Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

Кинотавр-2017: Мифы о российском кино

28-ой Кинотавр завершается. С вероятностью 99% победу одержит «Аритмия» Бориса Хлебникова - лучший фильм не только на этом фестивале, но и вообще в России за несколько последних лет. Даже если и не получит, мы решили посвятить этой картине отдельный текст, а обзор оставшихся пяти конкурсантов - в этом материале.


Кинотавр-2017: Мифы о российском кино

«Мертвым повезло» // Чтоб кровь медом не казалась

Молодой человек (Дмитрий Богдан), зарабатывающий на жизнь и корм коту угоном автомобилей для группировки киллеров, где работает его брат-качок (Андрей Поведский), вынужден пойти с ними на дело. Отряду убийц (бывалый гэбист, феминистка, патологоанатом-садист, человек в черной маске и два брата) предстоит расправиться с молодым панк-рокером, отмечающим день рождения с девушкой и друзьями в хижине в лесу. Вечеринка перерастает в бойню, а в качестве десерта на кровавый праздник заявляется местный маньяк.

Полнометражный дебют уфимского режиссера Вадима Валиуллина, взявшего главный приз в короткометражном конкурсе прошлогоднего «Кинотавра», довольно бодро выступает на поле киноманского комедийного хоррора со скромным бюджетом. «Мёртвым повезло» - настоящий грайндхаус по-русски (даром, что не идёт сдвоенным сеансом), с компьютерной или гуашевой кровью, незамысловатым (до поры) сюжетом, музыкой группы «Красная плесень» и обилием как цитат, так и остроумных находок. Да и финальный твист, угадывающийся по референсу первой сцены, оказывается не только отсылкой к французскому экстремизму. Валиуллин даже и не пытается при малом бюджете делать строгий хоррор, это чистый фан, где режиссер порой увлекается собственной игрой, но не забывает про приличествующие жанру тропы - от локаций и характеров до гендерной и психопатической подоплеки. За аляповатой жестокостью скрывается история про внутриличностный конфликт, который легко спровоцировать на общественную дискуссию (шутки про КГБ, феминизм и одержимость спортом прилагаются). Впрочем, всё объясняющий финал старательно отвлекает зрителя от скромного содержания - в конце концов, гарпун в комедийном хорроре с отсылками к Ажа, Рэйми и Хуперу важнее становления личности.


Кинотавр-2017: Мифы о российском кино

«Три сестры», три создания нежных

Пока мы ждали, когда Юрий Грымов явит миру интимную версию «Анны Карениной», режиссер даром времени не терял и продолжал осваивать русскую литературу. В экранизации пьесы Чехова он изменил один фактор – прибавил возраста героиням. Теперь им 56, 59 и 64 года вместо «около 25», место же действия и суть жизни остались те же – провинция, усадьба, где все бесконечно спорят о вечном и пьют чай. Чеховский текст про «сколько нам жить еще осталось» и «и через двести лет жизнь будет такая как прежде» зазвучал ярче прежнего, и это вполне естественно: задумываться о прожитом людям свойственно именно в зрелом возрасте. Сестры все так же мечтают о любви и о Москве, но «Москва» как символ перемен звучит как мантра - чем ближе к старости, тем сложнее изменить себя. Ольге (Людмила Полякова), Маше (Анна Каменкова) и Ирине (Ирина Мазуркевич) Грымов противопоставляет Наташу (Натали Юра) – молодую, слишком молодую жену брата Андрея (Владимир Носик), наглую стерву, которую страх смерти и экзистенциональные вопросы в силу возраста не волнуют. Молодость Грымов презирает, впрочем, он и в целом к людям не очень благосклонен.

Монохромное, но по-грымовски перенасыщенное деталями дымное изображение (оператор ушел с проекта, и Грымов решил сам взять в руки камеру), прекрасная музыка Дашкевича, замечательный актерский ансамбль (помимо названных Суханов, Балуев, Ясулович) и вроде бы все хорошо, если бы не ощутимая игра Грымова в интеллигента и аристократа. И все равно, неубиваемый Чехов прорастает сквозь все хорошее и плохое, ведь мы живем внутри его книг – и молодые, и стареющие, раненые, тревожные, болезненные люди.
Кстати, премьера «Интимного дневника Анны Карениной» отодвинута на 2018-ый.


Кинотавр-2017: Мифы о российском кино

«Жги» // От тюрьмы и пения не зарекайся

Надсмотрщица женской колонии Алевтина Романова (Инга Оболдина), или как ее называют коллеги «Ромаш», строго и тщательно выполняет свою работу и готовится уйти на пенсию. На предпенсионный юбилей коллеги дарят ей караоке – Ромаш с детства любит петь, но после выступления еще маленькой девочки на сцене, закончившегося смертью бабушки, на публику выступать боится, предпочитая петь «по пьяни» и по возможности в одиночку. Ее трагическое исполнение песни «Старинные часы» снимает на камеру осужденная Марина Стар (Виктория Исакова), бывшая оперная певица. Ролик тут же попадает в интернет и становится хитом, к Алевтине приезжает Ольга Бузова (настоящая Ольга Бузова) и приглашает принять участие в съемках нового шоу «Жги» (аналог «Голоса»), но Ромаш не готова начать новую жизнь.

«Жги» – полнометражный режиссерский дебют актера Кирилла Плетнева, чья короткометражка «Настя» два года назад получала приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр». Плетнев изначально говорил о том, что собирается снять исключительно зрительскую историю о женщинах и возможности изменить свою жизнь. То, что отношения надсмотрщицы и заключенной, зафиксированные на пленке при господдержке министерства культуры РФ, оказались показаны в День России, когда по всей стране проходили антикоррупционные митинги, оказалось чистой случайностью, которая, правда, у критиков вызвала приступ ненависти к и без того к совершенно не подходящему им по жанру кино. В «Жги» действительно дружба надсмотрщицы и осужденной кажется похожей на сказку, как, впрочем, и вся история о восхождении главной героини к музыкальной славе (хотя в основу сценария Плетнев положил реальный случай с теперь уже популярной британской певицей Сэм Бейтли, которая в 2013 году стала победительницей телешоу The X Factor, а до этого была надзирательницей в мужской тюрьме). Картина Плетнева неровно делится на две части - "героиня в тюрьме" и "героиня на шоу" - и завершается массовым танцем, который сводит на нет все попытки начинающего режиссера при помощи неплохо выстроенных диалогов рассказать о сильной женщине, готовой изменить свою жизнь в непопулярном в России зрелом возрасте.


Кинотавр-2017: Мифы о российском кино

«Мифы» // Посмотри в глаза, я хочу спеть

Простоватый грек, решивший повторить судьбу Одиссея, случайно попадает в Москву – сразу в дом к братьям Верникам (Игорь и Вадим Верники), не менее случайно становится свидетелем убийства и – опять же – случайно оказывается на модном благотворительном аукционе, организованном депутатом Мишкиной (Ирина Розанова), стремящейся запретить секс, но при этом окружившей себя модной столичной тусовкой. В ней и Иван Ургант (шутник высшей квалификации), и артист, уже переигравший все роли, (естественно, Сергей Безруков), и надежда русского кинематографа (Федор Бондарчук), и высокопоставленный член московского правительства (Милош Бикович), и эксцентричная поэтесса (Ксения Раппопорт), и Ксения Собчак (куда уж без нее).

Перечисление медийных лиц, задействованных в этой музыкальной комедии о похождениях греческого Одиссея в кругу московских богов Олимпа, могло бы занять добрую половину текста. Но наличие узнаваемой киношной тусовки, к сожалению, не сделало этот кинодебют актера и театрального режиссера Александра Молочникова смешным. Как и в фильме Плетнева, тут тоже неуместно поют и не всегда уместно шутят. Но если у Плетнева получилась все-таки эдакая «народная» комедия (не без шероховатостей), то у Молочникова – в лучшем случае новогодний капустник, который можно показать в эфире телеканала. До «Старых песен о главном» ему, правда, далеко. Хотя отголоски к ним в виде новеллы про Федора Бондарчука, задолжавшему криминальному авторитету Коке один миллион рублей за съемки клипа Натальи Ветлицкой «Посмотри в глаза», выглядят довольно симпатично. Как ни странно, лучшим в этой картине оказывается артист Сергей Безруков, который по части самоиронии и действительно актерского таланта дает сто очков вперед всем остальным звездам, включая и режиссера Александра Молочникова.


Кинотавр-2017: Мифы о российском кино

«Рок» / Сел и поехал

Юрист радио «Рок» (Никита Тарасов) возвращается из провинции в Москву, но опаздывает на поезд - и отправляется прозябать в местный ресторан. В роковой вечер там выступает группа «Полтора кота» с песней про любовь Джузеппе - юристу страшно нравится (особенно название), и он зовет ребят в столицу. Парни (Иван Ивашкин, Дмитрий Чеботарев и Кирилл Фролов), для приличия посомневавшись, отправляются в Москву на перекладных - и встречают по пути дремучих сектантов, непроницаемого киллера с плюшевой уточкой (Виталий Кищенко) и веселого беглого зэка(Евгений Стычкин), путешествующего на поездах.

Режиссерский дебют Ивана Шахназарова, выросший из одноименной короткометражки, «Рок» заигрывает с многозначностью названия: это, разумеется, и музыкальная комедия про рокеров, и роад-муви про судьбу. Ближе к финалу даже раздается неловкий монолог про взросление, а каждый встречный-поперечный красочно пересказывает мысль, что процесс важнее результата. Несмотря на заметное влияние братьев Коэн (три музыкантов напоминает заключенных из «О, где же ты, брат?», а Кищенко - еще один Антон Чигур в конкурсе этого «Кинотавра»), «Рок» выглядит и условно-советским фильмом: в тяжеловесных мизанцсенах угадывается стиль ВГИКа; так снимал дипломную работу еще Никита Михалков - удивительно, что киноязык младшего Шахназарова оказывается таким архаичным. Несмотря на два мобильных телефона и современные автомобили, кино выброшено из контекста времени и выглядит максимально умозрительным. В отличие от Коэнов, Шахназаров работает с нагромождением не слишком остроумных штампов, что начинает утомлять даже на полуторачасовой дистанции (режиссер шутит, что сократил картину вдвое). Впрочем, в прошлом году Илья Учитель продемонстрировал еще более пластиковые и куда более неряшливые «Огни большой деревни» (также с Кириллом Фроловым в главной роли). Так что в негласном поединке режиссерских династий Шахназаров всё-таки одерживает верх.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
комедия
Франция, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
все фильмы в прокате >>