Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Арт-хаус в кино >>

Внутри Ника Кейва

«20 000 дней на Земле» Яна Форсиса и Джейн Поллард

В финале фильма «Перед закатом», второй части трилогии Ричарда Линклейтера, Селин (Жюли Дельпи) рассказывает Джесси (Итан Хоук) о том, как завораживает публику чернокожая джазовая певица Нина Симон: как она, покачивая бедрами, подходит к краю сцены посреди песни и начинает общаться со слушателями, а потом также непринужденно возвращается за пианино и заканчивает композицию. В «20 000 днях на Земле», документальной фантазии про ангелов, демонов и призраков Ника Кейва, тоже говорят о Симон. Кейв вспоминает, как она требовала называть ее «Доктор Нина Симон», а его соратник по группам the Bad Seeds и Grinderman Уоррен Эллис рассказывает, что после концерта Нина потребовала шампанского, кокаина и сосисок, а также хвастает, что сохранил жвачку, одну из тех, что джазистка в начале каждого выступления приклеивала к днищу пианино.

«20 000 дней на Земле» Яна Форсиса и Джейн Поллард

Анекдоты и апокрифы сопровождают карьеру музыкантов, как стаи рыб, как налипающие на киль водоросли и моллюски. Ник Кейв считает рок-звезд подобием божеств, которые обращают некие жизненные перипетии в мифы, наполняют действие собственным смыслом, завораживают слушателей. Сам австралиец в этом пантеоне занимает позицию трикстера с пронзительным взглядом, персонажа бертоновских готик, превратившегося в гусеницу из «Алисы в Стране чудес», Дракулу, обычного человека и много еще кого в одном лице. Кейва, выросшего в городке Уорракнабил, музыкальная жизнь помотала по Европе, со многими перезнакомила, какие-то сюжеты подкинула, какие-то он взял буквально из воздуха, адаптируясь к жизни в британском Брайтоне при помощи дневниковых записей о погоде. Брайтон - практически самая южная точка Туманного Альбиона, место, откуда можно смотреть по направлению к родной Австралии, но с большей вероятностью - рассматривать местных духов и чудищ, лениво плещущихся в холодной воде.

«20 000 дней на Земле» Яна Форсиса и Джейн Поллард

Про них как раз и повествует «20 000 дней на Земле» - дебютный полнометражный фильм художников Яна Форсиса и Джейн Поллард, уроженцев двух крупных промышленных городов - Манчестера и Ньюкасла соответственно, которые расположены достаточно далеко от дома музыканта (северо-восточный Ньюкасл так вообще своего рода антоним Брайтона). Подобный необязательный экскурс в географию триумвирата создателей (Кейв участвовал в написании сценария фильма о себе) полностью отвечает духу ленты - биографическому лоскутному одеялу имени одного музыканта, композитора, поэта, писателя, сценариста и чуть-чуть актера. Список, конечно, не полон - Кейв еще и замечательный рассказчик, что наедине с собой, что в кабинете психоаналитика, что в диалоге со знаменитыми друзьями - актером Рэем Уинстоном, немецким гитаристом Бликсом Баргельдом, двадцать лет совмещавшим выступления за созданную им группу Einstürzende Neubauten и the Bad seeds, Кайли Миноуг, которая по числу восковых фигур уступает лишь английской королеве, уже упомянутым Эллисом. Со всеми австралиец успевает поговорить за один день, большую часть которого проводит в студиях (записывает последний на сегодняшний день альбом Nick Cave and The Bad seeds - Push the sky away) и в автомобиле, где то ли настоящие, то ли призрачные Уинстон-Баргельд-Миноуг высказываются о тяжелой артистической и музыкальной доле, о встречах, о творчестве.

«20 000 дней на Земле» Яна Форсиса и Джейн Поллард

У Форсиса и Поллард эта мясорубка дня 20-тысячного от рождения Кейва практически лишена амбиций музыканта раскусить, объяснить его за сто минут, тем более - заставить его самого проговорить основные вехи карьеры: вспомнить первые концерты Boys Next Door, последующие «сольные» квартеты (the Birthday party, the Bad seeds, Grinderman), два романа («И узре ослица Ангела Божия», «Смерть Банни Монро») и дилогию поэтических сборников «Король Чернило», сценарии для трех картин Джона Хиллкоута («Призраки гражданской смерти», «Предложение», «Самый пьяный округ в мире») и камео в эпическом вестерне «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса». Да и Кейву интереснее вспоминать первую влюбленность, переодевания в женские платья, первую главу «Лолиты», которую ему зачитал отец, учитель английского языка.

«20 000 дней на Земле» Яна Форсиса и Джейн Поллард

«Слова - как гребни чудовища над водой», - говорит он, а затем с тихого берега Брайтона всматривается вдаль, где бродит если не Морской змей или Кракен, то, возможно, чудище Левиафан, в одной из своих ипостасей показанное художниками Люсьен Кастен-Тэйлор и Вириной Паравел два года назад в документальным кошмаре про ловлю рыбы «Левиафан». На каждом концерте Ник Кейв из раза в раз пытается это чудище выманить. И когда на экране начинается попурри из его выступлений разных лет, то становится ясно, что не только, как писал Кортасар, все огни - огонь, но и все концерты - концерт.

«20 000 дней на Земле» Яна Форсиса и Джейн Поллард

«20 000 дней на Земле» смотрите на Первом канале 18 сентября.

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
Lexx   19.09.2015 - 10:14
Любопытно! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма
Грузия, Польша, Россия, 2017
боевик, детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Дания, США, 2017
исторический фильм
Россия, 2017
боевик, комедия, приключения
Великобритания, США, 2017
биография, драма, исторический фильм, трагикомедия
Великобритания, Франция, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
все фильмы в прокате >>
"Тайна Коко"
Ролики фильмов

"Тайна Коко"

Ради исполнения мечты Мигелю предстоит открыть тайну поколений, связанную с праздником Днем поминовения.