Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Лилия Амарфий

Лилия Амарфий фотографии
Годы жизни
Категория
Актриса
Фильмография
Сайт
Сайт памяти www.amarfi.ru
Театр
Фотоальбом
Обсуждение

Амарфий Лилия Яковлевна

Родилась 8 ноября 1949 года в городке Оргеев Молдавской ССР.

Заслуженная артистка РСФСР (29.11.1983).
Народная артистка России (31.08.1998).

Была ведущей исполнительницей национального ансамбля «Кодру», руководимого Василием Асауляком. Коллектив занимал первые места на самых престижных республиканских и всесоюзных конкурсах и фестивалях, успешно выступал и за рубежом. С оркестром Василия Асауляка юная актриса выступала по всей Молдавии, а в 1966 году состоялась декада Молдавской ССР в Москве, гала-концерт проходил в Кремлёвском дворце съездов.
Окончив школу, поехала в Москву и поступила в ГИТИС на отделение музыкальной комедии (курс народного артиста СССР Льва Свердлина, педагог по вокалу — народная артистка РСФСР Ирина Масленникова).
Солистка Московского Государственного Академического театра оперетты (1972-2010).

Начиная с 1972 года регулярно снималась на ТВ в цикловой программе «Любителям оперетты», а также были поставлены 3 бенефиса — «Приключения в замке» (1976), «Автопортрет» (1986) и «Как в старом кино» (1989), режиссёром-постановщиком которых был Марат Ларин.
Вела активную гастрольную деятельность как по России (от Калининграда до Камчатки), так и за рубежом (США, Германия, Израиль, Италия, Чехословакия, Венгрия, Молдавия, Украина).

Ушла из жизни 28 сентября 2010 года в Москве. Похоронена на Троекуровском кладбище.
театральные работы
Московский театр оперетты:
1972 – Сидони «Граф Люксембург» Ф. Легар (постановка Г.М. Ярона, режиссёр А.Ф. Гедройц)
1972 – Стасси «Сильва» И. Кальман (постановка Г.М. Ярона, режиссёр А.Ф. Гедройц)
1973 – Виолетта «Фиалка Монмартра» И. Кальман (постановка Г.П. Ансимова, режиссёр И.С. Барабашов)
1973 – Алёна «Золотые ключи» А. Зацепин (постановка Г.П. Ансимова, режиссёр И.С. Барабашов)
1973 – Бабушка, научи танцевать Чарльстон “Песня для тебя” либретто Ю. Айхенвальда (постановка Г.П. Ансимова, режиссёры И.С. Барабашов, М.И. Рапопорт, Н. Пронин, Е.Л. Кацыров)
1974 – Лукерья “Девичий переполох” Ю. Милютин (постановка Г.П. Ансимова, режиссёр И.С. Барабашов)
1974 – Адель «Летучая мышь» И. Штраус (постановка Г.П. Ансимова, режиссёр И.С. Барабашов)
1975 – Песенка Адели “Мы начинаем в 22…” (режиссёр М.И. Рапопорт)
1975 – Песенка Адели; Романс А. Алябьева “Соловей”; Роз Мари “Оперетта – любовь моя!” (режиссёр И.С. Барабашов)
1976 – Китти Веден «Старая комедия» О. Фельцман (режиссёр-постановщик М.И. Рапопорт)
1977 – Зюка, Зоя «Пусть гитара играет» О. Фельцман (постановка А.Р. Зака)
1979 – Жужа «Жужа из Будапешта» Л. Жуховицкий муз. А. Журбин (постановка Ю.А. Петрова, режиссёр М.М. Бурцев)
1979 – Френ Кубелик «Обещания, обещания…» Б. Бакарак Н. Саймон по мотивам кинофильма “Квартира” (постановка Ю.А. Петрова, режиссёры И.С. Барабашов, М.М. Бурцев)
1980 – Ирида «Пенелопа» А. Журбин (постановка Ю.А. Петрова, режиссёр В.В. Николаев)
1981 – Стази «Королева чардаша» И. Кальман (постановка Ю.А. Петрова, режиссёр М.М. Бурцев)
1982 – Зумируд «Перекресток» Р. Гаджиев (руководитель постановки Ю.А. Петров, режиссёры З.М. и Ф.Р. Гаджиевы)
1983 – Галатея «Прекрасная Галатея» Ф. Зуппе (постановка М.И. Рапопорта)
1984 – Стази «Вечерние посетители, или Завещание маэстро»
1984 – Виолетта; Арсена «Да здравствует вальс» И. Штраус (постановка М.И. Рапопорта)
1985 – Павлина «Кадриль» В. Гроховский (постановка Ю.А. Петрова, режиссёры И.С. Барабашов, М.М. Бурцев, М.И. Рапопорт)
1985 – Жюльетта «Граф Люксембург» Ф. Легар (режиссёр-постановщик В. Вейт (ГДР)
1986 – Анжель Дидье «Граф Люксембург» Ф. Легар (режиссёр-постановщик В. Вейт (ГДР)
1987 – Ванда «Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбах (постановка В.А. Курочкина, режиссёр С. Горбунов)
1988 – Герцогиня Герольштейнская «Великая герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбах (постановка В.А. Курочкина, режиссёр С. Горбунов)
1990 – Сильвия «Королева Чардаша» И. Кальман (постановка Ю.А. Петрова, режиссёр В.В. Николаев)
1990 – Зоя Березкина «Клоп, или Позабудь про камин» Д. Шостакович (либретто и режиссёр-постановщик Ю.А. Борисов)
1995 – Муза «Сибирские янки» (Такси в Атлантик-сити) Ю. Взоров (постановка Э.Л. Ливнева)
1996 – Она (Мария, Мама, Кузина, Тётя) «Римская идиллия» Р. Рашёл (бенефис Лилии Амарфий) (режиссёр В.В. Николаев)
1998 – Наталья Батманова “Холопка” Б. Стрельников (постановка К. Стрежнева)
2000 – Марица «Марица» И. Кальман (постановка В.М. Богачёва, режиссёр Н. Карцева)
2001 – «Большой канкан» (концерт) Либретто Н.Н. Коршилова (режиссёр М.М. Бурцев)
2002 – «Большой кордебалет» (Концерт) Либретто И.А. Гулиевой (режиссёр М.М. Бурцев)
2002 – Мадлен «Фиалка Монмартра» И. Кальман (постановка А. Горбаня, режиссёры М.М. Бурцев, А. Чевик)
2004 – Ганна Главари «Веселая вдова» Ф. Легар (постановка И.С. Барабашова)
2005 – Цецилия «Сильва» И. Кальман Либретто и постановка И.А. Гулиевой
2006 – Метелла «Парижская жизнь» Ж. Оффенбах (постановка М.Б. Борисова)
2010 – Лилия Амарфий «Лилия» (Бенефис Лилии Амарфий) В. Сташинский (автор идеи и режиссёр-постановщик И. Маклов)




(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)
призы и награды
Орден Дружбы (10.01.2003).
Орден Почёта (3.03.2010).

последнее обновление информации: 08.01.18

Моя жизнь - другой жанр!

Умерла Лилия Амарфий. Так получилось, что мы беседовали с артисткой перед ее последними гастролями в Израиле. И это интервью стало последним в ее жизни. Мы ничего не изменили в тексте. Пусть последний раз прозвучит – хотя бы в памяти - ее серебристый голос, появится ее улыбка...

Имя - цветок. Фамилия – что-то между элегантным звоном бутылки с «Амаретто» и сладкой истомой не очень обремененного трудами божка Морфея. Королева оперетты Лилия Амарфий признавалась, что ее на улицах «как Амарфий» не узнают. «Иду – и все, как все другие люди, без ажиотажа, папарацци на меня не бросаются, слежку за мной не ведут. Я сама и моя профессия – совершенно разные жанры!»

- Я родилась в молдавском городке Оргееве. Папа был портным, мама занималась хозяйством. Детей было двое - я и брат. Мое босоногое детство прошло на улице Первомайской, а рядом, почти у самого нашего дома был луг, паслись коровы, овцы, гуси. Я там пропадала, дышала вольным воздухом, мечтала. Я всегда мечтала, сколько себя помню, все детство напролет. Так в мечтах и взрослела. Народ нашего района называли «идиш-пролетариат». Евреи составляли большинство населения. Мой папа тоже прекрасно говорил на идиш (а еще - на молдавском, украинском, русском), его даже евреем считали.

- Лилия Яковлевна, как вы узнали, что ваша дорога – театр оперетты?

- Само пришло. Ниоткуда. У меня бывали такие мечты – о театре (я ведь не знала, как это точно называется – опера, оперетта...), о сцене, но маму это раздражало. Я хотела играть на пианино – а мне сказали, что купят скрипку. А скрипка меня - девчонку не вдохновляла. Папа изумительно играл на губной гармошке, пел. И мама пела, у нас даже голоса похожи. Нас по телефону всегда путают. У нее голос красивый, но камерный, тихий. Однажды в Оргееве летом шла запись в музыкальную школу. И стояла очередь. Я как была - в шортах, маечке перешла дорогу и встала в эту очередь. В школу меня приняли, но я об этом до поры не знала, пока к нам не пришел домой директор и не сказал об этом моим папе с мамой. И еще сказал, что у меня абсолютный слух. В итоге мне купили аккордеон «Вестминстер». На чехле от которого я каталась с горки зимой. Заниматься не очень любила. По слуху подбирала – с удовольствием, а часами заниматься ненавидела. Мечтательность все еще сохранялась. Я посещала кружки, пела джаз, уже хорошо поняла, что разные, любые чувства, мою юную любовь можно очень хорошо выразить в творчестве, в музыке, да и три октавы в голосе были – я это точно знала.

В обычной школе не была самой первой: учительница, бывало, о математике говорит, а я думаю о своем. Хотя честолюбие мешало очень уж отставать. Жизнь вела, я ей не перечила, но когда мне исполнилось четырнадцать, умер папа. Внезапно. И весь мой мир рухнул. Небо обвалилось. Все изменилось – я сразу стала взрослой. Брат поступил в институт, уехал учиться в Харьков, мама пошла работать, я тоже бросила музыкальную школу и начала работать музыкальным педагогом в детском саду. Мы старались выжить, мы выживали. Потому что жизнью это назвать было нельзя... В те дни мало кто с нами рядом оказался. Друзья и родственники «закончились». Мы одни боролись со всеми тяготами...

- Были светлые пятна в этом черном пейзаже?
- Была декада молдавской культуры в Москве. Я пела на сцене Кремлевского дворца съездов. Это было незабываемо! В те дни я услышала песню, в которую просто влюбилась. Приехав домой, записала ее в нотной тетради, выучила и спела на ближайшем комсомольском слете. Это была «Хава нагила». В зале все растерялись. А я стала настоящей героиней. Оргеевские евреи подходили к моей маме на улице и спрашивали: «Мадам Амарфий, вы слышали, как поет ваша дочь?». Мама отвечала отрицательно и слышала возмущенное: «Вы – не мать!».

Потом я уехала учиться в Москву – так впечатления от декады молдавской культуры в советской столице запали мне в душу - Москва меня опьянила, она стала моей мечтой. Мама помогала брату-студенту, денег у нас не было, но эта проблема меня не могла остановить. У нас был знакомый в Москве, тоже из Оргеева, он мне говорил «приезжай, остановишься у меня в общежитии». Я приехала – а его дома не оказалось. Пошла на вокзал, где целую неделю и жила.

Меня приняли в ГИТИС. Я твердо знала, что буду певицей. Мой педагог Ирина Ивановна Масленникова много сил в меня вдохнула своей несокрушимой верой! А на вступительном экзамене, когда я была сама себе сила, я так пела, так плясала – она потом говорила, что у меня было что-то в глазах - что-то, чему вся комиссия поверила... Меня на экзамене концертмейстер спрашивает: «Вы в какой тональности хотите петь?». А я отвечаю: «Ой, мне совершенно все равно!» Без комплексов абсолютно! Все рассмеялись. Тогда Ирина Ивановна и сказала: « Я ее беру!». Уверенность себе потом быстро прошла, я поняла: надо очень много работать над собой, чтобы уверенность снова появилась! Учеба не шла – я получила по полной программе за свою беспечность, за свою самоуверенность! Много плакала. Диапазон был – но я не пела, кроме своего джаза из оргеевского кружка ничего не могла, от балетного станка шарахалась. Денег не было, и я просто голодала. Шла по улице – а из окна такие ароматы, там кто-то жарит картошку... Была нищей, убиралась в общежитии за всех - меня так мама приучила – все должно блестеть. Но более сытой и счастливой я от этого не была. Закатала рукава – и за работу. Читала, училась. Каждое лето – стройотряд, В общем, создавала себя, сама себе была и Пигмалион, и Галатея. Плакала – и работала. Москва - страшная школа. Колоссальная школа выживания. Скольких она искалечила, сколько их, что ушли в никуда...

И все-таки в один прекрасный день я запела. Весь институт сбежался меня слушать. Теперь я пела без перерыва.

- Вы влюблялись тогда? Было время и силы для сердечных бурь?

- Влюблялась. А как же без этого? Мой первый муж был сыном солистки Большого театра Киры Леоновой. Мы были молоды, влюблены, но оба были незрелыми, этот брак не мог кончиться ничем хорошим. Никто не виноват.

Годы меня научили радоваться. Еще несколько лет назад я просыпалась с плохим настроением. Все казалось, что жизнь идет не так. А потом я поняла: зачем мне это надо? Все так прекрасно! И последние лет эдак семь я ото всего в полном восторге! Каждый день - как подарок. Я абсолютно счастлива. И муж мой – самый лучший, я его нашла, выстрадала, он – моя удача. И сын – любимейший мужчина, и внук. Это - семья. У мамы я до сих пор на посылках, для нее я не звезда, не знаменитая актриса, я - ее помощница, исполнительница ее заказов и поручений. «Хочу орехов, для пирога!» - и я бегу, ищу, а как же иначе?

- Как начиналась ваша карьера?

- После ГИТИСа я хотела оказаться в труппе Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Даже были какие-то договоренности. Но пришло лето, театр был на гастролях, и мне педагоги сказали: иди в оперетту!

Я еще до Театра оперетты поняла, что свою «гениальность» надо похоронить, чтобы она не мешала работе. Придя в театр, я здоровалась со всеми, начиная от уборщицы и до главного режиссера, и не по одному разу. Это не очень мне помогало, оплеухи сыпались обильно. Со всех сторон. Меня втягивали, втравливали в интриги, а я не давалась. Избегала всего, что связано с пустыми разговорами. Когда я развелась с мужем, один из коллег попытался меня вызвать на откровение: «Думаю, вам будет легче, если вы поделитесь...». А я ответила: «Это касается только меня. И ничем из моей жизни я делиться с вами не собираюсь!».

- В мире оперетты все устоялось, как в сказочном королевстве. Новых названий и имен композиторов как бы не возникает. Вам это не скучно?

- Легар, Штраус, Кальман – волшебники на все времена. Их не перещеголять, да и оставили они нам так много, что тут не до скуки. Да и никогда не бывает двух одинаковых спектаклей. Оперетта – нескучное дело, я это точно знаю.

- Это правда, что Мстислав Ростропович дал вам партию Адели в «Летучей мыши» Штрауса?

- Ох, было, хотя так даже как-то нескромно звучит – «дал» ...Он пришел в наш театр дирижировать спектаклем, я с ним случайно вместе выпила кофе в буфете. Он решил, что
я из балета. Что-то спросил, я что-то ответила. Спела Адель. Это все.

- В мире чистогана, в нашей жесткой реальности оперетта чувствует себя Золушкой?

- Да, без денег трудно ездить на балы. Сейчас не лучшие дни для оперетты. Были времена, когда на телевидении была регулярная передача, посвященная оперетте. А теперь денег нет, и никакой такой работы никто не проводит. Стыдно за то, что происходит на телевизионном экране, за тех, кто выступает. И за тех, кто так те немногие деньги, которые есть, распределяет. Чернуха – это тупик, из нее цветы не вырастут, только колючки.

Но красота – это такая странная вещь, ее не ухватишь, не зафиксируешь, не купишь. Бывает, идет женщина, вроде даже ничего такого особенного нет, а неуловимые вибрации, свет изнутри такую красоту создают, так всех к ней привлекают! Красота – внутри, она тайна.

Инна Шейхатович

30 Сентября 2010

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 77
Людмила Ф. (Днепропетровск)   8.11.2016 - 19:25
Красивейшая женщина, яркая, звонкая актриса. Запомнилась такой улыбчивой, летящей, поющей. Прочитала о ней в предисловии. Как все-таки судьба распорядилась и привела в оперетту. Это место, безусловно,... читать далее>>
№ 76
Татьяна 25 (ПЕРМЬ)   6.03.2014 - 22:59
Впервые увидела Лилию Амарфий в далеком детстве и была сражена удивительной неземной красотой этой женщины! Это так сильно отличалось от обыденной жизни, создавало ощущение такого праздника и полета... читать далее>>
№ 75
галина львовна   8.11.2013 - 16:15
Сегодня День рождения Лилии Яковлевны. Ездила навестить ее и было очень приятно, что не одна я помню этот день. На могилке свежие белые розы, букеты лилий. Помним, любим. читать далее>>
№ 74
Све (Тверь)   22.06.2013 - 05:50
А где же Дон Жуан, прекрасный спектакль,отрывок есть даже в "Автопортрете" Но нигде более не заявлен. Где найти? читать далее>>
№ 73
Аветти (каменск-шахтинский)   11.12.2012 - 10:53
Прекрасная опереточная Дива! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники