Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Фестивальная колонка >>

На минувших выходных в Нижнем Новгороде – мегаполисе, расположенном на месте слияние Волги и Оки – прошел первый кинофестиваль «Горький fest». По какому-то странному стечению обстоятельств в городе-миллионике, до сих пор по не было ни одного отечественного кинофестиваля. Теперь появился - названный, как понятно, в честь нижегородца Алексея Максимовича Пешкова. Главного писателя и драматурга советской России, мечтателя, жаждавшего появления героического поколения «новых людей». Руководствуясь горьковскими мотивами, создатели фестиваля во главе с президентом смотра, актером Михаилом Пореченковым, привезли новые российские картины – документальные и игровые, короткометражные и полные метры. Часть из них фестивальная публика уже видела в программах «Кинотавра», «Движения» и ММКФ. Конкурс «Горький fest» назвали «Встряской».

«Горький fest»: Новый кинофестиваль на Нижегородской стрелке

К программированию показов кураторы смотра Сергей Землянухин и Виктор Прокофьев подошли достаточно креативно: объединили короткий метр и полнометражные работы, схожие по тематике или эстетике. Например, абсурдистская короткометражка Дарьи Власовой «Молоко» шла тандемом с «Турецким седлом» Юсупа Разыкова. В обоих фильмах – страхи перед вселенским заговором и шпионская тема, пусть и в совершенно разном исполнении. «Маленький поезд» Тамары Дондурей – лента о семье француженки и русского парня с ребенком с аутизмом – предвосхищала «Софичку» Киры Коваленко. Ученица Александра Сокурова сняла на абхазском языке картину по одноименной повести Фазиля Искандера, где история страны рассказывается через судьбу женщины: ее юность, замужество и 20-летнюю сибирскую ссылку. Семейные отношения, тема одиночества и необходимости диалога, а главное тонкая, точная режиссура молодых постановщиков Дондурей и Коваленко – то, что выделяет эти картины, в итоге отмеченные призами первого «Горький fest».

Главными площадками фестиваля стали киноконцертный зал «Октябрь», расположенный на Большой Покровской улице (очень напоминающей московский Арбат), и арт-пространство «Кинофактура» в «Нижполиграфе» – созданная местными активистами площадка, где не только показывают, но и помогают снимать кино.

В первый полноценный день работы фестиваля в «Октябре» демонстрировали только вышедший на экраны «Блокбастер», а также новые работы молодых режиссеров. Показы – бесплатные, но зрителей на них почти не было. Выяснилось, что в городе не все желающие знали о проведении кинофестиваля, а «Октябрь» и вовсе считался закрытым на ремонт. Оборудование и кресла для фестивальных показов в зал привезли буквально за несколько дней до начала работы «Горький fest». На следующий день публика, правда, раскачалась и уже стала приходить на сеансы.

«Горький fest»: Новый кинофестиваль на Нижегородской стрелке

На «Кинофактуре» было более оживленно. Просмотровый зал там небольшой, а популярность месту обеспечил мастер-класс Михаила Пореченкова и программа фильмов местных кинематографистов. Хедлайнером последней стала двухчасовая лента «Студия Нижний», снятая как раз идеологом «Кинофактуры» Евгением Кудельниковым. После показа этого фильма состоялась небезынтересная дискуссия о региональном кино.

Идея «Студии Нижний» у Кудельникова, который очень любит родной город, возникла лет пять назад. Как он сам признается, воплотить ее помог технический прогресс, благодаря которому появились дешевые камеры (кстати, местным кинематографистам «Кинофактура» предоставляет технику бесплатно, а на организацию самого пространства Кудельников взял кредит в 900 тысяч рублей). Фильм в городе был востребован, однако никакой поддержки со стороны местных, региональных или федеральных властей группа не получила, что, понятно, привело к серьезным убыткам. Впрочем, как верно заметила присутствовавшая на той же дискуссии продюсер «Горький fest» и режиссер короткометражного кино Оксана Михеева, такое происходит не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве.

«Горький fest»: Новый кинофестиваль на Нижегородской стрелке

Также Кудельников с горечью сообщил, что фильм «Студия Нижний» не поддержали ни Фонд кино, ни министерство культуры РФ (фильм-победитель фестиваля «Турецкое седло» Юсупа Разыкова, кстати, тоже сделан без субсидий). Хотя по большому счету непонятно, почему должны были его поддерживать две эти госструктуры, не обязанные субсидировать и фильмы про Москву, Санкт-Петербург или Ялту. «Студия Нижний» могла бы стать визитной карточкой города - и, по идее, рассчитывать на финансовую поддержку местных властей. Их кино, естественно, интересует мало – и эта проблема не только Нижнего Новгорода, но и большинства других российских городов.

Тот же «Горький fest» сделали без господдержки, местная администрация ему помогла в организационном плане, но большая часть бюджета – собственные средства продюсерского центра Михеевой «Люксар» и спонсора (производственно-инновационного фонда «Сибирь»). Пореченков же после стенаний местных кинематографистов объявил, что в следующем году постарается организовать питчинг проектов и договорится с администрацией, «чтобы эти проекты были финансово поддержаны».

«Горький fest»: Новый кинофестиваль на Нижегородской стрелке

Конечно, финансирование - проблема, актуальная для кинематографистов любого уровня. Но режиссеру необходимо не просто желание снять кино, но и умение подметить, рассказать что-то важное, современное. С этим у нас на всех уровнях пока большие проблемы. Даже фильмы, включенные в конкурсную программу нынешнего «Горький fest», – те, которые еще нигде не были показаны, – этим грешат. Одна из самых слабых работ смотра – как раз премьерная картина молодого режиссера Антона Моисеенко «Пепло». Невнятное эссе о судьбе мальчика, созданное в модной (и, кстати, бюджетной) черно-белой гамме, смонтировано с личной видеохроникой середины 1990-х. Фильм длится всего 79 минут, но из-за отсутствия видимого содержания в этом высказывании, смотрится крайне тяжело.

На противоположном полюсе отечественного кинематографа другая премьера фестиваля в Нижнем – внеконкурсная «Апостасия» режиссера Алексея Мурадова. В начале 2000-х его картина «Змей» была представлена в программе Венецианского кинофестиваля, но затем Мурадов снимал в основном телефильмы и сериалы. Один из последних - широко обсуждаемый «Власик. Тень Сталина». Удивительно, что практически параллельно с этим проектом он занимался «Апостасией», где буквально рассуждает о том, что война не стоит слезинки ребенка. «Апостасия» – греческий термин, который сначала обозначал мятеж против правителя государства, а затем перешел в религиозный обиход и стал широко трактоваться как отказ от Бога, от веры.

«Горький fest»: Новый кинофестиваль на Нижегородской стрелке

Тоже черно-белый, фильм разделен на четыре новеллы, действие которых происходит в разные временные периоды. В 1920-м брат убивает брата, новорожденный сын убийцы остается в живых (судьба его дальнейшая не известна). В 1942-м один из солдат приносит в дом к старику и его внучке другого младенца, который тоже станет одной из неназванных жертв войны – не Гражданской, а уже Великой Отечественной. В 1996-м на Северном Кавказе боевики расстреливают дом, где в это время пытаются спасти еще одного ребенка. Наконец в 2014-м на юго-востоке Украины на случайной мине завершается еще одна только начавшаяся жизнь. На этот фильм Мурадов в 2015 году получал государственное финансирование от министерства культуры. Тогда, правда, лента называлась «Триптих», а речь шла о трех новеллах о Гражданской войне. Время и желание высказаться на острые темы у режиссера сериала про телохранителя Иосифа Сталина, видимо, актуализировало эту историю.

В крайности впадать, конечно, не стоит: начинающим кинематографистам – неважно, из Нижнего Новгорода они, из Москвы, Санкт-Петербурга или Нальчика – в любые времена нужно снимать кино, исходя из собственных эмоций, впечатлений, опыта. По возможности – неплохо бы научиться и азам режиссерской профессии, а не просто взять телефон или даже хорошую камеру и идти снимать кино. Зритель упорство оценит – возможно, не сразу, как это было с публикой первых показов того же «Горький fest». Но «сарафан» – главный маркетинговый способ продвижения отечественного кино – в итоге своё взял.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

семейное кино
Германия, 2017
детский фильм, семейное кино
Россия, 2017
комедия
Франция, 2017
биография, драма
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма
Южная Корея, 2016
боевик, приключения, фильм ужасов
Великобритания, Индонезия, Канада, США, Сингапур, 2017
боевик, криминальный фильм, приключения
Китай, США, 2017
комедия
Индия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, Филиппины, 2017
комедия, сказка
Россия, 2017
мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 2017
все фильмы в прокате >>