Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Как сценарист «Римских каникул» и «Спартака» оказался в «черном списке» и тюрьме из-за коммунистических взглядов

«Трамбо»: Такой хороший человек, а коммунист

1947 год. В Америке слово «коммунист» окончательно подменяется «врагом народа», и страну захлестывает «красная паника»: в каждом члене компартии США видят шпиона, так и ждущего возможности свистнуть планы военных объектов или бомбу-другую, люди стихийно остаются без работы, а парадом командует Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности во главе с свиноподобным Джоном Томасом (Джеймс Дюмон). Паранойя докатывается и до Голливуда, где несколько прокоммунистических сценаристов действительно внедряют известные идеи в массы, но большинство из них - как и известный Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон) - не только «красные», но и патриоты.

«Трамбо»: Такой хороший человек, а коммунист

К 47-му, меньше чем за десятилетие, Трамбо становится одним из ведущих сценаристов «фабрики грез», которая уже почти двадцать лет живет под фрустрирующим колпаком Кодекса Хейса (запротоколированные нравственные скрепы США, продержавшиеся менее полувека - с 30-го по 1967-ой). В 39-м у Трамбо вышел роман «Джонни берет ружье» (автор сам экранизирует его в 1971-м, адаптировав для экрана в паре с Бунюэлем), в 47-м он подписывает со студией контракт, превращающий его в самого дорогостоящего сценариста, но быстро лишается лавров, попав с девятью коллегами в «черный список» за коммунистические взгляды. Череда судебных процессов, отказ называть других голливудских «красных» и оправдываться за свои убеждения, которые не приносят стране никакого вреда, как результат - одиннадцать месяцев тюремного заключения в 50-м.

«Трамбо»: Такой хороший человек, а коммунист
«Трамбо»: Такой хороший человек, а коммунист

«Трамбо» захватывает и еще одно десятилетие, на которое пришлась невероятно продуктивная борьба с послетюремным затишьем, когда «голливудскую десятку» боялись нанимать. Тем пришлось на убой работать под псевдонимами на низкосортных проектах братьев Кинг (Джон Гудман и Стивен Рут), которые когда-то торговали игровыми автоматами, а потом подались в киноиндустрию, где снимали паршивые фильмы про всяких чудищ, инопланетян и горилл. В это же время, склеивая из натурального драматургического сора новые истории на потребу публике, Трамбо пишет с разницей в пару лет «оскароносные» «Римские каникулы» и «Отважного» (первый попадает на студию из рук Яна Мак-Леллана Хантера, второй написан под псевдонимом Роберт Рич). Тут на горизонте его 33 идейных несчастий вырастает красавчик Кирк Дуглас (Дин О’Горман) со «Спартаком», а следом уже лезет ироничный Отто Преминжер (Кристиан Беркел), экранизирующий «Исход» Леона Юриса с Полом Ньюманом. Идея «черного списка» трещит по швам, зачастую, главное - не бояться.

«Трамбо»: Такой хороший человек, а коммунист

Трамбо в обаятельном исполнении Крэнстона проходит через пикировки с быкоподобным патриотом и звездой вестернов Джоном Уэйном (Дэвид Джеймс Эллиот) и хитрой лисой Хеддой Хоппер (Хелен Миррен), сменившей в эйджистском Голливуде прописку кинозвезды на место ведущей светской хроники, торговавшей слухами перед сеансами и травившей неугодных. Благодаря выдающимся усам и большой семье (жена в исполнении Дайан Лэйн, сын и две дочери, где старшая с возрастом превращается в Эль Фэннинг), Трамбо в этом поединке со сказочно неумными современниками занимает место хитроумной старой мыши, которой жизнь подкинула непростой сюжет на тему «взбить молоко до состояния масла».

«Трамбо»: Такой хороший человек, а коммунист

«Трамбо» во всех смыслах семейное кино: семья, поддерживавшая Далтона в самые тяжелые моменты, оказывается крепче всех ударов. И идейных сомнений вымышленного сценариста-коммуниста Арлена Хирда (Луи СиКей), который критикует коллегу-единомышленника за лицемерно роскошную жизнь, и слепой народной ярости, выливающейся в травлю соседями и атаку стаканом из-под «Кока-колы» в кинотеатре после ролика Хоппер, и даже государственных в лице допросов, приговора и унизительного заключения. Режиссер Джэй Роуч, долгое время снимавший комедии про Факеров и Остина Пауэрса, а в начале 2010-х взявшийся за политические истории, в «Трамбо» действует так же легко и с той же долей поверхностности.

«Трамбо»: Такой хороший человек, а коммунист

Трамбо говорит сугубо мудрыми поговорками, излучает обаяние и вообще на человека из плоти и крови начинает походить только к финалу, когда назревают срывы от бесперебойной работы. Остальных персонажей, не считая Дугласа и Преминжера, несложно разделить на негодяев и мучеников по улыбке, что свойственно комедии с ее характерностью, а обязательной сказочной дихотомии - тем более. Отсюда актуальность довольно условного толка: в момент, когда полезно напомнить, что инакомыслие не порок, «Трамбо» звучит и как антоним моде на новую «русскую угрозу», и как сомнительная по форме и интонации реконструкция, доказывающая, что некоторые решения все-таки ошибочны. Когда характер героя выстраивается на основании его взглядов, драма улетучивается и остается проникнутая условной документальностью сказка, в которой есть и ложь, и намек, и харизматичный Брайан Крэнстон, номинированный на «Оскар».

«Трамбо» в прокате с 18 февраля.


Подписаться на рассылку новостей
фильмы

обсуждение >>

№ 2
Горгона (Новосибирск)   18.02.2016 - 07:49
Хм, играть ещё живого Керка Дугласа? Только ради этого стоит посмотреть, не говоря уже и о самой личности Далтона Трамбо. Да и Хелен Миррен в роли стервозной Хоппер - зрелище, должно быть, феерическое.... читать далее>>
№ 1
Вихрь (Чувашия)   17.02.2016 - 22:11
Это хорошо, что в США помнят чудовищные зверства маккартизма. читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

боевик, комедия, фэнтези
США, 2016
биография, драма, спортивный фильм
США, 2016
приключения, семейное кино
Австралия, США, 2015
комедия, фильм ужасов, фэнтези
США, 2016
боевик, драма
Великобритания, США, Франция, 2016
комедия, приключения, семейное кино
Китай, 2016
драма, триллер, фильм ужасов
Дания, США, Франция, 2016
боевик, научная фантастика, триллер
США, Франция, 2016
все фильмы в прокате >>