Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Альберт Филозов

Альберт Филозов фотографии

Филозов Альберт Леонидович

25 июня 1937, Свердловск, РСФСР, СССР (ныне Екатеринбург, Россия) — 11 апреля 2016, Москва, Российская Федерация.

Заслуженный артист РСФСР (29.03.1983).
Народный артист России (29.08.1994).

Получил профессию токаря, работал на заводе «Шарикоподшипник».
В 1955 году вместе с Юрием Гребенщиковым был принят выездной комиссией в Школу-студию МХАТ (курс Виктора Станицына). Окончив учёбу в 1959 году, сезон 1959—1960 годов проработал в Московском драматическом театре им. К. С. Станиславского у М. М. Яншина, вводился на роли Е. П. Леонова.
В 1960—1961 годах служил в театре имени Ермоловой.
В 1961 был призван в армию, отслужил два года в сапёрном батальоне.
В 1963 году вернулся в Московский драматический театр им. К. С. Станиславского (до 1984, формально числился до 1990 года). Работал с М. О. Кнебель и А. А. Поповым, играл в спектаклях Анатолия Васильева.
C 1982 года репетировал c Анатолием Васильевым в Театре на Таганке пьесу Виктора Славкина «Серсо», премьера которой состоялась в июле 1985 года.
С 1989 года играл в спектаклях театра «Школа современной пьесы».

В 1991—1995 годах был мастером (совместно с А. Джигарханяном) актёрского курса во ВГИКе.
Преподавал в РАТИ, являлся профессором кафедры режиссуры драмы (мастерская И.Л. Райхельгауза).
театральные работы
Московский драматический театр им. К. С. Станиславского
1978 — «Первый вариант „Вассы Железновой“» М. Горького, реж. А. Васильев
1979 — «Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина, реж. А. Васильев — Бэмс

Театр на Таганке
1985 — «Серсо» В. Славкина, реж. А. Васильев — Петушок

Театр «Школа современной пьесы»:
1989 — «Пришёл мужчина к женщине» С. Злотникова, реж. И. Райхельгауз — Виктор Петрович
1992 — «А чой-то ты во фраке?» по «Предложению» А. П. Чехова, (автор спектакля И. Райхельгауз, стихи Д. Сухарева, музыка C. Никитина) — Иван Васильевич Ломов, затем - Степан Степанович Чубуков
1994 — «Без зеркал» Н. Климонтовича (режиссер И. Райхельгауз)
1995 — «Уходил старик от старухи" (1995; реж. совместно с И. Райхельгаузом)
1997 — «...С приветом, Дон Кихот!» по М. Сервантесу и Л. Минкусу (режиссер И. Райхельгауз) — Дон Кихот
1997 — «Дон Педро» С. Носова — Антон Антонович
1998 — «Другой человек» П. Гладилина (режиссер В. Мирошниченко)
1998 — «Антон Чехов. Чайка» (режиссер И. Райхельгауз) — Дорн
1999 — «Записки русского путешественника» Е. Гришковца (автор спектакля И. Райхельгауз) — Алик
2001 — «Борис Акунин. Чайка» (режиссер И. Райхельгауз) — Дорн
2002 — «Город» Евгения Гришковца — Отец
2003 — «Прекрасное лекарство от тоски» С. Злотникова (режиссер
И. Райхельгауз)
2003 — «Кремль, иди ко мне» Алексея Казанцева (режиссер Б. Мильграм)
2004 — «Чайка. Настоящая оперетка» (автор спектакля И. Райхельгауз, либретто Вадима Жука, музыка Александра Журбина — Дорн
2006 — «Своими словами» (автор спектакля И. Райхельгауз)
2006 — «Холостой Мольер» (авторы спектакля - Олег Глушков и Андрей Першин)
2007 — «Русское варенье» Л. Улицкой (режиссер И. Райхельгауз) — Лепёхин
2009 — «Москва. Психо» (спектакль Андрия Жолдака) — Ясон
2009 — «Дом» Е. Гришковца, А. Матисон (автор спектакля И. Райхельгауз) — Папа Оли, дедушка Игоря
2011 — «Звёздная болезнь» (автор спектакля И. Райхельгауз) — Юбиляр
2011 — «Медведь» Дмитрия Быкова (режиссер И. Райхельгауз) — Миша Григорьев
2012 — «Circo Ambulante» А. Могучего, М. Исаева, реж. А. Могучий — Антон
2012 — «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное» (авторы спектакля Е. Гришковец, И. Райхельгауз) — сюжет «Юбиляр»

Театр «Амфион» и «Независимая антреприза»:
«Плачу вперед» (1999)

Театр им. Вахтангова
«Веселые ребята» (2004)

Поставил спектакли:
«2х2=5» (К. Степанычева, режиссёры: А. Филозов, О. Гусилетова)
«Самоубийство влюблённых на острове небесных сетей» (Т. Мондзаэмон, режиссёр А. Филозов)
призы и награды
Орден Дружбы (18.11.2004).
Лауреат Российской национальной актёрской премии им. Андрея Миронова «Фигаро» (2014).

последнее обновление информации: 03.07.17

«Женщины любят меня за то, что я их люблю!»

Народный артист России о подкаблучниках и мерзавцах, красавицах актрисах и своей рижской любви. Мы договорились на интервью в отеле. Филозов приехал туда под вечер, прямо со съёмочной площадки — усталый, продрогший, голодный.
Будь на его месте любой молодой актёр, обласканный славой в модном сериале, я наверняка получила бы от ворот поворот со словами: «Звезда устала». Но, к счастью, я имела дело с актёром старой гвардии, мхатовцем, которому чужды звёздные закидоны.
«Конечно, поговорим, раз вы меня ждёте. Вот только пальто сниму», — произнёс Альберт Леонидович, галантно распахивая передо мной дверь своего гостиничного номера.
«Я был советским идиотом»
Его экранные персонажи не красавцы и не Аполлоны, а неудачники, подкаблучники, недотёпы... Однако в жизни Альберт Филозов нисколько не похож на своих киногероев. В свои 75 лет Альберт Леонидович статен, галантен, респектабелен. Интеллигентный, начитанный, прекрасно образованный собеседник.

— Альберт Леонидович, у вас несоветская внешность и нерусская фамилия. На Урале вас считают своим, поскольку вы родом из Свердловска. А прибалты утверждают, что вы наш. Кто прав?
— Боюсь, что никто. Моя мама и вся её родня с юга Украины, они переселились в Сибирь во время столыпинской реформы. Жили зажиточно, в начале 30-х деду кто-то шепнул: «Уезжай, а то раскулачат», — и семья переехала в Свердловск.
А от папы во мне польская кровь. Отец приехал в Россию из Польши в 1926 году, строить социализм. В 1937 году его расстреляли. Мне тогда и полугода не было. Тогда многих арестовывали: сверху спускали план по выявлению врагов народа, и наш секретарь обкома всегда старался его перевыполнить. Сажали всех подряд. Взяли даже нашего дворника за то, что нашли у него серебряную ложку: решили, что он наследство получил.
— Каково вам было жить с клеймом «сын врага народа»?
— В нашем дворе таких, как я, было много. Чуть ли не каждый второй. Мы гоняли в футбол, висели на заборах, были молоды, глупы и ни о чём особенно не задумывались.
Более того, когда умер Сталин, я настолько проникся этим моментом, что вступил в комсомол. Мне показалось, что теперь Родина в опасности и я обязан срочно её спасти.
— Значит, до этого вас в комсомол не принимали?
— Почему? Принимали. Но я считал себя недостойным. Сейчас это, наверное, смешно звучит. Но я был классическим советским идиотом!
— А это правда, что вы жили в Свердловске неподалёку от того места, где была расстреляна царская семья? Ходили какие-нибудь легенды по этому поводу?
— Я жил всего в квартале от этого загадочного места. В том доме размещался партархив — все окна были заколочены. Тогда у меня не было никакого отношения ни к императору, ни к его семье, но от этого дома постоянно веяло ужасом. Люди обходили его стороной. А напротив этого проклятого места стоял Дом пионеров, где я занимался пением — в детстве у меня был очень хороший голос.

Звёздный курс

Несмотря на великолепные голосовые данные и прочие таланты, которые проявились ещё в детстве, об актёрской карьере Альберт Филозов не помышлял. После школы пошёл работать токарем на подшипниковый завод. Наверное, мы никогда не узнали бы об актёре Филозове, если бы не случайность: в Свердловск на гастроли приехал МХАТ и объявил набор в свою Школу-студию. Филозов с блеском прошёл три отборочных тура и был зачислен в студенты.
— Как встретила вас Москва?
— Мы жили в общежитии за Рижским вокзалом, в бывших казармах, где раньше размещали пленных австрийцев. Там было очень холодно. Помню, артист Владимир Заманский спал на кровати у окна. А прямо на него из огромной щели в стене падал снег... Летом на вокзале, на платформе, торговали арбузами. Ночью лавка оставалась бесхозной, и мы, вечно голодные студенты, конечно же, воровали эти арбузы.
— С кем из знаменитых актёров вы учились?
— Курс у нас был замечательный: Толя Ромашин, Саша и Женя Лазаревы, Слава Невинный, Алла Покровская — в неё мы были поголовно влюблены! Изящная, умная, воспитанная — не полюбить такую девушку было просто невозможно! А ещё с нами училась красавица Танюша Лаврова...
— Роман Татьяны Лавровой и Евгения Урбанского развивался на ваших глазах?
— Конечно! Мы все были свидетелями романа двух этих талантливых людей и где-то даже сводниками. Женя писал Тане записки и передавал их через нас. Одно время он даже жил у нас в общежитии, чтобы быть поближе к любимой. Для нас Урбанский был полубогом. Он уже снялся в фильме «Коммунист», был страшно знаменит и водил нас на «Мосфильм» на экскурсии.
— А каким был ваш первый опыт в кино?
— На третьем курсе меня пригласили на пробы в фильм «Зелёный фургон». Тут же утвердили, пообещали договориться об освобождении от занятий... У нас в студии было на этот счёт строго: пока учишься — сниматься нельзя. За нарушение отчисляли!
И вот я полетел в Одессу, чтобы подписать контракт. Меня встретили в аэропорту, дали бланк: «Заполни, поставь подпись». Я спрашиваю: «А как с институтом?» Оказалось, что они ни о чём не договорились! Тогда я отошёл якобы попить воды... и сбежал.
В наказание за мою трусость меня десять лет не снимали в кино: пробовали, обещали, но до съёмок дело не доходило.

Любовь из Прибалтики

Первым фильмом, после которого Альберт Филозов проснулся знаменитым, стал «Вид на жительство», который снимался у нас в Риге. В Риге тогда снимали в основном заграницу. А потому с нашим городом у Филозова связаны самые тёплые воспоминания.
— Расскажите, как вас утвердили на роль диссидента в фильме «Вид на жительство».
— Ассистент режиссёра картины долго ходила по театрам, искала актёра с «ненадёжной» внешностью и увидела в фойе мой портрет. Разыскала, пригласила на пробы. Режиссёры переглянулись и в один голос произнесли: «Этот может». Оказалось, что мой персонаж — советский учёный, который едет за рубеж по туристической путёвке и — о ужас! — там остаётся. Ко мне в партнёрши пробовали замечательных актрис: Марианну Вертинскую, Людмилу Максакову, а выбрали Вику Фёдорову. Самое удивительное, что чуть ли не все, кто делал эту картину, кроме меня, уехали из Союза.
— Вам всегда везло на красивых партнёрш: Виктория Фёдорова в «Виде на жительство», Ирина Мирошниченко в «Вам и не снилось», Наталия Андрейченко в «Мэри Поппинс, до свидания»... Можете продолжить этот список?
— С удовольствием! Любочка Полищук, Ирочка Алфёрова, Люда Чурсина, Марианна Вертинская, Лена Сафонова... Красавицы, умницы, великолепные актрисы...
— Неужели у вас никогда не возникало служебных романов на съёмочной площадке?
— Почему не возникало? Но рассказывать об этом я не буду. Скажу только, что у меня был незабываемый роман на съёмках фильма «Сыны Отечества» с вашей прибалтийской актрисой. Невероятной красоты женщина! Во времена СССР любили снимать актрис из Прибалтики за их западную внешность и ослепительную красоту. Эта актриса, увы, больше никогда не снималась в кино, хотя могла бы блистать и сегодня.
— Заинтриговали! Может быть, всё-таки назовёте её имя?
— Никогда не называл, сколько меня ни просили. Но теперь, думаю, можно — дело давнее. Имя этой удивительной актрисы — Ева Мурниеце. Я был безумно в неё влюблён!
— Как вы думаете, за что вас так любили и любят женщины?
— Не знаю... Никогда не был красавцем и мачо, как сейчас говорят. Может быть, за то, что я их очень люблю?
— У вас два чётких амплуа: недотёпы-лузеры и злодеи-мерзавцы. Как такое возможно?
— Удачно сыгранный образ часто прилипает к актёру. Может быть, я так и остался бы тихоней после одноимённого фильма. Но в моей судьбе случился крутой поворот: Алов и Наумов пригласили меня в фильм «Тегеран-43» на роль злодея. И пригласили только потому, что нужен был не злодейский типаж, а разведчик — человек со стёртым лицом. Когда я хотел пострелять, мне говорили: «Не надо, ты это плохо делаешь! Ты мозг операции, а не снайпер».
— В этом фильме вы снимались с Аленом Делоном. Правда, что вы общались по-французски?
— С французским у меня на тот момент было не очень хорошо. Учил немного в вузе и никогда не думал, что этот язык мне пригодится. Но когда приехал в Париж, буквально через неделю обнаружил, что говорю легко. Я очень хотел удивить Делона. У него лежал сценарий на французском, я попросил его на один день и выучил весь наш диалог.
Когда я прочёл его на съёмках, французы мне зааплодировали. А наши сказали: «Ну вот, ещё и тебя переводить?! Запутаемся. Говори-ка, брат, по-русски».
— Вы снялись более чем в ста фильмах. Были ли у вас роли, за которые сегодня стыдно? Не секрет ведь, что в 90-е годы многие актёры оказались не у дел. И снимались всюду, куда их приглашали.
— Действительно, в 90-е кинематограф великой страны развалился. Стали возникать такие-то странные проекты, в которых мне предлагали играть «крёстных отцов» мафии. Но я отказывался. Единственный фильм, в котором я снялся в бандитские 90-е, был «Завтрак с видом на Эльбрус». Не видели? Посмотрите. Весьма достойное кино.

Елена Смехова

16.02.2013

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 211
Анатоль Иваныч (Брянск)   8.11.2017 - 22:57
Здесь не указана еще одна работа артиста. Он сыграл эпизодическую роль престарелого доктора в сериале Запретная любовь-премьера 2016 года Украина. Консультирует героиню Алики Смеховой. Та его прогоняет.... читать далее>>
№ 210
smile kill   25.10.2017 - 17:38
Необычайно добрые глаза во многих фильмах играл талантливо если не сказать гениально светлая память Альберту Филозову помним и любим! читать далее>>
№ 209
Галлиполи (Нижний Тагил)   25.06.2017 - 18:31
Незабываемая игра в шахматы в фильме "Одесса-мама". Незабываемое общение с внуком в этом же сериале. Его грустная любовь к внуку и сыну... читать далее>>
№ 208
Ирина_сан   25.06.2017 - 17:54
Светлая память актеру, у которого сегодня был бы юбилей.....совсем немного не дожил, очень жаль. Замечательный, тонкий, интеллигентный актер сродни Баталову. Незабвенный. Видела в спектакле "Пришел... читать далее>>
№ 207
Ирия Гай   25.06.2017 - 17:43
Помним и любим. читать далее>>

Альберт Филозов: пресс-центр >>

Все статьи пресс-центра >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники