Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Кинотавр-2017: Призрак отца российского кино

На логотипе 28-ого «Кинотавра» - красный самолет надежды. Смотр открылся. Гости, журналисты и даже служба охраны была траспортирована из Москвы на официальных Крыльях фестиваля, не красных, но зеленых – компании S7. Встретили нас заботливо. В походном гостевом наборе каждый нашел каталог, расписание, а также вещи первой необходимости – толстовку на случай заморозков и пакетизированный Энтеросгель. Приятным сюрпризом оказались неповторяющиеся, индивидуальные фотооткрытки от главного партнера – фонда RUARTS, спектр тем: от Виктора Цоя до обнаженных девушек. Своего рода «гадание на фотографиях».

Красная дорожка была мокрой от прошедшего теплого дождика, и, к счастью, обошлось без удушающей жары, но ее отсутствие компенсировалось горячим приемом сочинцев и светом звезд, искрящихся изделиями ювелирного партнера Кинотавра Mercury. Облагороженные стараниями Max Factor и Wella актеры, жюри, съемочные группы совершали привычный променад по дорожке, раздавая приветствия, улыбки и, разумеется, авторграфы: Владимир Хотиненко, Елизавета Боярская, Светлана Ходченкова, Дмитрий Дюжев с супругой, Евгений Пронин, Катерина Шпица, Екатерина Вилкова, Евгений Стычкин, Анна Чурина, Нонна Гришаева, Павел Деревянко, Анатолий Руденко, Виктория Толстоганова, Дарья Повереннова, Елизавета Арзамасова, Денис Шведов и многие-многие другие (см. фотогалерею). Оживление вызвало появление Александра Реввы в женском образе, в котором актера невозможно было узнать.

Кинотавр-2017: Призрак отца российского кино
фото: Пресс-служба Кинотавра


Церемония открытия. Доктор, я несчастлив

Церемония открытия, поставленная Алексеем Аграновичем, получилась одной из лучших за последние годы. Перво-наперво зачитали послания Путина и Медведева – эту миссию доверили представителю совета по присуждению премий Правительства РФ Виталию Игнатенко и мэру Сочи Анатолию Пахомову. Когда они ушли, на экране возникло истинное, живое Послание фестивалю – слова Даниила Дондурея о том, что следует избегать самоцензуры, которая разрушает общество. «Наше дело - быть свободными и в текстах, и в жизни». Кстати, приз Гильдии критиков на Кинотавре теперь будет носить имя Даниила Борисовича. Об этом сообщил со сцены президент фестиваля Александр Роднянский, и зал поднялся с мест без чьей-либо просьбы. Это первый за долгие годы фестиваль без участия Даниила Дондурея.

Потом Риналь Мухаметов и Петр Федоров изображали сценки «Российское кино на приеме у психотерапевта». - Доктор, меня никто не любит. - Доктор, я несчастен. - Меня все сравнивают с моим отцом - советским кинематографом! – Критики меня презирают, они говорят, что я никакой не кинематограф. Поиски счастья российского кино привели к воспоминаниям итогов прошлого киногода (рекордные сборы – 18,4% от общих сборов кинотеатра принесли отечественные картины), а затем был задан вопрос в зал: «Что нужно российскому кинематографу для счастья?». Ящик для ответов весь фестиваль будет стоять в фойе.

Кинотавр-2017: Призрак отца российского кино
фото: Пресс-служба Кинотавра

Как положено, представили жюри, фильмы, а также был вручен и первый приз – за честь, достоинство и преданность кинематографу. Эту награду Роднянский вручил Павлу Чухраю. В самом конце церемонии Риналь Мухаметов и Юлия Пересильд (член основного жюри) исполнили страстное танго – таким красивым и чувственным был плавный переход к фильму открытия «Холодное танго» Чухрая же, где актеры сыграли главные роли.

Прежде чем пойти на фильм открытия, в перерыве гости жадно пили воду San Benedetto и делились впечатлениями и ожиданиями. По предварительному опросу критиков, самыми ожидаемыми картинами программы стали «Прорубь» Андрея Селиверстова, «Теснота» Кантемира Балагова, «Аритмия» Бориса Хлебникова, «Мифы» Александра Молочникова и, конечно, «Блокбастер» Романа Волобуева, который и откроет конкурсную программу. Всего в основном конкурсе, судить который будет жюри под руководством Евгения Миронова 14 картин, и 28 - в короткометражном конкурсе.

Кинотавр-2017: Призрак отца российского кино
фото: Пресс-служба Кинотавра


Фильм Открытия: «Холодное танго»

1940 год. Литва оккупирована фашистской Германией. Еврейских детей грузовиками везут в лагеря, плачущих матерей ставят к стенке. В литовском Холокосте чудом выживает Макс (Елисей Никандров): ему хватает смелости выпрыгнуть из машины на подступах к лагерю и вернуться в родную квартиру, где уже живут литовцы. Посомневавшись, они решают не гнать мальчишку и прячут его в чулане. У семейства есть дочь Лайма (Ася Громова), не по годам своенравная и обращающаяся к Максу исключительно «жид» (в какой-то момент она даже просит мальчика сказать «кролик», чтобы проверить, не картавит ли он). Несмотря на воспитанный в девочке антисемитизм, они влюбляются, но за первым танцем следует изнасилование - в квартиру приходит с проверкой немецкий офицер, которому юная литовка также приглянулась. Следующие десятилетия отношения Макса и Лаймы (Риналь Мухаметов и Юлия Пересильд) будут состоять из её обвинений в предательстве и его бесконечных «Почему?». Литва уже станет советской, а вместо евреев в лагеря начнут ссылать литовцев, подозреваемых в антипатиях к коммунизму или коллаборационизме.

Про новую ленту Павла Чухрая только ленивый не скажет «старомодная»: любовная история на фоне суровой немецкой оккупации Литвы и не менее сурового советского освобождения пестрит многозначительными деталями, а все действия героев заслуживают заглавной буквы - не выбор, а Выбор, не предательство, а Предательство, не любовь, а Любовь. Все ключевые мысли проговариваются вслух - в том числе про причастность маленьких людей к большим трагедиям: у Чухрая литовец, приютивший еврейского мальчика, «просто поставлял уголь» для концлагерей; сам Макс, повзрослев, вынужден ловить коллаборационистов. Демонстрируя пагубность националистических обобщений, Чухрай и сам к ним прибегает - очевидно, что Лайма, Макс и суровый российский офицер Таратута (Сергей Гармаш) играют не столько участников событий, сколько обобщенный образ народа. В финале разжалованный и замученный Гармаш прогуливаясь по литовскому берегу кричит, обращаясь к родине: «Что же ты такая немилостивая?».

Кинотавр-2017: Призрак отца российского кино

«Холодное танго» задумывался как эпопея, как большой русский роман, длящийся свыше трех часов (ведутся переговоры о сериальной версии), и в формате 110 минут ему, безусловно, тесно. Сюжет скачет между 40-ми и 50-ми, между двумя соседними сценами ощущается недостаток еще двух-трех, выспренние диалоги выдают в персонажах не столько людей, сколько национальные идеи. Несмотря на прекрасное трио Мухаметова, Пересильд и Гармаша, «Танго» сильно не хватает скромных человеческих эмоций - все реплики словно нашептаны в громкоговоритель, а половина диалогов и вовсе комически слабы. Когда каждая сцена пытается задавить зрителя исторической ответственностью и масштабом трагедии, недостаток чувств превращает в фильм беспощадную машину, кинотанк.

У Чухрая получилось кино широких жестов. Все действия Макса старательно выкручены звуковиком, поэтому каждый его вдох и движение руки звучит громче, чем даже крики Лаймы. Пересильд в самые напряженные моменты яростно сплевывает, а от камеры Игоря Клебанова не укроется ни один упавший стакан или желтая шестиконечная звезда, которые многозначительно возникают крупным планом. Старомодность «Танго» заключается не только и не столько в методах съемки. Открывающая сцена с карликом, торгующим любимыми папиросами Сталина, и нуарный наезд на зеркало, в котором отражается лицом Пересильд, - хороши. Устарел сам поучительный тон, с которым людям рассказывают о трагедиях. Лишний надрыв сегодня, в эпоху моды на нон-фикшн звучит не менее дешевым приемом, чем детские слезы.

Кинотавр-2017: Призрак отца российского кино

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик, научная фантастика, триллер
США, 1991
мелодрама
Великобритания, 2017
боевик, криминальный фильм, триллер
Великобритания, США, 2017
комедия, мелодрама
Германия, Франция, 2017
детектив, триллер
США, 2017
комедия, приключения
Канада, США, Южная Корея, 2017
комедия
Россия, 2017
комедия
Россия, 2017
психологический триллер
Исландия, 2016
боевик, комедия
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
драма, триллер
Австралия, США, 2017
все фильмы в прокате >>