Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Леонид Марков

Леонид Марков (Leonid Markov) фотографии

Марков Леонид Васильевич

Leonid Markov

Родился 13 декабря 1927 года в селе Алексеевском Казакской АССР (ныне - Республика Казахстан).

Заслуженный артист РСФСР (1969).
Народный артист РСФСР (29.03.1977).
Народный артист СССР (31.01.1985).

Старшая сестра — актриса Римма Маркова.
В 1931-1934 годах играл детские роли в спектаклях Саратовского драматического театра, где работал актёром его отец В.Д. Марков.
В 1945-1947 годах учился в студии при Вологодском драматическом театре. Окончил студию при Московском театре Ленинского комсомола (1950).
С 1950 года — актёр Московского театра Ленинского комсомола.
С 1960 — актёр театра имени А.С. Пушкина.
С 1965 года — актёр академического театра имени Моссовета.
В сезоне 1986-1987 гг. переходил в Малый театр.

Леонид Марков обладал уникальным голосом и манерой говорить. Наверно, поэтому его часто приглашали работать на радио. Около ста записей, охватывающих большой временной период с 1954 по 1990 год, литературных произведений, радиоспектаклей с его участием хранятся в коллекции радиофонда: «В зимнем лесу» С. Богомазова, в роли Волка; «В гимназии» Н. Гарин-Михайловского, в роли Отца; «Белые розы, розовые слоны» У. Гибсона, в роли Генри Пулэски; «Судьба» П. Проскурина, в роли Макашина; «Инспектор Тихонов» Аркадия и Георгия Вайнеров, в роли Шарапова; «Королев и Гагарин» В. Губарева, в роли Королева; «Первая любовь» И. Бунина, в роли Отца и другие спектакли. Актер читал литературные произведения А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Достоевского, И. Абашидзе, В. Астафьева, Б. Васильева, Р. Рождественского.

Скончался в Москве 1 марта 1991 года от рака. Похоронен актёр на Кузьминском кладбище Москвы.

Жизни и творчеству актера посвящена глава 53 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.
театральные работы
Театр имени Моссовета (1966-1986, 1987-1991):
Завтрак с неизвестными (В. Дозорцев/ пост. П. Хомского) - человек в шляпе (1987)
Цитата (Л. Зорин/ пост. П. Хомского) - Кирилл Петрович Балтазаров (1986)
Операция "С Новым годом!" (А. Герман, П. Хомский/ пост. П. Хомского - Локотков
Егор Булычов и другие (М. Горький/ пост. П. Хомского) - Егор Булычов (1982)
Живой труп (Л. Толстой/ пост. Б. Щедрина) - Фёдор Васильевич Протасов (1981)
Превышение власти (В. Черных/ пост. П. Хомского) - Шилов (1978)
Успех (Е. Григорьев, О. Никич/ пост. П. Хомского) (1977)
Царская охота (Л. Зорин/ пост. Р. Виктюка, художественный руководитель постановки Ю. Завадский) - граф Алексей Григорьевич Орлов (1977)
Вечерний свет (А. Арбузов/ пост. Р. Виктюка) - Алексей Георгиевич Ковалёв (1975)
Арктический роман (В. Анчишкин, И. Рубинштейн/ пост. А. Зубова) - Батурин (1974)
Турбаза (Э. Радзинский/ пост. А. Эфроса) - Ходкин (1974)
Последняя жертва (А. Островский/ пост. Ю. Завадского) - Флор Федулыч Прибытков (1973)
Золото, золото - сердце народное! (литературная композиция В. Рогова по произведениям Н. Некрасова/ пост. Е. Завадского) (1971)
Лилиом (Ф. Мольнар/ пост. И. Данкман) - Лилиом (1971)
Спектакль-концерт (литературно-драматическая композиция Б. Яковлева/ пост. Ю. Завадского и И. Данкман) - «Воскресение» (Старик, 1970)
Петербургские сновидения (сценическая композиция С. Радзинского по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание"/ пост. Ю. Завадского, реж. В. Шубин) - Порфирий Петрович (1969)
Моё сердце с тобой (Ю. Чепурин/ пост. А. Зубова) (1968)
Шторм (В. Билль-Белоцерковский/ пост. Ю. Завадского, реж. А. Зубов) - Предукома (1967)
Маскарад (М. Лермонтов/ пост. Ю. Завадского) - Арбенин (1967)
Они сражались за Родину (пьеса П. Дёмина по роману М. Шолохова/ пост. А. Зубова) - Иван Звягинцев (1966)
Затейник (В. Розов/ пост. И. Анисимовой-Вульф) - Валентин Селищев (1966)

Малый театр (1986-1987):
Зыковы (М. Горький) - Антипа

Театр имени А. Пушкина (1960-1966):
Поднятая целина (по роману М. Шолохова/ пост. Б. Равенских) - Тимофей Рваный
Высшее существо - Ференц
Столпы общества - Иухан
Романьола (пост. Б. Равенских) - Микеле Даспонси
День рождения Терезы - Марсело

Театр имени Ленинского Комсомола (1947-1960):
Первая конная - Митряй
Святая Жанна - граф Уорик
Утраченные иллюзии (О. де Бальзак) - аббат Эррера
Колесо счастья - Фазан
Мужество - Калюжный
Фабричная девчонка - комсорг
Хлеб и розы - Тельнихин
Друзья-сочинители - Кудрьков
Живой труп (Л. Толстой) - Петрушин
Вишневый сад (А. Чехов) - Яша, Петя Трофимов
Сирано де Бержерак (Э. Ростан) - Кристиан, Карбон де Кастель Жалу
Честь смолоду - Нехода
призы и награды
Лауреат Государственной премии СССР (1984).
Орден Трудового Красного Знамени (1987).

последнее обновление информации: 15.09.17

Рычит как морской медведь…

На роль пирата Билли Бонса кинорежиссёр Воробьёв взял актёра Леонида Маркова. Выбор убедительный. Всё при нём – плечистая фигура, тяжёлый взгляд, след от шрама, наложенный гримёрами так, чтобы не обезобразить, а облагородить изборождённое складками крупное лицо пирата. И говорит этот морской волк иногда так, словно рычит медведь.

И всё же выбор в чём-то неожиданный. Неожиданный – потому, что до поры скрытый, метущийся, взрывной, как вулкан темперамент, который в своих ролях являл Леонид Марков, вкупе с рублеными чертами лица, сильными крестьянскими руками и крупной фигурой больше вязался с одним из исконно-народных типов. Хуторским, вольным, промысловым, разрушительно-бунтарским, близким к окаянным Емельке Пугачёву и Стеньке Разину. Ни того, ни другого разбойника Леониду Маркову сыграть не довелось. Хотя в годы, когда на советский экран выходили «Капитанская дочка» и «Емельян Пугачёв», актёр был на пике своей формы и отлично подходил на роли главарей сухопутных пиратов – по возрасту, по царской харизме, по накопленному творческому потенциалу.

Актёр не особо рвался к воплощению на экране мятежников, открыто бросающих вызов обществу. Бунт сыгранных им героев казался затаённым, и обычно был направлен на другое: на единоборство с мощью природы, на спор с судьбой. Кинорежиссёры охотно брали его на роли геологов и лётчиков, начальников сибирских строек, красных и белых генералов, секретарей обкомов и даже профессоров (один из них носит фамилию Лихачёв!). Но и под цивильным костюмом и под командирской формой в нём читалась неведомая, необузданная первозданная природо-борческая стихия, родственная героям Джека Лондона и Германа Мелвилла. Удивительно, но в своей кинокарьере актёр прошёл мимо и этих героев тоже. Режиссёр Владимир Воробьёв был среди тех немногих, кто угадал, что моряцкий бушлат и просоленная морем косичка ближе и органичнее этому артисту, чем номенклатурный пиджак.

Рискну предположить, что такой выбор был подсказан режиссёру ролью Маркова в фильме «Побег» из телецикла «Следствие ведут знатоки» (1973). Что же общего между советским милицейским детективом и неоромантическим сюжетом Стивенсона?

Осуждённый за хулиганство с отягчающими обстоятельствами Михаил Багров (герой Леонида Маркова) бежит из колонии… Однако взглянем только на фабулу – и станет заметной параллель.

Уберём всё лишнее, что окружает пирата-отступника Билли Бонса и сбежавшего Багрова: обстоятельства, сюжет, историческую эпоху. И увидим: их объединяет вулканический темперамент – от взрывного до обманчиво-умеренного, сильное пристрастие к выпивке, лихое прошлое, и оба – беглецы. Билли бежит от закадычных дружков, желая дожить свой век на сундуке с сокровищами. Багров в грузовом вагоне и на попутках пробирается в родной Еловск, чтобы покарать за измену свою жену и её любовника. В первом случае измена реальная, во втором, скорее, надуманная, нафантазированная Багровым. Но оба захвачены каким-то одним всепоглощающим чувством. Пират – страхом. Багров – желанием покарать. Отныне ими руководит не мысль, а ничего не разбирающее на своём пути чувство, накрывающее с головой, как штормовая волна.

Маршрут их бега на самом деле не географический – он внутри их собственной души. Вернее сказать про обоих, что их куда-то «черти гонят».

В финале «Побега» страшный исступлённый Багров, глядя выпученными глазами куда-то глубоко внутрь себя, ведёт беседу, как ему, наверное, кажется – с самим чёртом, хотя перед ним из плоти и крови майор милиции Томин, который предлагает беглецу сдаться по добру по здорову.

В такие моменты в героях Маркова прорывается что-то глубоко архаично-опасное, как бы из доисторического века. В советском искусстве подобные, идущие из дремучих недр импульсы обычно трактовались как проявления необузданной стихии, неуправляемой слепой материи, ещё непокорённой человеческим разумом (в другом эпизоде следователь Знаменский ведёт с Багровым душеспасительную беседу, тщетно взывая к разуму собеседника). Проводниками таких импульсов нередко оказывались персонажи, связанные ещё не отмершими узами родства с архаикой дореволюционной жизни…

При этом Багров, да и другие киногерои Леонида Маркова, отнюдь не лишённая разума глыба. Характер его – крепкий неразъёмный сплав животного и рассудочного начал, оттого поступки Багрова милиции кажутся нешаблонными, а жене – нелепыми. Можно сказать, что Марков зачастую играл самородков – потому, что сам был таким, и в силу своей мощной органики в иных типажей перевоплощался с трудом. Однако в этих границах его актёрский потенциал проявлялся необычайно широко и мощно, особенно в драматических переходах от одного психологического состояния в другое. Стоит напомнить, что режиссёр Элем Климов пробовал его в «Агонии» на роль Григория Распутина (кандидатами были ещё Е. Евстигнеев и А. Папанов, но режиссёр в итоге выбрал Алексея Петренко).

Александр Седов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 94
Сергей Кулагин   13.12.2017 - 20:22
Запомнился по фильму : "И это всё о нём", где он сыграл злодея, но по интеллигентному виду Маркова этого никак не скажешь, что только сделало фильм захватывающим аж до самой развязки... читать далее>>
№ 92
Елена Ермошина   6.12.2017 - 12:48
13 декабря исполнилось бы 90 лет со дня рождения великого артиста Леонида Васильевича Маркова, в таланте с которым, могли бы сравниться единицы, я позвонила в театр им. Моссовета, где артист проработал... читать далее>>
№ 91
Ася М   28.01.2017 - 22:23
Этот удивитедьный актер обладал всем ,чем только может наградить Бог-талантом,красотой,мужественностью,своей особой харизмой!Великий актер!Низкий поклон за все его работы! читать далее>>
№ 90
Анна Цветкова   18.12.2016 - 00:01
Леонид Васильевич замечательный. Настоящий русский мужчина, в которого просто невозможно не влюбиться. Актер от Бога. Как он играет в Побеге (ЗнаТОКи серия 8)! Как жалко, что рано ушел... Таких актеров... читать далее>>
№ 89
Ч.Ю.С. (Москва)   13.12.2016 - 22:30
Самая светлая память замечательному актеру Леониду Маркову в день его 89-летия читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники