Главная / Рецензии на фильмы / «Трудно быть Богом»

«Трудно быть Богом»
фотографии

персоны

Олег Ботин

Константин Быков

Евгений Важенин

Валерий Величко

Дмитрий Владимиров

Виктор Гахов

Алексей Герман

Евгений Герчаков

Вадим Голиков

Геннадий Голубев

Михаил Гуро

Игорь Добряков

Василий Домрачёв

Юрий Думчев

Елена Жукова

Алексей Злобин

Рамис Ибрагимов

Виктор Извеков

Александр Ильин

Владимир Ильин (II)

Виталий Исаков

Анастасия Каптуренко

Светлана Кармалита

Дмитрий Карпов

Александр Карпухов

Юрий Клименко

Сергей Коковкин (II)

Анатолий Кондюбов

Владимир Космидайло

Георгий Кропачёв

Юрис Лауциньш

Виктор Лебедев

Александр Левит

Евгений Левицкий

Анвар Либабов

Альгимантас Мацейна

Пётр Меркурьев

Андрей Мокеев

Наталья Мотева

Евгений Мундум

Юрий Нифонтов

Андрей Обарухин

Анна Овсянникова

Александр Орловский

Николай Павлов (VI)

Борис Петров

Ольга Преснякова

Борис Ратушный

Юрий Решетников (II)

Леонид Ривман

Владимир Розыграев

Марина Рокина

Александр Ронис

Александр Селезнёв

Михаил Силантьев

Евгений Сиротин

Вадим Смирнов (II)

Константин Смирнов (III)

Дмитрий Соловьёв (V)

Михаил Теплицкий

Эльмира Хабибуллина

Юрий Цурило

Алексей Чардымский

Александр Чередник

Александр Чутко

Томас Шарапов

Леонид Ярмольник

Андрей Ярочкин

фильмы

Трудно быть Богом

анонс

«Левша»«Левша»

Бьют его рукой и палкой

«Любовь вразнос»«Любовь вразнос»

Родителей не выбирают

«Вне себя»«Вне себя»

Отдав концы, не умираем насовсем


27 февраля 2014

«Трудно быть Богом»

Но ведь отчаявшийся Бог – это же человек, дорогой мой!

«Солярис», Станислав Лем



Пространство вечной зимы и не закончившегося Средневековья. На Арканаре - планете-близнеце Земли - живут люди, которые похожи на нас (не во всем, конечно, но все-таки). Возрождение тут не случилось, и начались гонения на книгочеев и на образ мысли, искусство ушло из жизни людей, едва зародившись, оставив арканарцев наедине с собственным несовершенством. Здесь есть подобие государства, и подобие религиозного института, но они сеют семена еще большего невежества. Население планеты нечистоплотно во всех смыслах: все сморкаются, плюются, орут благим матом без причины и чешут покрытые струпьями спины, большинство людей измазаны грязью так, словно она служит им второй кожей.


«Трудно быть Богом»


Последний фильм Алексея Германа - вольная экранизация одноименной повести братьев Стругацких - это новый круг ада, еще более мрачное место, чем заснеженное пространство сталинского СССР в «Хрусталев, машину!». В той картине уже звучали ноты будущей симфонии: кажется, фильм «Трудно быть Богом» родился из сцены, в которой генерала медицинской службы (Юрий Цурило) бросают в машину к уркам. В клаустрофобическом пространстве кузова, заполненном темнотой и уродливыми лицами, происходит акт насилия маленьких и слабых над большим и сильным. В «Трудно быть Богом» таким клаустрофобическим пространством насилия оказывается целая планета, а моральными насильниками - целая раса. И никакие миссионерские отряды из более развитых мест тут дело не поправят.


«Трудно быть Богом»


Группа землян, которые должны были помочь арканарцам, смешались с общей серостью, - кто-то спился, кто-то ссучился. Дон Румата (бенефис Леонида Ярмольника) просыпается посреди собственного дома, где вовсю хозяйничают рабы - чешут вшивые головы, ходят в его сапогах, слоняются из угла в угол. Местный люд считает, что род Руматы Эстерского произошел от Бога, а значит, и сам Румата богоподобен. Он средневековая версия полковника Курца, великого воина, (само)провозглашенного бога и идола, вытесанного из тьмы. На самом деле - уставший человек, который предпочел бы смерть этим нескончаемым мукам и бесконечным мимикрическим процессам. Румата отлично владеет мечом, но никого не убивал - только отрезал уши, как древние воины или солдаты во Вьетнаме. Облачившись в доспехи, благородный дон превращается в языческое чудовище - насекомоподобное орудие убийства с двумя острыми рогами. И, прекрасно понимая, к чему все идет, он молится: «Господи, если ты есть, останови меня». Но все, что должно произойти, происходит. «Бог же может устать?» - задается успокаивающим вопросом Румата, пытаясь смыть грех Арканарской резни в исходящей паром луже. Впрочем, и это тщетно, на этой планете «водой грехов не смоешь», как говорит один из его слуг.

«Трудно быть Богом»


Герман демонстрирует лишь прелюдию к предполагаемой симфонии смерти: в доме Руматы собираются солдаты Святого Ордена, Румата надевает доспехи, спускается к «гостям» и убивает одного из них. Судя по разрушительным последствиям, зрелище самой резни человек просто не перенес бы. Даже для Руматы это тяжкое переживание, "большой взрыв", после которого он может наконец неспешно уехать в повозке в белеющую от снега даль. И трудно предсказать, что там впереди - еще более холодная зима посреди снежной пустыни или солнечные дни, сменившие мировую ночь.


«Трудно быть Богом»


Под видом Арканара братья Стругацкие изобразили тогдашнюю современную жизнь нашей страны. В киноверсии «Трудно быть Богом» также недвусмысленны переклички с советским прошлым. На арканарской версии гобоя Румата играет нечто, что здесь можно назвать джазом, - острое, обидное, проникновенное. Он цитирует Пастернака, выдавая за свои стихи знаменитые строки: «Гул затих, я вышел на подмостки, прислонясь к дверному косяку...» Он Гамлет, который живет в век, вывихнутый настолько, что если попытаться его вправить, будет перелом. Безумие одной огромной коммуналки любого может свети с ума: человек решит, что он бог и пойдет вершить правосудие, Бог же может устать и спуститься на планету, чтобы покарать крошечные существа, упивающиеся собственной мерзостью.


«Трудно быть Богом»


В оптике Алексея Германа насквозь видны все персонажи фильма - жалкие и ничтожные, неумелые, неумные, склонные к суеверию и обскурантизму. Кадр наполнен снегом и грязью, залит разочарованием и экскрементами. Это еще более радикальная вселенная, чем в «Фаусте» Александра Сокурова или «Туринской лошади» Белы Тарра. Однако если и рассуждать о каких-то параллелях в мировой культуре, то на ум приходит не они, и даже не Брейгель с Босхом, а «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, первая сцена в котором - полет древнерусского изобретателя на воздушном шаре. Герман снял словно бы макабрическую, вывернутую наизнанку версию «Рублева». Здесь тоже есть мысль о полете: «Летать учимся! И все больше вниз!» - говорит один из многочисленных персонажей, который мимолетно возникает на переднем плане этого вечно движущегося муравейника-шапито.

«Трудно быть Богом»


Герой Леонида Ярмольника бродит по полотнам живущего своей жизнью Арканара, вдыхает этот смрадный воздух, жалеет окружающих - и еще сильнее на них злится. В его усталой и закопченной фигуре можно признать настоящего интеллигента, который все видит, все понимает, но ничего не может изменить. Об этом неоднократно писали Стругацкие (еще подробнее - в «Обитаемом острове»): гордиев узел мечом не разрубить, но, раз бог молчит, можно попробовать.


Фильм в прокате, и теперь, когда снег частично растаял, если выйти из кинозала на улицу, можно увидеть, как за пределами «Трудно быть Богом» Алексея Германа продолжает жить современный Арканар. Февраль. Достать чернил и плакать.


«Трудно быть Богом» в прокате с 27 февраля.


Поиск по меткам: Алексей Филиппов, Российские фильмы, Экранизация


«Трудно быть Богом» 
фотографии
Увеличить
«Трудно быть Богом» 
фотографии
Увеличить
Лейтенант  (Санкт-Петербург)  15.01.2015 18:13
Экранизировать Стругацких невероятно сложно. Скорее даже- невозможно. Как человек, прочитавший ВСЕ произведения авторов, заявляю со всей ответственностью. Главное - всегда за текстом. Для каждого - свое.... >>
механик Протасов  20.12.2014 23:37
№8 механик Протасов О простой вещи кино - как просто стать скотиной. Как просто поскользнуться на дерме и грязи. И сколько не раздавай чистых с подшитой каймой носовых платков, сколько не лей дождь в бесплодных... >>
ддт  14.07.2014 15:51
"Под видом Арканара братья Стругацкие изобразили тогдашнюю современную жизнь нашей страны." Да кто же это сказал? А, господин рецензент так думает. Ну, слава Богу, кроме него имеются еще и другие... >>
avorado  (Москва)  10.07.2014 21:20
№14 юрий д да замечательная рецензия и как обычно насколько же ничтожны мелки и убоги большинство так называемых зрителейНу, не все же такие "рафинированные" - а солнышко светит и светит. Во-первых,... >>
юрий д  6.07.2014 08:23
да замечательная рецензия и как обычно насколько же ничтожны мелки и убоги большинство так называемых зрителей >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 17
Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь



ревью

Первый трейлер «Безродных зверей»Первый трейлер «Безродных зверей»

Новый фильм от создателя сериала «Настоящий детектив».

Премьера клипа к фильму «Пингвин нашего времени»Премьера клипа к фильму «Пингвин нашего времени»

Песню исполняет группа «Messer Chups».

Начались съёмки картины «Напарник»Начались съёмки картины «Напарник»

Главную роль исполняет Сергей Гармаш.

Образ Белого движения в зарубежном игровом кинематографе (1931-2015)Образ Белого движения в зарубежном игровом кинематографе (1931-2015)

Традиционные представления Западного мира о «загадочной русской душе».

Прими участие в съёмках «Закона каменных джунглей»!Прими участие в съёмках «Закона каменных джунглей»!

Телеканал ТНТ объявляет конкурс для поклонников «ZКД».

Юбилей Мартина ШинаЮбилей Мартина Шина

Американскому актёру исполнилось 75 лет.

«Чужое гнездо»«Чужое гнездо»

Я б за конюха пошла

15 фильмов августа'1515 фильмов августа'15

Выбор редакции kino-teatr.ru

Взлёты и падения «пеплума»Взлёты и падения «пеплума»

«Пеплум» - кинозрелище на темы античных сюжетов.

Юбилей Джоан РоулингЮбилей Джоан Роулинг

Маме Ро исполнилось 50, а Гарри Поттеру -35

«Любовь вразнос»«Любовь вразнос»

Родителей не выбирают

Мартин Бурбулон: «У моих актеров есть врождённое чувство комедии»Мартин Бурбулон: «У моих актеров есть врождённое чувство комедии»

Режиссер комедии «Любовь вразнос» о том, как сочетать жанр и законы жизни