот еще одна ситуация. Вспоминает Андрюша Шимко, ныне известный Питерский актер театра и кино:

«Перед одним студенческим спектаклем я сидел на стуле и держал руки у рта так, что создавалось впечатление, как будто я грызу ногти.
Игорь Олегович не упустил момента:
-Шимко, не грызи ногти – глисты появятся.
-У меня нет ногтей, Игорь Олегович, - опешил я.
- А как же ты поступил, без ногтей-то?…. В этой профессии надо царапаться…»

Он был мудр, требователен и щедр к нам, по-отцовски строг и по-братски добр.
Есть одна моя личная вина перед Игорем Олеговичем, которой хочется сейчас поделиться. Возможно в шутку (но сам Игорь Олегович говорил, что «В каждой шутке есть доля… шутки»), Игорь Олегович часто в последнее время повторял: «Нечайкин, гроб-то со мной я тебе поручаю нести». Не пришлось… я не смог выполнить его поручение. Во-первых, в те февральские дни упрямо не верилось, что Игоря Горбачева с нами уже никогда не будет, казалось, что он был где-то рядом; я был даже несколько обескуражен собственным поведением и спокойствием. Событие произошло – а осознания произошедшего еще не было. А во-вторых, вокруг такой фигуры, как Игорь Олегович, сразу образовалось «облако фантомов», которые не допустили бы выполнения вашего поручения. Но, все равно, вина осталась. Простите, Игорь Олегович.

Спасибо Вам, Игорь Олегович Горбачев, «наш толстый бегемотик», за то, что вы сделали для нас. Я вас очень люблю и беззаветно предан вам.

Роман Нечаев

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 80
Юлия Силкина   27.02.2017 - 14:41
Очень люблю этого актера. Была в 1986 году в Самаре (Куйбышеве) на спектакле " Пока бьется сердце" . Мне было 14 лет. Но почему-то очень растрогал этот спектакль. Была на нем два раза. И в последний... читать далее>>
№ 79
маринович (оренбург)   7.01.2017 - 19:45
мой любимый актер ! светлая память ...... читать далее>>
№ 78
Ч.Ю.С. (Москва)   20.10.2016 - 17:17
В день 89-летия с большим удовольствием вспоминаю великолепного советского театрального и кино-актера Игоря Горбачева, лучшего исполнителя Хлестакова, актера оставившего такой заметный след в отечественном... читать далее>>
№ 77
Искона (Москва)   20.10.2016 - 11:06
До недавнего времени думал, что Паустовский в «Повести о лесах» описал этого актёра. Каково же было разочарование, когда вновь увидел, что персонажа зовут Евгений Горбачов. А Игорь Олегович… Он был из... читать далее>>
№ 76
Анхол (Львов)   11.07.2016 - 11:40
спасибо за гениально сыграные роли читать далее>>

Игорь Горбачёв: пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники