Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

В прокат выходит «Дэвид Линч. Жизнь в искусстве» - документальный фильм об известном режиссере, который десять лет не занимался большими проектами, а уже в мае этого года вернется на малые экраны с продолжением «Твин Пикса». Трио режиссеров-документалистов, собравших деньги на проект благодаря краундфандингу, попытались залезть к нему в голову.

«Дэвид Линч. Жизнь в искусстве»: Я сам себе и небо, и Луна

Когда великий и ужасный Стэнли Кубрик снимал «Сияние», он заставлял съемочную группу смотреть «Голову-ластик» - полнометражный ночной кошмар уроженца Монтаны, расхаживавшего по площадке в смешной шляпе. Спустя сорок лет Дэвид Линч сам оброс эпитетами, а на всё новое сновидческое кино стали клеить ярлык «линчевское». Меньше двух десятилетий понадобилось молодому человеку в смешной шляпе, чтобы, не изменяя себе, стать идолом и научить армию киноманов любить кофе, карликов, вишневый пирог, Кайла Маклахлена, синий бархат, разноцветные ключи, узоры, дорогу в ночи и сны о чём-то большем. Миллениум он встретил с «Малхолланд драйв», а потом будто бы начал терять интерес к полному метру. Последний большой киносон он снял в 2006-м: «Внутренняя империя» родилась, кажется, исключительно благодаря любопытству Линча к цифровым видеокамерам; потом были короткометражки, клипы и реклама, но десять лет - без большой рыбы. Дэвид Линч вернулся к живописи, занялся музыкой, про него написали еще больше статей и книг, но всё это напоминало эффектную пенсию: не за что биться, нечем делиться, всё об одном. И тут Линч отряхнулся ото сна - и снял для канала Showtime продолжение «Твин Пикса». Не зря же Лора Палмер обещала агенту Куперу встречу через 25 лет. Пускай в реальности четверть века оказалась на год длиннее.

«Дэвид Линч. Жизнь в искусстве»: Я сам себе и небо, и Луна

Документальный фильм «Дэвид Линч. Жизнь в искусстве» Джона Нгуйена, Рика Барнса и Оливии Неергаард-Холм не задумывался как аперитив к столь торжественному событию, а проходил по статье неиссякающего интереса к Линчу. Выступить на разогреве ему повезло в российском прокате - и нагнетать у документальной ленты о юности режиссера получается едва ли не лучше, чем у рекламной кампании сериала. Знакомые постаревшие лица на постерах (всё равно прекрасные), любимые узоры и прочие масскультурные мемы не передают главного: интонации Линча, его логики. «Жизнь в искусстве», напротив, как раз об этом - о том, как Линч говорит в жизни и в творчестве. Не случайно в оригинале подзаголовок картины звучит Aft life, что для российского проката удачно срифмовали с названием книги Константина Станиславского «Моя жизнь в искусстве». В случае Линча art и life неразделимые вещи.

Картина: маленький Дэвид с другом сидит в яме, наполненной водой. Вода смешалась в грязью, ребят прикрывает тень дерева - родители придумали такой способ для борьбы с палящим солнцем и летней жарой. Когда Линч пойдет в школу, его мир будет ограничиваться родительским домом и несколькими метрами улицы. Когда он впервые покурит травы с двумя Питерами (один - обладатель пикапа, второй - будущий известный музыкант Питер Вольф из группы The J. Geils Band), он впервые увидит шоссе в никуда. Пикап медленно едет прямо по разделительной линии, черточки сменяют друг друга всё медленнее и медленнее.

«Дэвид Линч. Жизнь в искусстве»: Я сам себе и небо, и Луна

70-летний Линч рассказывает эти байки голосом радио-ведущего, который проводит массовый сеанс медитации (увлечение режиссера, которому он даже посвятил книгу «Поймать большую рыбу»). В таком же ритме происходят события его картин: резкость соединяется с плавностью, образы - неотделимы от местоимений и предлогов, слова - от того, как они сказаны. Трио документалистов стараются эту интонацию максимально широко передать: «Жизнь в искусстве» снята если не как сон, то как воспоминание о нем. Грань между фактом и его осмыслением постепенно стирается: за историей про травку отчетливо проступают кадры из «Шоссе в никуда», другие воспоминания иллюстрируются картинами Линча, которые из них явно выросли.

На голубом глазу рассказывать о кинематографических мирах Линча в рамках 90 минут - задача немного шизофреническая, поэтому Нгуйен, Барнс и Неергаард-Холм честно выбирают историю становления художника, рассказанную им самим, вынося кино и вовсе за скобки. Фильм кончится, как только «Голова-ластик» замаячит на горизонте. В юности Линч хотел быть, как Кокошка или Бэкон, и много времени проводил в мастерской - сначала с отцом приятеля, потом в одиночестве. Сегодня интервью он тоже дает за работой: размазывает что-то по холсту, водит измазанным в черной краске ногтем по листу бумаги, вспоминает юность. Впрочем, мастерская - неотъемлемая часть art life - не единственное место, где Линча настигает документальная камера, но самое показательное. Настоящий портрет художника в интерьере, сопровождающийся его музыкальными композициями (в частности, звучит Sparkle Lounge Blues). Любой медиум для него - холст, и скоро мы узнаем, какие детективные сны и истории накопились у Линча за четверть века.

«Дэвид Линч. Жизнь в искусстве» в прокате с 13 апреля.


Подписаться на рассылку новостей
персоны
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
США, Филиппины, 2017
мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 2017
боевик, научная фантастика, триллер, фильм-катастрофа
США, 2017
драма, триллер, эротика
Франция, 2017
исторический фильм, спортивный фильм
Италия, 2017
комедия, сказка
Россия, 2017
биография, драма, спортивный фильм
США, 2016
приключения, семейное кино
Испания, 2017
драма, фильм-катастрофа
Россия, 2017
драма, мелодрама
Россия, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
драма
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>