Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Бруно Фрейндлих

Бруно Фрейндлих фотографии

Фрейндлих Бруно Артурович

10 октября 1909, Петербург — 7 июля 2002, Санкт-Петербург.

Заслуженный артист РСФСР (24.01.1941).
Народный артист РСФСР (22.06.1957).
Народный артист СССР (1974).

Учился в Ленинградском театральном техникуме (1931-1934), в Ленинградском институте повышения квалификации (1936-1938).
В 1931-1941 годах — актёр театров Ленинграда, Ташкента, Боровичей, в 1941-1945 годах — актёр Ленинградского ТЮЗа, в 1946-1948 годах — актёр БДТ имени Горького, с 1948 года — актёр Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр).

В кино с 1947 года, первая роль — Сергей Костров в фильме «Возвращение к жизни». Искусство актёра отличает высочайшее мастерство, благородство, интеллектуализм. Фрейндлих много снимался, создавая самые разноплановые образы: шут Фесте «Двенадцатая ночь», Рощин («Разные судьбы»), старик («Объяснение в любви»), Патрик Гордон («Россия молодая»).

Похоронен актёр 11 июля 2002 года на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
театральные работы
Гаев («Вишнёвый сад» А.П. Чехова)
Барон («На дне» М. Горького, 1956)
Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя)
Гамлет («Гамлет» В. Шекспира)
Федор Балясников («Сказки старого Арбата» А. Н. Арбузова, 1971)
Мальволио («Двенадцатая ночь» В. Шекспира)
Павка Корчагин («Как закалялась сталь» Н. Островского)
Барон («Скупой рыцарь» А. Пушкина)
Отец Серафим («Все остается людям» С. Алешина)
И. С. Тургенев («Элегия» Павловского)
Грацианский («Русский лес» Л. Леонова)
Луи Денейруз («Победители ночи» И. Штока, 1950)
призы и награды
Лауреат Сталинской премии (1951, роль Маркони в фильме «Александр Попов»).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (5 октября 1999).
Орден Почёта (11 ноября 1994).
Орден Дружбы народов (1979).
Орден Трудового Красного Знамени (1989).

последнее обновление информации: 29.08.16

История рода Фрейндлих в России началась несколько веков назад: Петр I пригласил из Германии стеклодува по фамилии Фрейндлих, и тот довольно успешно занялся в России своим ремеслом, оставшись жить в Петербурге.

Бруно Артурович Фрейндлих родился 10 октября 1909 года в Петербурге. В 1931 году он поступил в Ленинградский театр рабочей молодежи (ТРАМа). Здесь же Бруно Фрейндлих познакомился с начинающей актрисой Ксенией Федоровной Федоровой. Вскоре они расписались, а в декабре 1934 года у них родилась дочь Алиса.

В 1941 году, перед войной, Бруно Фрейндлих вместе с театром уехал в Ташкент. Это и спасло актера. Дело в том, что с началом войны начались репрессии против потомственных немцев. Не избежали этой участи и Фрейндлихи. Был арестован его родной брат Артур Фрейндлих со своей женой и другие близкие родственники. Своим отъездом он косвенно спас и Ксению Федоровну с Алисой, которые остались в Ленинграде и пережили жуткую блокаду.

В эвакуации Бруно Фрейндлих нашел новую любовь. По окончании войны он вернулся в Ленинград с новой женой и дочкой Ириной. Однако связи со своей дочерью Бруно Артурович не терял, благо, что Ксения Федоровна не противилась этому, да и сама Алиса тянулась к отцу. Правда, эти встречи происходили тайком от его новой жены, которая была категорически против его связей с бывшей семьей. Дошло до того, что Ирина даже не знала о существовании своей сестры. Познакомились сестры спустя много лет, между прочим, стали близкими подругами.

Однако вернемся в сороковые. В 1946 году Бруно Артурович перешел в Большой Драматический театр им. Горького, но проработал там не долго. Уже с 1948 года он стал актером Ленинградского театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр).

«Александринка»

Александринской сцене Бруно Артурович отдал более полувека. Не случайно его называли «патриархом Александринского театра». Здесь им было сыграно множество ролей. В своих лучших созданиях Бруно Фрейндлих открывал мощный человеческий масштаб своих героев, его игру отличал тонкий психологический рисунок характеров, безупречное владение театральной формой, широчайший исполнительский диапазон от трагедии до гротеска. Среди его работ: Гаев («Вишневый сад» А.П. Чехова), Барон («На дне» М. Горького), Хлестаков («Ревизор» Н.В. Гоголя), Гамлет («Гамлет» В. Шекспира) и многие другие.

Принимаясь за роль Хлестакова в знаменитой постановке Григория Козинцева, Бруно Артурович сначала сомневался: «Какой я Хлестаков?». А после репетиций все оказалось иначе: «Вы представить себе не можете, с какой неожиданной легкостью далась мне эта роль. Я в ней порхал, как бабочка, и был совершенно счастлив».

А вот роль Гамлета оказалась гораздо тяжелее. Фрейндлих с Козинцевым много спорили, но, как признается сам актер, режиссер оказался «главнее». Зато в итоге эти две роли стали одними из лучших в репертуаре актера.

Одной из любимых ролей Фрейндлиха, с которой он не расставался многие годы, был писатель Иван Сергеевич Тургенев в спектакле «Элегия». В паре с Валентиной Паниной они играли этот спектакль в течение 23 трех лет. Постановка основывалась на письмах великого писателя к молодой актрисе.

Валентина Панина вспоминает: «Бруно Артурович - человек довольно суровый, нелюдимый, придирчивый и капризный. Не душка совсем. И то, что он меня взял в партнерши в спектакль, делавшийся для него, - это была фантастика, настоящий подарок судьбы».

Бруно Артурович всячески помогал своей партнерше, подсказывал, какие сцены она провела на сцене не правильно. Он полностью переработал текст, особенно это коснулось Валентины Паниной, – безжалостно вымарав ненужные, по его мнению, излишне длинные монологи героини. Панина рассказывает: «Я так переживала по этому поводу, стенку изгрызла в гримуборной. И в то же время, когда я сейчас это вспоминаю и анализирую, я понимаю, что этот его педантизм, строгость, суровость были гарантом меры вкуса и высоты».

А каково было самообладание этого великого актера. Он не терял головы ни в каких критических ситуациях. Однажды прямо во время представления в зале погас свет. В это время Бруно Артурович находился посреди сцены в кресле. За кулисами началась паника, и только он один сохранял полное спокойствие. Валентина Панина, сориентировавшись, вышла к нему с лампой в руках, и сцена была доиграна.

В другой раз у Бруно Артуровича отказал слуховой аппарат – сначала один, а во втором действии и второй. (В те годы у актера были серьезные проблемы со слухом). Ни кому не сказав, Бруно Артурович доиграл спектакль до конца, при этом не ошибившись в репликах ни разу! Лишь после спектакля он поинтересовался у Валентины Паниной – не заметила ли она чего?

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 45
Эвгений (Анапа)   5.01.2017 - 03:34
При благородной внешности средневекового рыцаря - прекрасное имя. Freundlich - "Дружественный", а также - "Учтивый" в переводе с немецкого. читать далее>>
№ 44
нвч по-прежнему (Красноярск)   10.10.2016 - 20:19
Артист с большой буквы! Всегда помним и любим! читать далее>>
№ 43
Ч.Ю.С. (Москва)   10.10.2016 - 01:22
Сегодня исполняется 107 лет со дня рождения великого актера и интеллектуала Бруно Артуровича Фрейндлиха... шекспировский шут Фесте - композитор Рощин - блестящий адмирал Канарис - самые запоминающиеся... читать далее>>
№ 42
чнв (красноярск)   10.10.2015 - 12:28
Великий артист! читать далее>>
№ 41
елена в(звенигород)   10.10.2015 - 11:18
Гениальный! Помним читать далее>>

Бруно Фрейндлих: пресс-центр >>

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники