Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

В Англии образца XI века процветает христианство, а вместе с ним невежество и антисанитария. Медицинскую помощь нищим слоям населения оказывают гастролирующие по стране знахари-скоморохи, объединяющие городской перфоманс с рекламой лекарственных средств собственного производства. Когда мать малолетнего Роба Коула умирает от таинственной кишечной болезни, Роб впервые обнаруживает у себя талант (способность почувствовать поселившуюся в теле больного смерть). Мальчик решает стать лекарем и напрашивается в подмастерья к странствующему брадобрею (Стеллан Скарсгаард). Через несколько лет Роб (Том Пейн) осваивает маркетинговые хитрости фармакологического бизнеса и процедуру ампутации конечностей. Но тайна кишечной болезни все еще остается непостижимой.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
Слепнущий брадобрей затормаживает образовательный процесс Роба, не желая поддерживать богомерзкий разговор о внутренностях человека. По совету знакомой гетеры Роб отводит протестующего учителя в иудейское гетто, где чистоплотный еврей возвращает брадобрею зрение хирургическим путем. От еврея Роб узнает о Мадрасе - многопрофильном НИИ, которым заведует мудрейший Авиценна (Бен Кингсли) в далеком Исфахане. Еще Роб узнает, что год пути до Персии увенчается, скорее всего, множественными ножевыми ранениями, так как мусульмане не жалуют христиан. Заранее попросив у своего Бога прощения, Роб отправляется в путь и отращивает пейсы.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
Российские дистрибьюторы сравнивают потенциал экранизации романа Ноя Гордона с успехом (не столько, правда, локальным, сколько мировым) фильма "Парфюмер". Что, в общем-то, объяснимо: в обоих случаях фигурирует обласканная европейской аудиторией история о новаторстве и профессиональной смелости. Более того, структура построения сюжета идентична: сверхъестественный талант, посредственный первый учитель, четко поставленная цель и одиночное путешествие за добычей знаний в прогрессивную среду. На этом сходство заканчивается.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
Гордон затрагивает тему противостояния науки и религии (чего у Зюскинда с фонарем не сыскать) и классифицирует своих героев по линейному принципу "хороший, плохой, злой" (в "Парфюмере" оценка характеров отсутствует, как и рефлексия на почве этики). Режиссеру Филиппу Штёльцлю с трудом удалось избежать этих ярлыков: самый неоднозначный персонаж на весь фильм - капризный, но смелый и умный шах Ала ад-Даула (Оливье Мартинес). Авиценна и Роб Коул олицетворяют собой всех средневековых ученых, готовых отстаивать свои позиции, корчась в пламени инквизиторского костра. Евреи (даже самые хорошие) - пугливые и жадные ксенофобы. Правоверные мусульмане, недовольные светскими реформами шаха, - кровожадные тупые дикари, которые мечтают сжечь Мадрасу со всеми ее обитателями.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
В этот момент "Лекарь" превращается в "Агору" Аменабара, где точно такие же дикари христианского вероисповедания, протестуя против научного прогресса, делают осознанный шаг назад в развитии. Как и в Агоре, здесь присутствует предатель-перебежчик и душераздирающая сцена агрессивного отказа от просвещения. На фоне которого Авиценна в своем грустном спокойствии очень напоминает Гипатию.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
Вроде бы Гордон целых пять лет потратил на создание романа, предварительно собрав по крупицам исторические данные и изучив обычаи описанных им народностей. Но строго говоря, это никакой не исторический, а приключенческий роман, и соответственно, фильм. Если его что и портит - так это упомянутая выше типизация персонажей и (совсем чуть-чуть) несмываемое выражение жертвенной невинности на лице Тома Пейна, чей герой умудряется трижды очень крупно согрешить с точки зрения всех упомянутых конфессий.
«Лекарь. Ученик Авиценны»
Ирония в том, что даже сейчас, спустя 10 веков после описываемых событий, существуют разновидности вероисповеданий, запрещающих хирургическое вмешательство (растафарианство, Свидетели Иеговы). Да что уж там, до сих пор бушуют религиозные войны, в ходе которых ставится под сомнение необходимость некоторых аспектов образования. Пугает и настораживает тот факт, что социальные темы, затрагиваемые в самых разных фильмах последнего полугодия (будь то "Голодные игры" или "Жизнь Адель") так злободневны для России сегодняшней. Есть в этом какая-то нехорошая закономерность.

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 3
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)   19.04.2014 - 17:46
... Между книгой и фильмом много сюжетных расхождений. В романе Авиценна умирает своей смертью еще до нападения сельджуков на город. читать далее>>
№ 2
Акмаль (Ташкент)   22.03.2014 - 19:59
Очень много неверных фактов. Почитайте хотя бы Википедия о жизни авиценны читать далее>>
№ 1
Тимур1981 (Москва)   14.02.2014 - 19:14
Добрый день, мне понравилось, хорошо подобраны актеры и качественно все снято, прекрасные виды, смотрится на одном дыхании, есть и личный момент, мне очень понравилась главная героиня, очень красивая девочка) читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

драма, мистика, триллер
Россия, 2016
киноповесть
Германия, США, Франция, 2016
мистика, триллер
Германия, США, 2017
комедия
Австралия, 2016
боевик, драма, криминальный фильм
США, 2017
комедия, приключения
США, 2017
семейное кино, фильм о животных, экранизация
США, 2017
триллер, экранизация
Великобритания, Канада, США, 2017
музыкальный фильм
Латвия, Россия, 2016
комедия, мелодрама, приключения, семейное кино
Россия, 2015
драма
США, 2016
мелодрама
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>