Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

В Англии образца XI века процветает христианство, а вместе с ним невежество и антисанитария. Медицинскую помощь нищим слоям населения оказывают гастролирующие по стране знахари-скоморохи, объединяющие городской перфоманс с рекламой лекарственных средств собственного производства. Когда мать малолетнего Роба Коула умирает от таинственной кишечной болезни, Роб впервые обнаруживает у себя талант (способность почувствовать поселившуюся в теле больного смерть). Мальчик решает стать лекарем и напрашивается в подмастерья к странствующему брадобрею (Стеллан Скарсгаард). Через несколько лет Роб (Том Пейн) осваивает маркетинговые хитрости фармакологического бизнеса и процедуру ампутации конечностей. Но тайна кишечной болезни все еще остается непостижимой.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
Слепнущий брадобрей затормаживает образовательный процесс Роба, не желая поддерживать богомерзкий разговор о внутренностях человека. По совету знакомой гетеры Роб отводит протестующего учителя в иудейское гетто, где чистоплотный еврей возвращает брадобрею зрение хирургическим путем. От еврея Роб узнает о Мадрасе - многопрофильном НИИ, которым заведует мудрейший Авиценна (Бен Кингсли) в далеком Исфахане. Еще Роб узнает, что год пути до Персии увенчается, скорее всего, множественными ножевыми ранениями, так как мусульмане не жалуют христиан. Заранее попросив у своего Бога прощения, Роб отправляется в путь и отращивает пейсы.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
Российские дистрибьюторы сравнивают потенциал экранизации романа Ноя Гордона с успехом (не столько, правда, локальным, сколько мировым) фильма "Парфюмер". Что, в общем-то, объяснимо: в обоих случаях фигурирует обласканная европейской аудиторией история о новаторстве и профессиональной смелости. Более того, структура построения сюжета идентична: сверхъестественный талант, посредственный первый учитель, четко поставленная цель и одиночное путешествие за добычей знаний в прогрессивную среду. На этом сходство заканчивается.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
Гордон затрагивает тему противостояния науки и религии (чего у Зюскинда с фонарем не сыскать) и классифицирует своих героев по линейному принципу "хороший, плохой, злой" (в "Парфюмере" оценка характеров отсутствует, как и рефлексия на почве этики). Режиссеру Филиппу Штёльцлю с трудом удалось избежать этих ярлыков: самый неоднозначный персонаж на весь фильм - капризный, но смелый и умный шах Ала ад-Даула (Оливье Мартинес). Авиценна и Роб Коул олицетворяют собой всех средневековых ученых, готовых отстаивать свои позиции, корчась в пламени инквизиторского костра. Евреи (даже самые хорошие) - пугливые и жадные ксенофобы. Правоверные мусульмане, недовольные светскими реформами шаха, - кровожадные тупые дикари, которые мечтают сжечь Мадрасу со всеми ее обитателями.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
В этот момент "Лекарь" превращается в "Агору" Аменабара, где точно такие же дикари христианского вероисповедания, протестуя против научного прогресса, делают осознанный шаг назад в развитии. Как и в Агоре, здесь присутствует предатель-перебежчик и душераздирающая сцена агрессивного отказа от просвещения. На фоне которого Авиценна в своем грустном спокойствии очень напоминает Гипатию.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
Вроде бы Гордон целых пять лет потратил на создание романа, предварительно собрав по крупицам исторические данные и изучив обычаи описанных им народностей. Но строго говоря, это никакой не исторический, а приключенческий роман, и соответственно, фильм. Если его что и портит - так это упомянутая выше типизация персонажей и (совсем чуть-чуть) несмываемое выражение жертвенной невинности на лице Тома Пейна, чей герой умудряется трижды очень крупно согрешить с точки зрения всех упомянутых конфессий.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
Ирония в том, что даже сейчас, спустя 10 веков после описываемых событий, существуют разновидности вероисповеданий, запрещающих хирургическое вмешательство (растафарианство, Свидетели Иеговы). Да что уж там, до сих пор бушуют религиозные войны, в ходе которых ставится под сомнение необходимость некоторых аспектов образования. Пугает и настораживает тот факт, что социальные темы, затрагиваемые в самых разных фильмах последнего полугодия (будь то "Голодные игры" или "Жизнь Адель") так злободневны для России сегодняшней. Есть в этом какая-то нехорошая закономерность.

обсуждение >>

№ 3
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   19.04.2014 - 17:46
... Между книгой и фильмом много сюжетных расхождений. В романе Авиценна умирает своей смертью еще до нападения сельджуков на город. читать далее>>
№ 2
Акмаль (Ташкент)   22.03.2014 - 19:59
Очень много неверных фактов. Почитайте хотя бы Википедия о жизни авиценны читать далее>>
№ 1
Тимур1981 (Москва)   14.02.2014 - 19:14
Добрый день, мне понравилось, хорошо подобраны актеры и качественно все снято, прекрасные виды, смотрится на одном дыхании, есть и личный момент, мне очень понравилась главная героиня, очень красивая девочка) читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

семейное кино, фэнтези
Великобритания, Канада, США, 2016
комедия, приключения, семейное кино
Бразилия, 2014
драма, комедия
США, 2015
боевик, приключения
США, 2016
драма, комедия, приключения
США, 2016
комедия, мелодрама
Россия, 2015
биография, драма, спортивный фильм
США, 2016
драма, комедия
Швеция, 2015
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2016
комедия
США, 2016
все фильмы в прокате >>