Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Диалоги о режиссерском дебюте известного кинокритика

«Холодный фронт»: Волобуев, вот ваш меч!

Писатель (Александр Молочников) и современная художница (Дарья Чаруша) зимуют в глухой живописной местности в домике на севере Франции. Когда Саша отлучается на пару дней в Париж, Илья выбирается в деревню с намерением выпить и встречает опоздавшую на поезд соотечественницу в лохматой синтетической шубе (Светлана Устинова). Ей негде ночевать, на улице холодно, а у него - бутылка бурбона и свободный дом. Наутро девушка уезжает, но вскоре, вот сюрприз, возвращается уже в компании Саши и с огромным синяком на шее. В местных газетах пишут о найденном на побережье трупе неизвестного науке зверя.

«Холодный фронт»: Волобуев, вот ваш меч!

Описать завязку «Холодного фронта», не проспойлерив половину фильма, очень сложно. Потому что критических моментов на весь фильм два, и возвращение персонажа Устиновой - один из них. Мелкая драматургия «Фронта» компенсируется дюжиной деталек и намеков (начиная где-то с названия), из которых весь фильм и состоит. Их интересно улавливать, еще интереснее интерпретировать. Они похожи на осторожное прощупывание почвы, упражнение в овладении киноязыком. Такая прилежность объяснима - бывший кинокритик Роман Волобуев на протяжении десятка лет извлекал уроки из чужих ошибок.

«Холодный фронт»: Волобуев, вот ваш меч!

Сценарий к полнометражному дебюту Волобуев написал в соавторстве со Светланой Устиновой и Дарьей Чарушей. Актрисы выступили инициаторами идеи, воплощение которой вылилось в снятый для широкого круга друзей междусобойчик с инсайдерскими шутками и персонажами, срисованными с отражения в зеркале. Это хорошо сказалось на исполнительной части - все трое говорят человеческим языком, настоящие и живые, сейчас выпрыгнут из экрана.

«Холодный фронт»: Волобуев, вот ваш меч!

Осечка вышла с развязкой и с авансом на зрительскую прозорливость и эрудицию. Это совершенно точно не зрительское кино, потому что оно не желает быть понятным всем и каждому. Обозреватели Кино-Театр.ру долго обсуждали картину, совместно пытаясь понять, о чем же фильм Романа Волобуева. Для тех, кто посмотрел фильм и не смог сам в нем разобраться, мы решили опубликовать одну из таких содержательных бесед, из которой можно узнать, зачем героине Устиновой дурацкая шуба и почему «Холодный фронт» - это новый «Солярис».




Разговоры о погоде, избранное (ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ)

АФ (Алексей Филиппов): Какая-то дико интимная история про труд сценариста и его жены-художницы, даже неудобно.

ЖШ (Женя Шабынина): Ну, «пиши о том, что знаешь» - правило номер один. Короче. Концовка странная. Я, честно говоря, попалась на удочку, до конца верила, что Устинова - какое-то существо, монстр.

АФ: Она - лохматый монстр разваливающегося брака.

ЖШ: И это разваливающийся брак?

АФ: Он (Молочников) жене свастику на машине рисует, спит с первой попавшейся девушкой, а она (Чаруша) - первостатейная стерва и знает о его похождениях. И в аннотации написано, что у их все идет не так.

ЖШ: Аааа, ну раз в аннотации написано… Надо поискать у себя в квартире бабу в дурацкой шубе.

«Холодный фронт»: Волобуев, вот ваш меч!

АФ: Тут не очень понятно: если их перебранки - это обычный трёп, что было бы нормально, то в чем же тогда конфликт? А если это и есть конфликт, то где же финал?Там много крутых нереализованных фишек, как с парой чудищ: одно выкинулось на берег, другое сгорело… Но к делу это как будто бы не подошьешь.

ЖШ: А помнишь, когда Устиновой поплохело во время просмотра дебильного арт-проекта с говорящими головами? Ровно на том моменте, когда лица женщин стали трансформироваться в звериные. И ты такой думаешь «Ага! Она полубаба-полузверь и испытывает в связи с этим дискомфорт». А это, оказывается, что было? Нормальная соматическая реакция на галимое искусство. Вот и получается, что эти детали - просто издевательство над повальной мистической экзальтацией с кукишем в конце. Типа «Вы еще не поняли? У нас кино не об этом. Не нравится - пи*** свои “Сумерки” смотреть».

АФ: Но где монстр? Ну шуба же заявлена! Холодный фронт между ними - ок. Я бы жене такой фильм не показал.

ЖШ: А омар? Что это было?

АФ: А это еще одна забавная деталь. Как они этого несчастного омара сначала убить не могут, а потом приготовить. Вот все у них так.

«Холодный фронт»: Волобуев, вот ваш меч!

ЖШ: Всё же я не понимаю, зачем надо было делать из бабы в шубе бывшую однокурсницу? Чтобы иметь возможность сказать “все со всеми встречались”? Там напрашивается же, чтобы это была таинственная, из воздуха взятая незнакомка, которую встречает сначала он, потом она. А они ей зачем-то биографию присобачили. Хотя это куда проще, чем расписывать, с какой радости ее туда притащила Саша.

АФ: Это же хипстерский «Солярис»!

ЖШ: WHAA?

АФ: Дверь эта сорванная, любовь их какая-то вот такая, в ужасной шубе, которую по голове ударить не хочется только после совместно пережитого ужаса. Ну помнишь, в «Солярисе» была сцена - и в книге, и у Тарковского, - когда Хари пытается прийти к нему, дверь хрустит, все неаккуратно вырвано - и тут примерно так же.

ЖШ: Какие дебри. Продолжай.

«Холодный фронт»: Волобуев, вот ваш меч!

АФ: В итоге она дает обоим то, что им нужно. Илье - секс с насилием и тайну, потому что мужикам тайны нужны, иначе это не жизнь. Саше - нежность и небольшую трёпку, потому что давно пора кому-то это сделать. И вот они стоят, оба в дерьме по колено, но теперь-то все будет ок.

ЖШ: Мне это напоминает экзаменационные билеты из серии «О чем думал Блок, когда писал поэму “Двенадцать?”». Думал, что кушать хочется. Я иногда совсем не понимаю или не вижу того, что видят другие. Ты говоришь «Хипстерский “Солярис”», и чем черт не шутит, может ты прав. Волобуев вырос на программном кинематографе, а я на фильме «200 сигарет» и «От заката до рассвета». Я смотрю в другую сторону.

АФ: Это вообще интересная тема, кто на каких вещах вырос, и как их считывает потом. Вот Катя (шеф-редактор Екатерина Визгалова - прим. ред.) увидела в «Фронте» Поланского, а я Долана, потому что в «Томе на ферме» он явно под Поланского косил. И там тоже был бар с подсвеченной желтым стойкой, куда герой Долана сруливал от неприятностей

«Холодный фронт»: Волобуев, вот ваш меч!

ЖШ: Не думала пока сравнивать с чем-то «Фронт». Была очень занята ожиданием действий, накала и развития. А их нет. Волобуев думает, что у него напряжение растет. Он умный, и зритель у него соответственно тоже такой умный, что «Ну что я буду тут сыпать подсказками что ли? Я вот здесь уголок покажу, вот тут хвост ниточки - а вы же догадаетесь, да? Не буду же я вас очевидностями унижать». В связи с чем надо заполнять пространство. И чем он его заполняет? Мамблкором, детальками, клоуз-апами надутых губищ и пейзажами затянутыми, за которые последние лет «дцать» зрители недолюбливают авторское кино.

АФ: Тут надо все-таки сделать скидку, что это дебют, снятый, условно, на чьей-то французской даче с друзьями (просто все друзья - известные). Второй или третий фильм наверняка будут лучше.

ЖШ: Вот именно, что друзья. По-твоему, персонаж Устиновой раздает всем сестрам по серьгам. У режиссера, который ориентируется на публику, а не на друзей, ситуации были бы более… не знаю, как сказать… акцентированными, яркими. Ну то есть как с сексом - и понятно, и обстоятельно что-то меняет, влияет на сюжет. И круто, как это неочевидно показано, ты еще там несколько секунд гадаешь «было, не было?». Но в остальном Устинова практически с ними не взаимодействует, плетется хвостом. Не хватает ситуаций.

АФ: Как часто случается: кино, которое интереснее обсуждать, чем смотреть.


«Холодный фронт» в прокате с 14 января.

«Холодный фронт»: Волобуев, вот ваш меч!

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
Irdy (Ростов-на-Дону)   21.05.2016 - 18:44
Интересно. Фильм, конечно, оставляет ощущение оставленных неряшливо болтаться концов, которые так и не удосужились подвязать. Столько ружей по стенам развешано, и ни одно так и не выстрелило. Остается... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

мелодрама, мистика, приключения, триллер
Россия, 2016
комедия, мелодрама
Франция, 2016
драма, криминальный фильм, триллер
США, 2016
боевик, драма, триллер
США, 2016
боевик, комедия, криминальный фильм
США, 2015
биография, драма
Марокко, США, 2015
все фильмы в прокате >>