Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Фестиваль архивного кино в московском «Иллюзионе»

Маленькая проказница, 1922

Увидеть первый в истории британский фильм ужасов с левитирующей мумифицированной рукой. Понаблюдать за парадом оживших сигарет, шагающих под разухабистую музыку в абстрактной рекламе 1930х. Посмотреть на Михаила Геловани не в роли Сталина и на Сергея Эйзенштейна, выступающего на вечере англо-американского кино… В кинотеатре «Иллюзион» завершился XX фестиваль архивного кино «Эхо “Белых столбов”». К круглой дате сотрудники Госфильмофонда подготовили впечатляющую ретроспективу, включающую архивные находки, реставрации, мультипликационные фильмы 1930х-1940х гг., циклы уникальнейших тематических программ.

Повторный показ полной программы Белых столбов в «Иллюзионе» проводится уже второй год подряд. Если раньше фестиваль носил более камерный, киноведческий характер, то теперь он становится доступен все большему числу зрителей. Главным событием фестиваля традиционно стала серия архивных новинок. Например, около двух месяцев назад в Госфильмофонде был обнаружен первый английский фильм ужасов «Призрак гробницы» (1915), который до этого считался утерянным. По сюжету, английский ученый, исследователь и археолог раскапывает гробницу и обнаруживает в ней мумию древней принцессы. По неизвестной причине он достает отделившуюся от туловища мумифицированную руку, кладет ее за пазуху и забирает с собой в Англию. Финал фильма не найден, однако кульминационная сцена удушения незадачливого профессора найденной черной рукой присутствует. Фильм совсем не страшен и даже несколько наивен, но основные элементы многих будущих ужастиков в нем уже прослеживаются.

Призрак гробницы, 1915

Художественный руководитель фестиваля Петр Багров объяснил, что значительная часть зарубежных находок русских фильмов произошла 40-50 лет назад, в то время как в Госфильмофонде еще есть часть не до конца исследованных областей, к которым относится, например, кинематограф США. Найденные картины и эпизоды производства 1910х-1920х с участием легендарных комиков Гарри Лэнгдона, Гарольда Ллойда, Монти Бэнкса, Оливера Харди были также представлены в цикле архивных находок. Еще одно открытие - фильм «Маленькая проказница» 1922 года, главную роль в котором сыграла знаменитая Бэби Пегги, одна из главных детей-актеров эпохи американского немого кино. Сейчас Дайане Серре Кэри (настоящее имя Бэби Пегги) 97 лет, и она последняя ныне здравствующая звезда немого кино.

В архиве Госфильмофонда находится порядка миллиона роликов, часть из которых еще не атрибутирована. Иногда случается и такое, что записи атрибутированы неверно, поэтому требуется постоянная перепроверка. Так случилось с первой частью фильма Николая Тихонова «Айна» (1931) – единственной прижизненной экранизацией произведения Андрея Платонова. Картина была в американском прокате, отсюда и титры у нее были на английском. Поэтому она находилась в американском немом фонде Госфильмофонда под американским названием «Восстание в пустыне» (Revolt in the Desert). Вторая часть «Айны», десятиминутный фрагмент, была найдена в Госфильмофонде около десяти лет назад, сейчас же нашли начало картины. Нередко так и случается, что единственные сохранившиеся копии фильмов – это прокатные версии, предназначавшиеся для других стран.

Айна

Отдельным циклом на фестивале показаны вновь обнаруженные картины пионеров абстрактного кино братьев Оскара и Ханса Фишингеров. Найденные «Квадраты», реклама сигарет «Мелука», реклама зубной пасты «Розовая стража на параде» и «Танец красок» были соединены в цикле «Дегенеративное искусство братьев Фишингер» с уже известными «Этюдами», «Кругами» и «Оптической поэмой». Абстрактные мультфильмы, тонко следующие в такт веселому музыкальному сопровождению, оказали значительное влияние на последующие поколения создателей авангардной мультипликации.

Мультипликационная часть фестиваля не ограничилась творчеством братьев Фишингер. В цикле «Реставрации» представлено несколько советских мультфильмов, «Первая охота» (1937, реж. Павел Шмидт), «Сказка о глупом мышонке (1940, реж. Михаил Цехановский) и «Золотой гребешок» (1947, реж. Владимир Муджири). Как выяснилось, до сегодняшнего дня «Сказку о глупом мышонке», мультипликационную оперу в сопровождении музыки Д. Шостаковича, показывали не в окончательном варианте – финальная версия все эти годы хранилась в Госфильмофонде. Поэтому в прямом смысле слова «Сказку о глупом мышонке» нельзя причислить к разряду находок, так как многие мультфильм уже видели. Однако с ним была проведена поистине масштабная работа. Реставрация заключалась не только в переведении материала в цифру и убирании различных неровностей и царапин. В продемонстрированной на фестивале финальной версии было показано другое начало, пересняты некоторые сцены, а также полностью переозвучена мышка-мать. В конец фильма были добавлены черно-белые фазовки – рабочие фрагменты, своеобразные кинопроизводственные черновики. Эти фазы снимались на черно-белую пленку и склеивались в бесконечное кольцо. Киномеханики запускали эту пленку, а художники просматривали материал и рассчитывали точность движения персонажей, насколько оно реалистично и правильно. Если все было верно – то черно-белые фазовки переносились на целлулоид и становилось цветной мультипликацией. Госфильмофонд восстановил мультипликационный фильм и по цвету, и по звуку.

Квадраты, 1934

Цикл «Реставрации» демонстрировал не только мультфильмы. Например, организаторы включили в программу восстановленную полнометражную картину «Нельзя ли без меня?» (СССР, 1932 г., реж. Виктор Шестаков), фильм немного странный с точки зрения жанра, который, видимо, мог существовать только в нашей стране – полуагитка, полукомедия. С одной стороны, это была картина, которая ставилась в русле первой пятилетки, когда был взят курс на внедрение общественного питания и обобществление частной, семейной жизни (см. также фильмы «Одна», реж. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, «Не хочу ребенка», реж. Марк Галл). Однако Виктор Шестаков не совсем справился со своей задачей, и после этой работы ему пришлось уйти из кино. Режиссеру помешала собственная культура. Столовая выглядела слишком натуралистично, слишком близко к жизни. А главный вопрос фильма «Нельзя ли без меня?», наоборот, явно соотносился с протестом против общественных столовых. Картина была передоверена режиссеру Николаю Тарханову для того, чтобы уши авангарда не торчали из агитационного фильма. Один из последних кивков в сторону уходящей эпохи.

Документами эпохи стали и звуковые кадры, на которых был запечатлен С.М. Эйзенштейн. Объединенные в цикле «Кино о кино», они демонстрируют режиссера, например, на съемке фильма Михаила Ромма «Мечта» (1941). В свою бытность художественным руководителем «Мосфильма» Эйзенштейн приходит на съемки как бы инспектировать своих подчиненных, однако дубль за дублем у него это сделать не получается, он искренне хохочет и убегает из кадра. На это так же невероятно смотреть, как и на выступление режиссера на прекрасном английском в ролике «Братья евреи всего мира», записанным в 1941 году. На восьмиминутных кадрах хроники остался и фрагмент занятий Эйзенштейна со студентами ВГИКа, и тридцатипятиминутный материал, снятый на гражданской панихиде и похоронах великого режиссера.

Эйзенштейн и Ромм на съемках фильма Мечта

Цикл «Кино о кино» появился на фестивале только в этом году и включил в себя известные классические фильмы: «За экраном» Чарльза Чаплина (1916), «Застенчивого Джима» Эдварда Клайна(1925), «Кинооператора» Эдварда Сэджвика (1928) с Бастером Китоном, «Стеклянный глаз» (1928) Лили Брик и Виталия Жемчужного, «Молчание – золото» (1947) с Морисом Шевалье, «Пурпурную розу Каира» Вуди Аллена (1985), «Интервью» Федерико Феллини (1987). В цикле был показан фильм Джеймса Янга, никогда до этого не демонстрировавшийся в России, «Боже милостивый (Какими не должны быть фильмы)» (1914). Уморительная пародия, специально привезенная из Нью-Йоркского музея современного искусства, в которой звезда немого кино Клара Кимбэлл Янг с удовольствием высмеивает прославивший ее жанр мелодрамы.

Особого внимания заслужили циклы, посвященные актеру и кинорежиссеру Михаилу Геловани, венгерской актрисе Франческе Гааль и режиссеру Виктору Соколову, ушедшему из жизни в августе прошлого года. После исполнения роли Сталина Геловани ничего другого играть не позволялось, фестиваль же раскрыл его не только как характерного комического актера, но и как видного кинорежиссера («Злой дух», «До скорого свидания», «Настоящий кавказец», «Молодость побеждает»). С Франческой Гааль была показана не только легендарная «Маленькая мама», но и фильм, до этого в России не демонстрировавшийся и по случаю специально привезенный из Австрии, - «Чиби-сорванец» (1934). Полные залы собрали и нетленные фильмы недооцененного при советской власти режиссера Виктора Соколова: «Друзья и годы» (1965), «День Солнца и дождя» (1968), «Я - актриса» (1981).

За экраном, 1916

За двадцать лет Госфильмофонду удалось ни разу не повториться, с каждым годом создавая все более увлекательную и обширную программу. У фестиваля есть свой зритель и всегда есть, что показать. Остается только надеяться, что со временем более широкая аудитория будет в состоянии осознать всю невообразимую ценность и значимость этого фестиваля.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
США, 2016
комедия, семейное кино, фэнтези
Китай, Франция, 2016
комедия
Россия, 2016
триллер
Великобритания, Канада, США, 2016
боевик, триллер
США, 2016
арт-хаус
Италия, 2014
трагикомедия
Россия, 2016
боевик
США, 2016
боевик, триллер, фэнтези
Россия, 2016
драма, спортивный фильм
Россия, 2016
боевик, криминальный фильм, триллер
США, Таиланд, Франция, 2016
боевик, комедия, мелодрама
США, 2015
все фильмы в прокате >>