Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Олег Борисов

Олег Борисов (Oleg Borisov, Альберт Борисов) фотографии

Борисов Олег Иванович

Oleg Borisov

Альберт Борисов

Родился 8 ноября 1929 года в Приволжске (Ивановская область, СССР).
Настоящее имя — Альберт.

Заслуженный артист Украинской ССР (1963).
Народный артист РСФСР (18.10.1974).
Народный артист СССР (03.07.1978).

Отец — директор сельхозтехникума. Мать, Надежда Андреевна, агроном, работа в павильоне «Корма» на ВДНХ, кое-какие деньги зарабатывала и как портниха.
Имя — Альберт было получено в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил воображение мамы во время его визита в Москву. В детстве Альберта звали Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом.
Во время Великой Отечественной войны - с семьёй в эвакуации в Средней Азии.

Окончил Школу-студию МХАТ (1951).
В 1951-1964 годы — актёр Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки.
С 1964 года — актёр ГАБДТ имени Горького в Ленинграде.
В 1983-1989 годах — актёр МХАТ.
В 1989-1990 годах — актёр театра Советской Армии (ЦАТСА).
С 1991 года — руководитель театра «Антреприза Олега Борисова».

Скончался 28 апреля 1994 года в Москве от тяжёлой неизлечимой болезни — лимфолейкоза. Актёр болел этой страшной болезнью в течение 17 лет и, несмотря на это, продолжал сниматься в кино. Последней его ролью стал фильм — «Мне скучно, бес» (1993).
Вспоминает Юрий Борисов: «Это случилось в Институте переливания крови. Отец был в реанимации, но нас с мамой пустили к нему. Он мучился, но был в сознании, а когда сознание стало покидать, то он как бы… быстро ушёл. Была Страстная неделя, а умер он в Чистый Четверг, и его хоронили в Пасху. Обычно в Пасху не хоронят. Но так решил его священник, который крестил и венчал папу с мамой, — отец поздно крестился, и они решили с мамой венчаться за несколько лет до смерти. Это было не отпевание, а какие-то колядки, праздничные песнопения — такая сюрреалистическая картинка совершенно не соответствовала ритуалу, но нам это помогло вернуться к жизни…»
Похоронен народный артист СССР 1 мая на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 10, ряд № 8, место № 8).

В 1999 году Олегу Борисову в роли Свирида Голохвастого и Маргарите Криницыной в роли Прони Прокоповны из фильма "За двумя зайцами" установлена скульптурная группа в бронзе на месте, где происходили эпизоды фильма: в историческом центре Киева недалеко от Андреевской церкви. Для новобрачных столицы Украины этот памятник стал местом "паломничества" в день бракосочетания.

Младший брат — народный артист Росиии Лев Борисов (1933-2011).
Жена — Алла Романовна Борисова (в девичестве — Латынская), долгое время работала главным редактором творческого объединения «Телефильм» киностудии «Ленфильм». Сын — театральный режиссёр Юрий Борисов (1956-2007).

Жизни и творчеству актера посвящена глава 68 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.
театральные работы
Киевский русский драматический театр имени Леси Украинки
1951-1952
Шарыгин (ввод). «Хождение по мукам» по А.Н. Толстому. Режиссер В. Нелли
Белардо (ввод). «Учитель танцев» Лопе де Вега. Режиссер Н. Соколов
Конь (ввод). «Враги» М. Горького. Режиссер К Хохлов
Порфирий, слуга Ноздрева (ввод). «Мертвые души» по Н. Гоголю. Режиссер К. Хохлов
Арлекин (ввод). «Маскарад» М. Лермонтова. Режиссер К. Хохлов
Нищий. Солдат (ввод). «Овод» по Э. Войнич. Режиссер К Хохлов
1953
Яша. «Весна в Москве» В. Гусева. Режиссеры В. Нелли, И. Молостова.
1954
Кохта. «Стрекоза» М. Бараташвили. Режиссер И. Молостова
Грегорио. «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Режиссер Б. Норд
Коротков. «Живой труп» Л. Толстого. Режиссер В. Нелли
1955
Андрей. «В добрый час!» В. Розова. Режиссер В. Эренберг
1956
Миша. «Дети солнца» М. Горького. Режиссеры В. Нелли, М. Романов
Борис. «Когда цветет акация» Н. Винникова. Режиссер И. Молостова
Гульельмо Капуто. «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо. Режиссер М. Розин
1957
Налево. «Двадцать лет спустя» М. Светлова. Режиссер И. Молостова
Сашко Птаха. «Рассвет над морем» В. Суходольского по роману Ю. Смолича. Режиссер В. Нелли
1958
Олег. «В поисках радости» В. Розова. Режиссер М. Романов
1959
Алеша Березов. «Товарищи-романтики» М. Соболя. Режиссер И. Петровский
Дромио. «Комедия ошибок» У. Шекспира. Режиссер В. Нелли
Пчелка. «Стряпуха» А. Софронова. Режиссер М. Розин
1960
Петр. «Последние» М. Горького. Режиссер М. Розин
1961
Костя. «Проводы белых ночей» В. Пановой. Режиссер В. Нелли
Часовников. «Океан» А Штейна. Режиссер Н. Соколов
Второй пилот. «Четвертый» К Симонова. Режиссер М. Розин
1962
Счастливцев. «Лес» А Островского. Режиссер М. Романов

Московский драматический театр имени А.С. Пушкина
1963
Сударь (ввод). «Петровка, 38» Ю. Семенова. Руководитель постановки Б. Равенских
Дон Луис (ввод). «Дама-невидимка» П. Кальдерона. Режиссер В. Ганшин

Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького
1964
Карцев. «Еще раз про любовь» Э. Радзинского. Режиссер Г. Товстоногов
1965
Притыкин (ввод). «Варвары» М. Горького. Режиссер Г. Товстоногов
Дживола (ввод). «Карьера Артуро Уи» Б. Брехта. Режиссер Э. Аксер
Ганя Иволгин. «Идиот» по Ф. Достоевскому (композиция Д. Шварц и Г. Товстоногова). Режиссер Г. Товстоногов
1966
Колосенок. «Сколько лет, сколько зим!» В. Пановой. Режиссер Г. Товстоногов
Петр. «Мещане» М. Горького. Режиссер Г. Товстоногов
1967
Робеспьер. От театра (ввод). «Правду! Ничего, кроме правды!» Д. Аля. Режиссер Г. Товстоногов
1969
Принц Гарри. «Король Генрих IV» У. Шекспира. Режиссер Г. Товстоногов
1971
Бурлаков. «Выпьем за Колумба!» Л. Жуховицкого. Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов
1973
Китлару. «Общественное мнение» А. Баранги. Режиссер Г. Товстоногов
1974
Еремеев. «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова. Режиссер Г. Товстоногов.
Кистерев. «Три мешка сорной пшеницы» по В. Тендрякову (инсценировка Г. Товстоногова и Д. Шварц). Режиссер Г. Товстоногов
1975
Айзатуллин. «Протокол одного заседания» А. Гельмана. Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов
1976
Суслов. «Дачники» М. Горького. Режиссер Г. Товстоногов
1977
Григорий Мелехов. «Тихий Дон» по М. Шолохову (сценическая композиция Г. Товстоногова и Д. Шварц). Режиссер Г. Товстоногов
1978
Барби. «Эмигрант из Брисбена» Ж. Шехабе. Режиссер Г. Товстоногов
1979
Семенов. «Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана. Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов
1980
Часовщик. «Перечитывая заново» (сценарий Г. Товстоногова и Д. Шварц по произведениям А. Корнейчука, Н. Погодина, М. Шатрова и В. Логинова). Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов
1981
Сиплый. «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Режиссер Г. Товстоногов.
Ростовщик «Кроткая» по Ф.Достоевскому (инсценировка Л. Додина). Режиссер Л. Додин

Московский Художественный академический театр имени М. Горького
1985
Астров. «Дядя Ваня» А. Чехова. Режиссер О. Ефремов
Ростовщик «Кроткая» по Ф. Достоевскому (инсценировка Л. Додина). Режиссер Л. Додин
1986
Выборнов. «Серебряная свадьба» А. Мишарина. Режиссер О. Ефремов

Центральный академический театр Советской Армии
1989
Павел I. «Павел I» Д. Мережковского. Режиссер Л. Хейфец

Советский Фонд культуры
1989 От автора. «Пушкину» (композиция Ю. Борисова по «Пинежскому сказанию о дуэли и смерти Пушкина» Л. Десятникова, опере И. Стравинского «Мавра» и музыке к мультипликационному фильму «Сказка о попе и о работнике его Балде» Д. Шостаковича). Режиссер Ю. Борисов. Хореография В. Васильева

Антреприза Олега Борисова
1991
Доктор. «Пиковая дама» (сценарий Ю. Борисова по одноименной повести А. Пушкина и лекции 3. Фрейда). Режиссер Ю. Борисов. Хореография А. Сигаловой
1992
Контрабас. «Человек в футляре» по А. Чехову (инсценировка Ю. Борисова). Режиссер Ю. Борисов

Ленинградский Малый драматический театр
1994
Фирс (генеральная репетиция). «Вишневый сад» А. Чехова. Режиссер Л. Додин.

Работы на радио. Литературные произведения
1975 «Двадцать дней без войны» К. Симонова
1976 «Сирень» Ю. Нагибина
«Никита», «Свет жизни» А. Платонова
1977 «Педагогическая поэма» А. Макаренко (6 частей)
1978 «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина
1980 «Искупление» В. Лебедева (6 частей)
«Флаги на башнях» А. Макаренко (5 частей)
1983 «Сундук-самолет», «Ель», «Снеговик», «Жених и невеста»,
«Девочка, наступившая на хлеб» Г.-Х. Андерсена
«Метель» А. Пушкина
1984 «Сватовство майора» В. Порудоминского
1985 Стихотворения И. Абашидзе
Стихотворения Ш. Нишнианидзе
«Деревья умеют говорить» А. Маршалла
«Они сражались за Родину» М. Шолохова (2 части)
1986 «Кроткая» Ф. Достоевского (3 части)
«Рассказы о природе» С. Аксакова
1987 «Старосветские помещики» Н. Гоголя
Стихотворения Л. Мея
1988 «История государства Российского» Н. Карамзина Стихотворения Н. Рубцова
1989 «Жизнь Клима Самгина» М. Горького (3 части)
1990 «Христос и Антихрист» Д. Мережковского
«Палата № 6» А. Чехова
1990 «Бесы» Ф. Достоевского

Радиопостановки
1981 Аллан Йорк «Фаворит» Ф. Дика
Патер Браун. «Пять вечеров с патером Брауном» Г. Честертона
1982 «Звездопад» В. Астафьева
1983 Ефимов. «Неточка Незванова» по Ф. Достоевскому
Голядкин. «Двойник» по Ф. Достоевскому
1984 Фон Корен. «Дуэль» по А. Чехову
1985 «Русский характер» по А.Н. Толстому
1987 Мистер Джонас. От автора
«Вино из одуванчиков» по Р. Брэдбери
1990 «Комедианты» по Г. Грину

Спектакли, записанные на радио
1961 Ведущий. «Мораль пани Дульской» Г. Запольской. Киевский русский драматический театр им. Леси Украинки. Режиссер Л. Варпаховский
1976 Айзатуллин. «Протокол одного заседания» А. Гельмана. БДТ им. М. Горького. Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов
1978 Григорий Мелехов. «Тихий Дон» по М. Шолохову. БДТ им. М. Горького. Режиссер Г. Товстоногов
1981 Часовщик «Перечитывая заново» Г. Товстоногова, Д. Шварц. БДТ имени М. Горького. Режиссеры Г. Товстоногов, Ю. Аксенов
1985 Астров. «Дядя Ваня» А. Чехова (сцены из спектакля). МХАТ им. М. Горького. Режиссер О. Ефремов
1991 Павел I. «Павел I» Д. Мережковского. Центральный академический театр Советской Армии. Режиссер Л. Хейфец
призы и награды
Лауреат Государственной премии СССР (1978 — за театральные работы)
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1984 — за участие в фильме «Остановился поезд»).
Премия «Ника» в номинации «Актёр» за 1989 год.
Премия «Киношок» в номинации «Специальный приз оргкомитета» — за 1993 год .
Лауреат Государственной премии СССР (1991, за художественный фильм «Слуга»).
Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1991 — за исполнение роли Павла I в спектакле «Павел I» ЦАТСА).
Приз Венецианского кинофестиваля - Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (1990, за художественный фильм «Единственный свидетель»)
Государственная премия Украины имени Александра Довженко (1999)
КФ «Созвездие» (1989, Приз за лучшую главную мужскую роль, фильм «Слуга»)
Премия «Золотой Овен» (1992, Лучшему актёру года, фильм «Луна-парк»)
МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1994, Приз «За лучшее воплощение роли в историческом фильме», фильм «Гроза над Русью»)
Премия мэра Москвы в области литературы и искусства

последнее обновление информации: 14.01.17

Олег Борисов в шкуре морского пирата

В фильмографии актёра Олега Борисова роль Джона Сильвера из экранизации «Острова сокровищ» редко разбирают критики. То ли потому, что фильм адресован детям (значит заведомо «что-то несерьёзное»), то ли потому, что этого антигероя неоромантической литературы заслоняет вереница других драматических образов, сыгранных артистом. И совершенно напрасно.

Некоторые зрители были недовольны выбором Олега Борисова на роль пиратского главаря. Ни во внешности (жаловались, что «худосочен»), ни в характере (говорили - «мало харизмы») они не увидели знакомого им по книге романтического злодея с зычным голосом и с развитым животом.

Что же сделал со знаменитым литературным героем Олег Борисов? Для начала привёл в равновесие с собой. На Сильвере-Борисове нет ни накладного парика, ни накладного живота, ни накладного носа, и внешне и внутренне Борисов в образе Сильвера остался самим собой: тот же темперамент, та же худощавость, узнаваемая по многим ролям флегматичность, белозубая улыбка - та же, что у ранее сыгранного им профсоюзного дельца Рафферти. Олег Борисов вообще не любит слишком изменять внешность. (Из крайних случаев вспоминается разве что мефистофельская бородка инженера Гарина.) Даже не пришлось «накладывать» или «сбавлять» возраст - и актёру и владельцу бристольского трактира «Подзорная труба» на момент их встречи исполнилось одинаковое число лет - чуть больше пятидесяти. Предпенсионный возраст - самое время для авантюр.

Тут бы актёру и разыграться как следует: вспомнить демонический хохот инженера Гарина - тем более что одноного Сильвера многие почитают за «сущего дьявола», - зажечь в глазах фанатичный блеск, с наслаждением смешать в образе пирата гений и злодейство. Однако первое появление Сильвера-Борисова на экране едва ли не разочаровывает: за нападением своих оболтусов на экипаж сквайра он наблюдает с ярко выраженной меланхолией на лице. Кажется, что сокровища не манят его - ему бы скорее вернуться к молодушке в трактир.

Легко представить, как Сильвер-Борисов командует разграблением захваченного галеона, аккуратно заполняя пиратскую ведомость, или ежедневно управляется за барной стойкой трактира, любезно улыбаясь богатым негоциантам. Труднее вообразить пьяным флибустьером, рвущимся на абордаж (в те времена, когда он ещё был с двумя ногами). В том и сила Сильвера-Борисова, что он избегает прямых стычек и открытых выступлений: до последнего он тянет с бунтом на «Испаньоле», он против штурма форта на острове, и при удобном случае предлагает капитану Смоллетту договориться. И это не просто тактика, это жизненная стратегия. За пересоленной кашей он выносит исторический приговор: другие пираты плохо кончили, потому что спешили.

Одноногий злодей получился у Олега Борисова даже полнокровнее, объёмнее по характеру, чем в том же году им же сыгранный современник из фильма «Остановился поезд». Подумать только! Английский разбойник 18 века привлекательнее советского следователя, - и это в 1982 году на самом пике «застоя». Чем же этот Сильвер так подкупает? Прежде всего, своей кажущейся простотой, тем, что он не по-пиратски обыкновенен. Но кто близко сходятся с этим Сильвером, очень скоро понимают - в нём скрыта опасная глубина.

Спокоен ли Джон Сильвер или взбешён, примирительно-любезен или паясничает, смеётся или раздосадован - этот герой в фильме подан без отстранения, без заигрывания, очень всерьёз. Его мгновенные переходы от кривляния к искренности, от гнева к добродушию завораживают и оставляют в растерянности, восхищают и ошарашивают не только пиратов, но и нередко самих зрителей. Не поймёшь, где он настоящий, во что он верит, как к нему относится. И на чьей бы стороне этот Сильвер ни играл - он везде рассудителен до святой простоты. Не удивительно, что вечно пьяный Флинт, постоянно горланящий «йо-хо-хо, и бутылка рома», боялся своего слишком рассудочного квартирмейстера. Прибавьте сюда умение Сильвера быть со всеми в ровных отношениях - и вот вам портрет «серого кардинала», который умеет ждать, если надо - годами, чтобы в нужный момент метнуть в чью-нибудь голову костыль.

Одноногий Сильвер несколько раз просит у юного Хокинса и доктора Ливси заступиться за него на суде, пытаясь выторговать себе будущее, которое ещё не ясно в чью пользу сложится - пиратов или «хороших джентльменов». На протяжении всего фильма Борисов тщательно выстраивает линию защиты своего героя будто перед судом присяжных-телезрителей: его герой по природе своей ни зол, ни добр, и не «двуликий Янус», и то, что нередко принимают в нём за раздвоенность и двуличность, притворство и игру - огранённый талантом инстинкт выживания. «И как это ваши мамаши отпустили вас в МОРЕ?! В МОРЕ!» - бросает в лицо притихшим пиратам Сильвер-Борисов - и лик его ужасен: лицо искажено гримасой праведного сарказма. На самом деле пугает другое - то, какой вулканической силой в нём прорвалась Истина. Эта сила повелевает войнами и революциями. Пираты знакомы с ней не понаслышке - так внезапно вскипает штормовая волна на обманчиво спокойном море.

Ни разу Олег Борисов не позволяет зрителям взглянуть на своего героя со стороны. Он будто опасается подставлять спину - в конце концов, именно в спину он получает отравленную стрелу. Не ради ли него - актёра Олега Борисова - постановщики изменили концовку? В романтическом финале повести автор даёт Сильверу бежать, в фильме мы наблюдаем трагическую развязку: главарь пиратов убит «случайной» стрелой из духового ружья Бен Гана. Случайной ли? - Каждый раз я гадаю, пересматривая финал.

Александр Седов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 354
патриарх   20.01.2017 - 20:08
Высочайший ! читать далее>>
№ 353
avorado (Москва)   19.01.2017 - 22:02
... Даже как-то неудобно, неловко говорить за Вами вслед... Посмотрю-ка я сейчас "Подростка"... :) Однако, все мы отнюдь не хуже :) читать далее>>
№ 352
Эсте   8.11.2016 - 19:07
Гений. Просто Гений. Люблю, помню... читать далее>>
№ 351
Марыся та самая (Киев)   8.11.2016 - 14:51
... Да, Александр Петрович, расскажите, пожалуйста. Борисова обожаю во всех ролях. читать далее>>
№ 350
Лиз (Москва)   8.11.2016 - 13:07
8 ноября для меня всегда особая дата - День Рождения любимого, талантливейшего Олега Борисова. Вот каждая роль - откровение и наслаждение. Светлая, бесконечная память Актеру... ... А поделитесь, пожалуйста... читать далее>>

Олег Борисов: пресс-центр >>

Пираты!

Пираты!

Кино-коллекция самых известных пиратов в истории кинематографа и литературы.
11 комментариев
Заговор обреченных

Заговор обреченных

Даль, путь, дорога и едущие по ней в новенькой «Волге» — «шеф», «хозяин» Андрей Андреевич Гудионов и его верный слуга, «холуй», «раб» Павел Сергеевич Клюев
Все статьи пресс-центра >>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники