Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

От миллиона просмотров к миллиону рублей

Суздальский анимационный фестиваль-2016: Деловая программа

Седьмой год подряд в рамках Суздальского фестиваля проводится Международный конгресс анимационной индустрии – серия деловых мероприятий, посвященных вопросам продюсирования, проката, лицензирования мультипликации и другим важным темам. Аниматоры активно ищут возможности зарабатывать на своем кино, протаптывают тропинки на телеканалы, ищут иные формы проката и задаются вопросами, как сделать отрасль успешной индустрией, потому-то все мероприятия конгресса были полны заинтересованными участниками.

Особенно оживленной выглядела ТВ-панель конгресса под названием «Феномен российского анимационного сериала: чего хотят телеканалы?». На встречу с аниматорами приехали топ-представители восьми телеканалов - «Карусель», «Мульт», «Первый ТВЧ» («Рыжий»), «Мультимания», «СТС», «Nickelodeon», «2х2», - непосредственно занимающиеся программированием сетки эфира. Обсуждался целый ряд животрепещущих вопросов: «Каковы потребности детского контента на рынке?» «Какие темы сериалов интересны телеканалам?» «Готовы ли телеканалы инвестировать в проекты и в каком объеме?» «Кто принимает решение по поводу запуска новой линейки на канале?» и так далее.

Суздальский анимационный фестиваль-2016: Деловая программа

В ходе диалога аудитория пришла к выводу, что за последние годы возможностей у мультипликаторов стало больше, и если десять лет назад все стремились попасть в передачу «Спокойной ночи, малыши», а другого эфира практически не было, то сейчас телеканалы разной направленности и ориентированные на разные возрастные категорию готовы показывать мультипликацию. И проблема не в недостатке площадок для показа, а в нехватке самих мультфильмов, точнее - мультипликационных сериалов, потому что запрос телеканалов – это на 90% анимационные истории с продолжением.

Даже по программе фестиваля было хорошо заметно, что основная масса отечественных мультсериалов производится для дошколят, категория 0+. В конкурсе показали сериалы «Малышарики», «Котики, вперед!», «Ми-ми-мишки» (победитель, лучший анимационный сериал для детей), «Три Кота», «Поросенок», «Так не бывает», во внеконкурсной программе были «Народные промыслы России», «Йоко», «Летающие звери», «Тима и Тома», «Бумажки», «Барбадог», «Приключения с Машей Вопросовой», «Бегемотик Бим и Робот», «Уроки от Пинги и Кроки», «Грузовичок Пик», «Волшебный фонарь», «Рободзяки» и другие. В то время как в категории 6+ в конкурсе оказались только «Шарлотта и Кваксон» и оставляющие желать лучшего «Защитники» и «Креветки». Ни одного анимационного сериала для аудитории 12+ и уж тем паче 16+ (последние страшно востребованы телеканалом 2х2) на фестивале в этом году представлено не было.

Суздальский анимационный фестиваль-2016: Деловая программа

Руководители телеканалов рассказывали, что тестируют продукцию перед тем, как запустить ее в эфир, просчитывают риски и, принимая решения, точно не будут пускаться в авантюру. Совершенно точно полнометражных мультфильмов по телевизору мы не увидим еще очень долго, ведь их нельзя разбивать рекламой, а следовательно, полный метр в эфире ограничивает телеканал в доходах. Также не приносит денег все, что короче 11 минут. Производство хорошей короткометражки обходится студии в несколько миллионов, а на показе одного такого мультфильма точно ничего не заработаешь. Короткие фильмы на телеке возможны лишь в виде так называемой «межпрограммки» - сюда относятся и видеоклипы, и заставки, и короткометражная анимация.

Итогом встречи стал обмен контактами между студиями и представителями телеканалов, а также обоюдное желание провести в следующем году в Суздале питчинг перед представителями телеканалов для возможного отбора последними проектов для запуска. В этом году фестиваль от этого события временно отказался из-за низкой эффективности.

Суздальский анимационный фестиваль-2016: Деловая программа

Телек телеком, но иногда гораздо больше можно заработать с помощью других информационных пространств: есть мобильное телевидение, интернет и всевозможные цифровые платформы. Анимации в интернете было посвящено другое мероприятие конгресса - YouTube-панель «Анимационные сериалы на YouTube: основные тренды и истории успешных проектов». На ней приводились примеры успешных проектов (миллион просмотров эпизода «Маша и каша» понятно какого сериала), а также шла речь о проектах, изначально созданных под формат и потребности YouTube. Интернет-экраны – это просчитываемые риски (вся информация о пользователях известна), и потому этот вид проката был оценен как очень перспективный и мало разработанный.

Программа Конгресса-2016 отметилась несколькими круглыми столами: Гете-Институт провел дискуссию «Социально ориентированная анимация», посвященный вопросам анимации на социально значимые темы, вторая беседа имела образовательный уклон и называлась «Детские анимационные студии: проблемы анимационной педагогики». Он собрал руководителей детских студий и представителей профильных учебных заведений и поднял вопрос о создании экспериментальной кафедры анимационной педагогики. Ведь в стране нет ни одного учебного заведения, которое занимается подготовкой и повышением квалификации педагогов, работающих с детьми. К слову, на протяжении всего фестиваля, на который традиционно привозят много детей, отпрыски аниматоров не только смотрели мультфильмы, но и учились их делать. Это тоже давняя традиция Суздаля – за некоторое время до фестиваля проводится конкурс «Мультенок», среди рисунков вымышленных героев отбирается один, затем весь фестиваль дети делают мультик с этим персонажем – каждый по чуть-чуть. Фильм показывают на закрытии. А еще есть утренние ежедневные сеансы, полностью отданные на откуп анимации детских студий.

Суздальский анимационный фестиваль-2016: Деловая программа

В последний день Конгресса состоялось научно-искусствоведческое обсуждение «Можно ли считать современную анимацию современным искусством?». Формулировка звучит несколько неуместно - кажется, этот вопрос не должен вызывать сомнений. Но приглашенные спикеры сумели удивить. Анимацию обсуждали люди, совершенно к ней не причастные и даже, по признаниям некоторых, уже лет 20 не смотревшие мультфильмы. Это искусствовед и философ Олег Аронсон, архитектор Юрий Аввакумов, историк искусства Антонио Джеуза, медиа-критик, антрополог Анатолий Прохоров. Перед дискуссией им были предложены несколько авторских фильмов последних лет («Мы не можем жить без космоса», «Волк Вася», «Молоко», «Девочка порезала пальчик» и другие) для того, чтобы на их примерах обозначить вопросы актуальности, художественного языка, а также философские, социальные, психологические аспекты современной анимации.

Получился такой взгляд со стороны, довольно любопытный, немного архаичный (к примеру, выяснилось, что анимация не только не искусство, но даже и не кино). Спикеры порицали мультфильмы, которые «подражают кино» или те, в которых автор увлекается живописностью, позиционируя себя как художника. Говорили о том, что технический прогресс и нестабильность, текучесть мира сделали анимацию более реалистичной, рассуждали о вопросах эротизма и смерти в мультипликации. Забавно, что чаще всего участники дискуссии в разговоре о современном искусстве отсылали к наскальной живописи, сравнивая работу аниматоров с ритуальными отпечатками мира в пещере Шове.

Суздальский анимационный фестиваль-2016: Деловая программа

Одним из выводов и ответом на вопрос, является ли анимация современным искусством стало наблюдение Юрия Аввакумова о том , что современное искусство связано с пространством, в котором оно выставляется. «Час назад я посмотрел, что выпадает на запрос «Музей анимации». Так вот, в Китае – это 30 тысяч га, современные павильоны-пузыри, у нас – два музея в Москве, в которых карандаши аниматоров под колпаками и картинки на стенах. На современное искусство явно не тянет, а больше похоже на краеведческий музей. Так вот, чем ближе к краеведческому музею, тем дальше от современного искусства, потому что главное в современном искусстве – это способ подачи, выставление объекта».

Появление в деловой программе конгресса научно-искусствоведческого обсуждения обозначило потребность сообщества в самоидентификации и профессиональной оценке индустрии последних лет. Жажда диалога проявилась и в большой посещаемости профессиональных обсуждений фильмов после показов. Прекрасно, что аниматоры стремятся к обмену мнениями, разговорам как о фильмах, так и о тенденциях, не боятся критики, демонстрируя тем самым здоровое и бодрое сообщество, полное надежд на будущее.

Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

семейное кино, фэнтези
Великобритания, Канада, США, 2016
комедия, приключения, семейное кино
Бразилия, 2014
драма, комедия
США, 2015
боевик, приключения
США, 2016
драма, комедия, приключения
США, 2016
комедия, мелодрама
Россия, 2015
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2016
биография, драма, спортивный фильм
США, 2016
драма, комедия
Швеция, 2015
комедия
США, 2016
все фильмы в прокате >>