Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

История кино >>

Когда речь идет о детективе — прикасаться к сюжету нельзя. Старая побасенка говорит, что однажды билетерша, проводившая запоздавшего посетителя кинотеатра на его место и не получившая «на чай», в отместку шепнула ему: «убийца вон тот, которого играет Ален Делон». Скупому зрителю оставалось лишь уйти...
«Длинное, длинное дело» — детектив. Но детектив такого рода, сюжет которого невозможно пересказать даже при желании испортить удовольствие читателю. В фильме заканчивается дело, как выражаются юристы, по крупному хищению и начинается дело об убийстве, так что все, что надо для детектива — труп, поиск, загадка и т. д.,— налицо. Однако суть этого фильма совсем не в уголовных историях, суть — в серьезном разговоре о нравственных устоях юристов, то есть людей, которые решают личные судьбы других людей.
Мы знакомимся с героем фильма — следователем районной прокуратуры Лужиным в трудный для него момент: начальство, выведенное из терпения его медлительностью в делах, решает перевести Лужина со следственной работы. Для него это удар. И зритель понимает — незаслуженный удар. Да, мешковатый, медлительный и застенчивый Лужин выглядит типичным неудачником, которому, казалось бы, что-нибудь серьезное и поручать-то нельзя. Однако вот молодой и, видимо, хваткий его коллега, хоть и называет Лужина «стопроцентным тюфяком», в минуту откровенности говорит ему: «Дело о себе — себе бы я не доверил, а тебе бы доверил...» Разъяренное начальство Лужина — не бюрократы, это нормальные и в общем-то неглупые и хорошие люди. По-своему они правы, заявляя, что «с Лужиным невозможно работать», поскольку он часто не укладывается в сроки, установленные законом. Таков главный конфликт фильма, как видим, — чисто нравственный.
Вся история Лужина могла бы вызвать спор, если бы в роли «стопроцентного тюфяка» не выступал замечательный психологический актер Евгений Леонов. Очень скоро зритель осознает, наблюдая за Лужиным-Леоновым, что «тюфяк»-то обладает острым чувством правды, немалой эрудицией и ничем непоколебимой непреклонностью в отстаивании того, что он считает правым делом. Но главное, что делает Леонов,— это спасает фильм от умозрительной условности. И делает это «очень просто» — превращает с помощью чуда актерского мастерства несколько схематичную фигуру главного героя фильма в живого и необычайно интересного человека. Да, удивительный актер — Евгений Леонов! Интонацией, взглядом, незаконченным жестом он обогащает и разнообразит характер своего героя, драматизирует ситуации, предложенные авторами. Например, один из начальников Лужина заявляет: «Нам, Лужин, эйнштейны не нужны, нам следователи нужны...» На это Лужин-Леонов отвечает беспомощным взглядом,— не будешь же такому человеку объяснять, что эйнштейны всем нужны, да нет их — эйнштейнов-то. И он же, Леонов в роли Лужина, вдруг яростно кричит, когда на него давят, требуя страшного для подозреваемого человека решения, хотя есть «один процент вероятности, что этот человек все же ни в чем не повинен».
Надо и то отметить, что в этом странном детективе особенный интерес вызывают все же не «уголовные» сцены, а эпизоды, показывающие частную жизнь Лужина — жизнь неустроенного, но по-своему очень счастливого человека, потому что он живет делом, в которое безусловно верит.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия
Франция, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
драма
Россия, 2017
биография, драма
США, 2017
все фильмы в прокате >>