Каждый год количество фильмов в программе короткого метра увеличивается. Два года назад их было 22, в прошлом году 26, в этом – уже 28 картин. Количество же присланных работ выросло с 300 до 480, то есть, конкурс более 17 человек на место, хотя многие из них не прошли по формальному признаку – их премьерный показ уже состоялся или хронометраж завышен. Кстати, отборщики предпочли в этом году картины меньшего хронометража - лишь на нескольких работах он превышал 20 минут, самая комфортная продолжительность 13-15 минут.
Короткий метр как путевка в жизнь - один из лозунгов «Кинотавра»: в основном конкурсе этого года два фильма победителей короткометражной секции - «Жги» Кирилла Плетнева и «Мертвым повезло» Вадима Валиуллина. Каждый год короткий метр демонстрирует навыки учеников российских киношкол, и если раньше это были только ВГИК и ВКСР, сейчас их подвинули МШК, МШНК и другие академические учреждения – режиссеров сегодня в России готовит около 40 профильных школ, география работ также ширится. Умение работать с малой формой демонстрируют и молодые люди, и те, кто уже работал на длинной дистанции (Оксана Карас, Анна Саруханова).
Любопытно, что называть фильмы предпочитают лаконично и емко – из 28 работ 18 имеют в названии одно слово, 5 - два слова, 2 – три слова, 3 – 4 слова. В конкурсе названий, победителем стал бы опять же «Лалай-балалай», унесший с фестиваля несколько призов, в том числе и главный, хотя и в прошлом году была лента с похожим наименованием - «Лалабай» Дмитрия Рудакова – и тоже анекдот, про слесаря в исполнении Глеба Пускепалиса. Из любопытных фактов – в этом году два фильма с названием «Пассажир».
Анекдотов здесь неизбывно много, но попадаются и истории в других жанрах - экзистенциальные и реалистические драмы, триллеры и даже кинокомиксы. Конкурс этого года также продемонстрировал, что в России есть молодое поколение, ориентирующееся не только на признанных мастеров кинематографа, но и на современных авторов. Пока, правда, большинство подражаний новейшим картинам выдает поверхностность знаний о медиуме, но короткий метр не в последнюю очередь и предназначен для того, чтобы учиться, пробовать и экспериментировать.
А теперь несколько слов о каждом фильме:
Red
Есть два друга: Алекс (
Никита Еленев) и его приятель Рэд (
Эльдар Калимулин), который катается на скейте, носит бейсболку и олицетворяет школьную крутость. Когда у Алекса появляется девушка (
Соня Озерова), отношения друзей расстраиваются, а затем выясняется, что скейт и девушка - не те, кем кажутся. Кинокомикс про осознание гомосексуальности от выпускницы МШК
Натальи Гуркиной, снятый по собственному комиксу, напоминает галерею подражаний. Если комикс Гуркиной сделан с глубоким подражанием «Скотту Пилигриму» Брайана Ли О’Мэлли, то в фильме к этому добавляются отсылки к «Скотту Пилигриму» Эдгара Райта, сцена на пляже - из «оскароносного» «
Лунного света», куртки с нашивкой R, как в комиксе «Арчи» (или сериале «Ривердейл»), морально устаревшие анимационные вставки и много пластмассы (жизнь подростков не покидает элитный поселок).
Update / Delete
Режиссерский дебют актеров
Григория Калинина и
Алексея Ильина (также известного под личиной стендап-комика Мити Сорокина), коллаж из роликов ручной камеры, мобильного телефона и видео-регистратора, в чей объектив вольно или невольно попадает тихий молодой человек (
Илья Ильин). Находчивая и не лишенная иронии трагикомедия о жизни прохожего складывается в пазл из чужих видеороликов, не сводясь к истории одиночества в век многочисленных технологий.
Абонент недоступен
Не короткометражка, а тизер полного метра, который достаточно странно выглядит на фоне остальных конкурсантов с все-таки законченными историями. Триллер про инженера-строителя Сергея (
Алексей Бардуков), у которого внезапно пропала жена. Чувствуется насмотренность молодого режиссера
Сергея Арутюняна, выпускника мастерской
Джаника Файзиева. «Абонент недоступен» начинается как «
Лок», продолжается как «
Исчезнувшая», а не заканчивается пока ничем – все-таки тизер, хоть и на целых 16 минут.
Акадо
Симпатичный анекдот от бывшего главреда журнала GQ
Кима Белова с
Евгением Цыгановым,
Павлом Табаковым и
Еленой Николаевой в главных ролях. Жена купила телевизор, муж вызвал настройщика, последний опоздал на два часа и пришел в заляпанной кровью куртке, а еще он очень напоминает героя криминальной хроники, которую бесконечно и показывают по настроенному телевизору.
Быть
Второй год подряд короткометражки режиссера
Роберта Дэфа отбирают в программу Кинотавра. В прошлом году мы смотрели социальную драму "Неевропа" из жизни гастарбайтеров, на 95% состоящую из преследования бизнесменом дворника-мигранта. Оператору
Алишеру Хамидходжаеву тогда пришлось побегать с камерой наперевес, в новом фильме Дэф снова прибегнул к его услугам, заставив на протяжении всего фильма наблюдать за героем
Артура Смольянинова, расхаживающего с ружьем по сугробам. Ничего в это время не происходит, мы просто наблюдаем и ждем. А между тем, перед нами последний человек на Земле, выискивающий пропитание, и это не спойлер - так написано в аннотации к фильму. А вот в кого выстрелит ружье и что мы увидим вместе с героем на 7-ой минуте фильма, мы не расскажем. Кстати, это один из двух фильмов в программе короткого метре, где солирует Смольянинов, других персонажей нет, а в конце появляется неведомая фигня. Заинтригованы?
Боги нефти
Кому принадлежит нефть? Крестьяне далекой деревни не без основания считают, что народу. Под их землями, на глубине 2 метров находится… нет, не месторождение, там пролегает труба-кормилица, к которой деревенские умельцы во главе с Тимофеем Трибунцевым собираются приварить вентиль, чтобы на вырученные деньги построить дорогу, школу и больницу. Режиссер этой симпатичной остроумной короткометражки –
Леонид Рыбаков - выпускник ВГИКа и автор нескольких незаурядных работ, оператор –
Артем Полосатый. «Боги нефти» начинается как псевдо-документалка, но ближе к концу реальность оборачивается божественной метафорой с цитированием Леонардо да Винчи. Нефть – это наш непостижимый космос.
Время жить, время умирать
Черная комедия
Михаила Полякова открывала короткометражную программу неспроста: это веселое кино о кино, задающее тон всему фестивалю. В прошлом году она начиналась подобной комедией -
«Все в ящик» Игоря Каграманова, где все тоже сперва выглядело, как плохое кино, а затем мы оказывались на съемочной площадке. У Полякова, проработавшего несколько лет вторым режиссером на телесериалах «Бедная Настя», «След» и многих других, что называется накипело. Карикатурные, но хорошо узнаваемые персонажи: уставший от жизни режиссер, бестолковые ассистенты, капризные актеры (в ролях самих себя
Гоша Куценко и
Любовь Толкалина) и старушка-актриса, которая взяла да и померла прямо в кадре. А доснять надо кровь из носу. В общем, самый обычный производственный хаос, фильм-фильм-фильм (мелодия из мультфильма Хитрука в качестве рингтона стоит на телефоне режиссера).
Картина получила диплом Гильдии кинокритиков.
Выставка
Девушка Лена (
Полина Виторган) рассталась в парнем и пребывает в смятении - ведет пространные и патетичные внутренние монологи, а также соглашается поучаствовать в выставке живых статуй, где знакомится с немногословным юношей (
Георгий Кудренко) и брюнеткой (
Анфиса Черных), к которой ушел её бойфренд. Короткий метр
Анны Сарухановой («
Дневник Луизы Ложкиной», второй режиссер на «
Да и Да») старается подкупить искренностью, красотой видеоряда (оператор Ксения Середа) и реальными лицами современного искусства в массовых сценах, но выглядит, скорее, наивно и даже искусственно. В обстановке демонстративного мира искусства, этот краткий курс счастливой жизни и сам напоминает очень красивую живую статую, чей примиряющий хэппи-энд вызывает легкое недоумение.
Дым
Образцовая криминальная драма про отца-полицейского (
Виталий Кищенко) и его сына-барыгу (
Ильдар Калимулин), снятая выпускником ВГИКа и ВКСР Иваном Плечевым, на редкость мастеровита и целостна: с крепкой сценарной основой, стройной драматургией, продуманными диалогами и катарсисом в положенном месте. С содержательной частью тоже все в порядке: дети расплачиваются за вину отцов - мысль не новая, но вполне достойная для осмысливания тема. Это первая самостоятельная режиссерская работа автора в игровом кино.
Двойник
Режиссер
Екатерина Краснер, выпускница мастерской Джаника Файзиева, работала в рекламе и сняла, собственно, рекламу не очень хорошего ситкома. В семейной паре разлад: жена (
Вероника Тимофеева) заподозрила супруга в измене и решила вывести его на чистую воду. Муж (
Иван Забелин) придумал, как запутать жену и решил притвориться французом, очень похожим на самого себя. В «розыгрыше» (назовем это так) приняли участие лучший друг мужа, брат жены и какая-то женщина, судьба которой не отслеживается в первой половине этой затянутой 25-минутной комедии положений.
Искупление
Небольшая претенциозная учебная работа студентки МШНК
Анисы Сабири - таджикская версия духовного преобразования Родиона Раскольникова, поэтический этюд, в котором человек видит отражение в горной реке и пытается умыться и понять суть бытия, но только пачкается грязью.
Как большие
Многозначительная зарисовка
Оксаны Карас про непредсказуемость жизни и меняющиеся с возрастом приоритеты. 1996 год. Кирилл (
Петр Федоров) мечтает снимать кино, как братья Коэн и Ларс фон Триер. Поля (
Яна Гладких) работает бухгалтером и просто хочет быть счастлива (с ним). Её взгляд романтический, его - прагматичный. После очередной ссоры они надолго расстанутся, а через двадцать лет встретятся вновь - Кирилл (
Федор Бондарчук) будет выгуливать собак за деньги, Поля (
Рената Литвинова) - снимать кино. В коротыше Карас много лобовых приемов - начиная от самого анекдота про превратности судьбы, до построения кадра. Очевидная цитата из «
Фотоувеличения» усиливается плакатом ленты, а невидимый проектор в 1996 году крутит сцены из «
Красной пустыни». «Как большие» даже при замечательном ансамбле выглядит, как маленький: легкая небрежность (в 90-х крупным планом показывают современные стеклопакеты), камео вездесущего
Ефремова, очевидная мораль. Помимо небрежности невольной, ленте очень не хватает небрежности человеческой, отличающей живого человека от монолитного персонажа равнодушной байки.
Как я сбросил кожу
Спортивная драма
Алексея Шабарова о воспитании характера – не самыми спортивными методами. Подростка отправляют учиться плаванию в странную секцию под руководством тренера-диктатора, унижающего учеников. Режиссер Алексей Шабаров участвовал в короткометражном конкурсе «Кинотавра» в 2013 году, затем снимал не только игровые, но и документальные фильмы, учился в Московской школе нового кино. Производством картины «Как я сбросил кожу» занималась кинокомпания
Андрея Кончаловского.
Лалай-балалай
Лаконичная история о тяготах алкогольных приключений. Олег Маратович (
Евгений Сытый) вместе с подчиненными переусердствовал с крепкими напитками и отправился покорять карусель. Режиссерский дебют актера
Руслана Братова, который спродюсировал
Григорий Добрыгин, уже запомнившийся всем зрителям «Кинотавра» по двум короткометражкам – «
Измена» и «
Верпаскунген». Как режиссеру Добрыгину главный приз короткометражного конкурса завоевать не удалось, как продюсер и сценарист в этом плане он оказался более успешен.
Фильм получил Гран-при, а также призы программы «Такое кино» и «Яндекс. Такси».
Лодыжка
Александр Крутенков – ученик
Алексея Попогребского – сконцентрировался на романтических отношениях мужчин и женщин и чудесах пластической хирургии. Доходящая до абсурда история о любителе симметрии Паше и его девушке Алене, решившейся ради возлюбленного на операцию по коррекции размера лодыжки. На вопрос о том, что важнее – нога или любовь – режиссер предсказуемо останавливается на втором ответе.
Мать моя женщина
У Веры (Катя Кабак) сложные отношения с матерью (
Екатерина Гусева), которая воспитывала дочь без мужа. Девушка подстраивает ей свидание с энергичным парнем Филом (
Олег Блинов), с которым познакомилась в баре. Фил должен обеспечить мать мужским вниманием и незабываемым вечером, неожиданно перетекающим в ночь. Выпускница мастерской
Джаника Файзиева, режиссер
Анастасия Сафронова умело компилирует жанры лирической комедии и семейной драмы – так, что 25-минутная короткометражка выглядит лаконичной и исчерпывающей историей на тему отношений с родителями, которым сразу же хочется позвонить после просмотра фильма.
Молоко
Режиссер
Дарья Власова два года назад получила диплом Гильдии киноведов и кинокритиков за дипломное роад-муви «Масоны», а в этом году привезла стильную абсурдистскую драму про образцовую семью из рекламы швейцарского шоколада, в чьей квартире на 14 этаже и с видом на Москва-сити внезапно появляется корова. В итоге худое, но спокойное парнокопытное, устроившееся недалеко от холодильника, оказывается единственной общей темой для всей семьи: хлопочущей по хозяйству педантичной матери (
Мария Болонкина), увлеченного газетной повесткой отца (
Виталий Ходин), мечтающей о собаке дочери (Ярослава Базева), интересующегося античностью сына в очках (
Глеб Орлов) и впадающего в паранойю деда (
Игорь Ясулович). Власова элегантно работает с рекламными тропами (очки как признак ума, спокойная цветовая гамма в диапазоне от белого до бежевого - под стать окрасу коровы) и увлеченностью современных людей здравомыслием и натуральными продуктами («Вы же знаете, как трудно найти хорошее молоко»). На выходе получается что-то в духе
Уэса Андерсона: с умными детьми, конфликтами поколений, педантично выстроенными кадрами и демонстративно красивым цветовым решением. «Молоко» показывали на Берлинале в секции «Поколение», и Дарья Власова одна из немногих режиссеров этого «Кинотавра», чей будущий полный метр (каким бы он ни был) вызывает повышенный интерес.
«Молоко» удостоилось Специального упоминания жюри и приза Гильдии киноведов и кинокритиков.
Пассажир
Первый «Пассажир» - криминальная комедия, в которой грабитель (
Даниил Стеклов) и угонщик (
Алексей Кирсанов) случайно становятся похитителями ребенка, оставленного нерадивой мамашей на заднем сидении угнанного автомобиля. Обнаружив малышку, горе-преступники не сразу понимают, что им теперь делать. Симпатичные актерские работы и умелая работа с жанром режиссера
Максима Иванова.
Пассажир
1970 год. Космонавт Басов (Артур Смольянинов) живет затворником в московской квартире, стараясь переварить некоторую трагедию, случившуюся во время посадки. Вдобавок вокруг него начинают пропадать люди. Неизвестное в этом уравнении легко разгадать еще на титрах - надпись «Пассажир» проступает сквозь ALIEN на первых кадрах
«Чужого» Ридли Скотта (в слогане ксеноморфа также называли «восьмым пассажиром»).
Егор Абраменко, работавший на «
Притяжении» Бондарчука, готовится к полнометражному дебюту по сценарию Романа Волобуева - и это открывающая хорошо написанная сцена из советского «Чужого». Несмотря на очевидный, но по-своему интригующий твист, «Пассажир» интригует и своей незаконченностью: ни что так не привлекает в сай-фае, как неопределенность.
Первый
Фильм снят по мотивам популярного слуха о том, что Гагарин был не самым первым космонавтом. Весной 1961 года в таежной глуши с неба падает железный шар и оттуда чуть живой вылезает человек в оранжевом комбинезоне и шлеме (
Владимир Веревочкин). Свидетельницей случившегося становится девушка, живущая в лесу одна-одинешенька (
Мария Крылова), она тащит мужчину домой, выхаживает и боготворит. Когда он приходит в себя, то представляется Андреем - как Андрей Первозванный - и рассказывает, как выполнял секретное задание. Проходят дни, и Андрей начинает переживать, что его никто не ищет. А потом наступает 12 апреля. Приятная эстетически и крепкая работа, хотя и предсказуемая, снял ее
Ладо Кватания, имеющий за плечами удачный опыт сценарного дела и режиссуры.
Фильм получил Диплом жюри.
Половинки
Еще один ученик Алексея Попогребского, режиссер
Байбулат Батуллин оригинально подошел к банальному вопросу о поиске своей «половины» и снял историю о девушке (
Мария Корытова), которая буквально примагнитилась к парню (
Лев Коткин) накануне его свадьбы. У Батуллина получилась трогательная история о том, что твоя «половинка» может появиться неожиданно, а люди далеко не всегда женятся на тех, кто им уготован судьбой.
Слава богу, я собака
О чем говорят собаки, можно узнать из следующей короткометражки, рассказанной от лица дворняжки, желающей примирить хозяев. Работа несколько утомительная, наивная, возможно, оттого, что
Екатерина Преснякова, снявшая этот фильм, обучается профессии режиссера-документалиста в СПбГУКиТ, и это ее первый игровой опыт. Снимать мир глазами животных вообще прием не новый, а уж документалист, озвучивающий собаку, тем более вопиющий случай.
Судороги, асфиксия, смерть
Затянутый анекдот режиссера и музыканта
Федора Ромма (это псевдоним в честь Федора Емельяненко и Михаила Ромма) про мнительного студента-медика (
Александр Взметнев), который усердно лечил сам себя, но делал только хуже. Маска обезьяны, игра с разноцветным освещением, просящиеся гэги - «Судороги» не покидают территорию очевидного, написанного грубыми мазками зрелища и в итоге уступают по красоте собственному названию.
Тупик
Фильм куратора короткометражного конкурса фестиваля «Движение»
Антона Сазонова оказался заложником кинематографического контекста. По сюжетной линии и локациям картина практически полностью напоминает фильм «Нелюбовь» – разве что, вместо Алешки в «Тупике» родители (их играют
Артем Быстров и Анастасия Лебедева), тоже погрязшие в ссорах, ищут мальчика Гришу. Финал картины, конечно, не настолько метафоричен, как в фильме
Андрея Петровича Звягинцева, да и политических аллюзий лента лишена. «Тупик» запомнится лишь как семейная драма, неудачно показанная на «Кинотавре» почти сразу после «
Нелюбви».
Цугцванг
Дипломная работа
Сергея Рамза (снова мастерская Алексея Попогребского) - мастерская по форме и симпатичная по содержанию картина о финальном поединке за шахматное чемпионство. Черными играет
Евгений Пронин, наглый и самоуверенный, белыми - полный внутреннего достоинства
Сергей Шнырев, битва превращается в словесный поединок, в котором добро непременно победит. В картине заявлен, но не отыгран контекст - время действия, но в целом это идеально выполненное упражнение по отработке полученных в МШК навыков, показывающее Рамза как крепкого режиссера, готового к полному метру (сценарий он уже пишет).
Черти
Антон Уткин, участвовавший в позапрошлом Кинотавре короткометражкой «Лето», привез на этот раз мистическую историю, снятую в соавторстве с
Натой Покровской. Над сценарием этой короткометражки, которая грозит перерасти в сериал (спасибо, но нет) трудилось целых три человека, но получилась сумбурная история, вдохновленная отчасти «Мастером и Маргаритой»: здесь тоже фигурирует обаятельный черт, а также альбом с магическими рисунками и подавляющее волю приложение для смартфона.
Шаги
Илья Шерстобитов, продюсер и экс-директор МШНК, снял режиссерский дебют о бесцельном молодом человеке (
Алексей Мещанский) и его слепой сестре (
Наталья Тетенова). Точнее, наоборот, о слепой девушке, полной интереса к жизни, и ее младшем брате, который ценности существования не замечает.
Шедевр
Уникальный психотерапевт (
Павел Акимкин) щелчком пальцев решает любую проблему любой женщины. Но они всегда возвращаются, потому что не умеют быть счастливыми. Их желания предсказуемы, и врач обеспокоен тем, что не может найти ни одной женщины, которую он не мог бы понять. Однажды на прием приходит очень крупная девушка (
Дарьяна Яценко), которая заявляет, что хотела бы набрать еще вес. Она говорит, что ее тело - шедевр. «Шедевр» - дипломная работа выпускницы ВГИКа (мастерская Учителя)
Ирины Стороженко, и в этом качестве вполне мила, но не более того. Из несомненных плюсов - работа оператора Ксении Середы.
обсуждение >>