Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Георгий Мартынюк

Георгий Мартынюк фотографии

Мартынюк Георгий Яковлевич

Родился в Оренбурге 3 марта 1940 года.

Заслуженный артист РСФСР (30.09.1981).
Народный артист РФ (19.05.2003).

В 1962 году окончил Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) и был принят в труппу Московского театра на Малой Бронной, в котором прослужил почти 52 года.
Звездной киноролью актёра стал следователь Пал Палыч Знаменский - один из трёх "Знатоков" в телесериале "Следствие ведут Знатоки".

Ушел из жизни 13 февраля 2014 года в Москве.
театральные работы
1967 «Гроссмейстерский балл» И. Штемлера (Филипп)
1968 «Уйти, чтобы остаться» И. Штемлера (Вадим)
1969 «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова (Первый)
1970 «Золотая карета» Л. Леонова (Тимоха)
1973 «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера (Пьеро)
1976 «Варвары» М. Горького (Прибыткин)
1978 «Занавески» М. Ворфоломеева (Петр)
1978 «Если…» С. Алешина (Крылов)
1980 «За час до полуночи» (Эрих Гансен)
1981 «Отпуск по ранению» В. Кондратьева (Николай Егорович)
1985 «Солдатами не рождаются» К. Симонова (Захаров)
1989 «Мать Иисуса» А. Володина (Римлянин)
1990 «Москва - Петушки» В. Ерофеева (Веничка Ерофеев)
1991 «Жиды города Питера» по братьям Стругацким
1993 «Пучина» А. Н. Островского (Боровцев)
1994 «Леший» А. П. Чехова (Орловский)
1995 «Идиот» Ф. М. Достоевского (Епанчин)
2001 «Король, дама, валет» В. Набокова (Мен)
2001 «Лулу» Ф. Ведекинда (Щиголих)
2001 «Метеор» Ф. Дюрренматта (Великий Мюггейм)
«Обвинительное заключение» Н. Думбадзе (вор-рецидивист Лимон)
призы и награды
Орден Дружбы (2.10.1996).

последнее обновление информации: 22.06.16

Пал Палыч Знаменский: идеальный милиционер с человеческим лицом

В историю он вошёл под фамилией Знаменский. Герои и антигерои, сослуживцы и подследственные, генералы и свидетели звали его Пал-Палыч – кто официально, кто по-дружески, но чаще с доверительной интонацией в голосе. Из всей троицы Знатоков ему доверяли сильнее всего. В нём, быть может, не было той остроты, которая искрилась в репликах Томина-Каневского, но характер подкупал основательностью и доброжелательностью. Вероятно, это несправедливо, что персонаж вытеснил артиста Георгия Мартынюка куда-то на задворки, на периферию титров, в списки фильмографий, в которые редко заглядывают. Несправедливо, что и другие кинороли этого артиста мало кто вспомнит на счёт «раз-два-три». Вот тут и пригодятся фильмографии, и вдруг вспомнится, что снимался Мартынюк не только в «Знатоках». Но всё же Пал Палыч Знаменский был его главной ролью.

Когда я натыкаюсь в телевизоре на очередную новую серию современных «Ментов», меня непременно посещает вопрос. Всё вроде в этом сериале хорошо, а иногда даже отлично: неплохо подобраны актёры, интересные коллизии, остроумные реплики, а до уровня «Знатоков» не дотягивают. Почему? Ответ, на мой взгляд, как ни странно, в факторе Знаменского.

В сериале «Следствие ведут Знатоки» он был чем-то большим, чем образом идеального советского следователя. В троице Знаменский-Томин-Кибрит он был главным. Он олицетворял правильно работающую правоохранительную систему (хотя сама система идеальной не была). Правильно – в смысле Знаменского значит не только действовать строго по инструкции, но и «играть по правилам», т.е. честно. В каждой новой серии сценаристы Лавровы подбрасывали ему очередное дело, которое оказывалось лишь обёрткой, поводом для того, чтобы подобраться к социальной проблеме, или как тогда говорили, «средствами художественного телевидения привлечь внимание» (на государственном уровне социальные проблемы тогда именовались «отдельными недостатками»). И Знаменский, не выпячивая своей индивидуальности, всецело растворялся в попытке эту проблему решить. Каждый случай по накалу страстей, по драматизму ситуации, по изворотливости обстоятельств превращался в шекспировский. Обыденные вещи, показанные почти документально, реалистично, складываясь вместе, накапливали эти пресловутые «отдельные недостатки» и затем неожиданно приводили к отдельно взятой жизненной трагедии. И всё это пудовым грузом в финале взваливалось на Пал-Палыча.

Он не мог укрыться за шутейностью разговора, как было позволено Томину. У него не было фирменной трубки, которую в повисшей паузе можно было эффектно раскурить, оставив висеть в дымке некоторую недосказанность, нравственную неопределённость. От него требовался вывод. Часто – моральный вердикт. Если сценаристы не давали слов, их нужно было говорить взглядом, наклоном головы, ироничным прищуром, но и в этом его образ был изначально скуп. Знаменский был вроде советской версии идеального джентльмена: интеллигентен, экономный на эмоции, мужественен, вдумчив, ответственен, внимателен к каждому человеку. Не было в нём рисовки, позёрства. При этом в манере носить костюм и галстук (не говоря уже про форменный китель) он выглядел образцом для подражания. Трудно сказать, равнялись ли на него в реальной жизни советские милиционеры. Слишком уж недосягаемо идеален был он в своей простоте. Из публикаций той поры известен только казус майора Томина, носившего на лице баки по моде семидесятых: как только популярность сериала достигла небывалых высот, начальство разрешило носить личному составу такие же, как у артиста Леонида Каневского.

Год от года, от серии к серии решённые дела, но и нерешённые проблемы всё накапливались. Всё более актуальными признавались не одинокие фальшивомонетчики и редкие шпионы, как в ранних фильмах сериала, а системные случаи: на колхозном рынке, на овощебазе, в системе ЖКХ, а потом и подпольные цеховики, наконец, организованная наркоторговля. Если майор Томин во всех своих приключениях, внедряясь к уголовникам, работая под прикрытием, чувствовал себя, как рыба в воде, вносил в оперативную рутину элемент опасного, но весёлого карнавала, то следователь Знаменский, сидя за кабинетным столом, всё больше тускнел. С каждой новой звёздочкой на погонах умножалось знание. Это знание не отражалось прямо в сценарии, но чувствовалось в актёре. Зрители состояли в полумолчаливом сговоре со Знаменским – перед их глазами проходили те же дела, что вела эта троица, но только вместе со Знаменским они собирали картину в целом.

В современных «Ментах» такой моральной инстанции как Пал Палыч Знаменский нет. Добродетели и изъяны расфасованы среди всех членов следственной группы подполковника Соловца примерно в среднестатических долях, как среди обычных людей (правда, попадаются прохиндеи среди начальства). И ставить каждую серию как социально-психологическую драму авторы тоже не склонны. Изменилось время, изменилось отношение ко времени, к восприятию эпохи у публики, изменился подход к производству сериалов, изменилась структура общества и структура преступности… Теперь невозможно заставить зрителей верить в спасительные проповеди следователя как средство исправить преступника. А Пал Палычу Знаменскому такое было под силу. По крайней мере, в кино.

Александр Седов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 300
нвч по-прежнему (красноярск)   3.03.2016 - 22:09
Незабываемый и любимый Пал Палыч! Замечательный, прекрасный актер Георгий Мартынюк! Эти два имени всегда рядом в нашей памяти. читать далее>>
№ 299
МАРИНА НАДЕЖДИНА   3.03.2016 - 21:40
Сколько лет уже Знатокам но никогда не надоедает Каждый раз рада встрече с полюбившемися героями и конечно же с Пал Палычем Умный тонкий интеллигентный следователь Красивый обаятельный мужчина Бесспорно... читать далее>>
№ 298
Пастила (Москва)   3.03.2016 - 11:14
У некоторых актеров такая героическая внешность, что увидев в одном фильме мы видим его и в другом как бы продолжение героя и это нарушает образ. Того же Знаменского, прославившего Мартынюка, мы видим... читать далее>>
№ 297
Наталья-54 (Киев)   3.03.2016 - 01:35
Георгий Яковлевич часто играл роли военных. Помните в картине "Щит и меч" Белов спрашивает "Зубов жив?" Генерал Барышев :"Если бы так". Прекрасный фильм с участием Г.Я. Мартынюка!... читать далее>>
№ 296
Adriadna (New York)   3.03.2016 - 00:17
Конечно же, помним... читать далее>>

Георгий Мартынюк: пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники