Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

В двух шагах до тумана

«Под электрическими облаками»

2017 год. Будущее для России обернулось каким-то ретро-футуризмом, кризисом, дружбой с Востоком и войной с Украиной. Где-то на месте старинной усадьбы начали строить необычный небоскреб, но после смерти миллиардера-заказчика стройка заглохла, друзья разбежались, сторонники хотят нелепую постройку снести или продать японцам, а пара неприкаянных наследников (Виктор Бугаков и Виктория Короткова) в недоумении озирают незнакомую родину. В останках диковинного здания тусуются оставшиеся без работы и крыши над головой строители, дети-маргиналы (в том числе сбежавшие от войны), творческие личности и архитектор никому не нужного здания (человек-оркестр Луи Франк), который пытался себя сжечь, но не получилось, и все почему-то пересказывают этот случай как анекдот.

«Под электрическими облаками»

Собственно, «Под электрическими облаками» - это такой сборник из семи анекдотов, в основе которых лежат маленькие трагедии (не говорящих по-русски строителей, наследников, искусствоведов-экскурсоводов, отстаивавших усадьбу – «маленьких людей», как вслед за классиком их определяет закадровый голос в прологе). Семь историй, которые с разных ракурсов касаются недостроенного здания и рассказывают о людях, бродящих теперь вокруг него - в тумане, под свет рекламы Vasilyev magazine, которая ярмом метит мрачные небеса, в пространстве если не вечной зимы, то непрекращающейся осени (только чихай и закрывай глаза от ветра). Это не альтернативное будущее и не пророчество (съемки картины начались в копродукции с Украиной еще в 2010-м), а попытка уловить непрекращающиеся, взаимоотменяющие перемены, где прошлое и будущее оказываются двумя половинками (не сторонами) ленты Мебиуса.

«Под электрическими облаками»

Четвертый фильм Алексея Германа-младшего - первая картина режиссера не о прошлом (Первой Мировой, Второй мировой или запуске первого человека в космос), но налет ретро тут не менее силен: завтра выглядит так же, как вчера, а может быть, и позавчера. Робот, помогающий по дому, теряется среди антиквариата, строитель-хакас таскает за собой по обледенелой земле неисправный кассетник, на берегу высятся истертые статуи вождей. Мир «Под электрическими облаками» - это вечная стройка: снесли усадьбу, начали возводить экспериментальное здание, не закончили - и уже собираются либо сносить, либо украсить то ли шпилем, то ли куполом. Дихотомия купола и шпиля - это, если сразу отбросить шуточную интерпретацию по Фрейду, извечное русское «или-или» (Европа не Европа, коммунизм не коммунизм, духовность не духовность) против надуманности которого Герман и выступает этим фильмом, этим недостроенным зданием.

«Под электрическими облаками»

На разных уровнях «Облака» состыковываются с другими заметными российскими картинами последних лет: и с «Дураком» (Россия как дом, с которым никто не знает, что делать), и с «Левиафаном» (разобщенная и разбитая семья посреди своего рода бури), и с «Трудно быть Богом» (пожалуй, нет смысла объяснять многочисленные переклички лент Германа с этим и другими фильмами отца). Есть в этой картине и прямые самоцитаты из «Бумажного солдата» (фразы, потерянные предметы, незащищенная диссертация персонажа Мераба Нинидзе), в которых можно увидеть и кризисный самоповтор, и умышленную параллель между одной эпохой больших ожиданий и новой - уже более робкой, к тому же лишенной настоящего катарсиса.

«Под электрическими облаками»

Без катарсиса обходится и «Под электрическими облаками», зато сохраняет надежду - в тех неприкаянных и лишних, кто хотел себя сжечь, но не получилось, кто к месту и не очень цитирует Бродского, кто продолжает возможно импульсивный жест отца, которого при жизни некоторые почитали за бога, а после смерти лишили всего капитала по разного рода обвинениям. В фильме не утихает биение нерва (а отцовский мотив вообще звучит практически интимно), бродят тени незабытых предков и порой мерещится призрак Владимир Сорокина, чья «Теллурия» - тоже своего рода футуристический сборник анекдотов о России, о многочисленных и самых причудливых повторениях истории. Герман, правда, не настолько язвителен (он скорее немного ироничен), поэтому и «Под электрическими облаками» заканчивается чуть прямолинейно: кавером на «Это все» ДДТ, исполненным на том самом берегу - недалеко от здания, рядом с исполинским памятником Ленину.

«Под электрическими облаками» в прокате с 4 июня.

«Под электрическими облаками»

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
barbitomakus (С-Петербург)   28.11.2015 - 20:43
У отечественного зрителя картина больших волнений не вызывает))) читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2017
боевик, детектив, мистика, триллер, фильм ужасов
США, 2017
боевик, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия
Франция, 2017
биография, мелодрама, экранизация
Франция, 2017
драма, триллер, фильм ужасов
Испания, 2017
комедия, мелодрама
Дания, 2016
комедия, криминальный фильм, мистика
США, 2017
драма, социальная драма
Великобритания, США, 2017
драма, социальная драма, экранизация
США, 2017
все фильмы в прокате >>