Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Ветхозаветный космо-хоррор с двумя Майклами Фассбендерами

«Чужой: Завет»: Почему Ридли Скотт идет верной дорогой

2104 год. После миссии «Прометей» прошло десять лет. Корабль «Завет», фаршированный двумя тысячами колонистов, направляется на пригодную для жизни планету, но меняет курс, получив сигнал SOS (в этой роли песня Джона Денвера). В экстренном пробуждении гибнет капитан (вы удивитесь), и командование принимает набожный мужчина Орам (Билли Крадап), желающий доказать, что умеет принимать взвешенные решения. Планета, откуда отправлен сигнал, напоминает Землю, только здесь птицы не поют, звери не бегают, насекомые не жужжат. Специалист по терраформингу Дэниэлс (Кэтрин Уотерстон) подозревает неладное, но Орам тщеславно намерен войти в историю больших космических открытий как Моисей, показавший землянам планету обетованную. Спасательная миссия перерастает в разведку, которая обнаруживает одинокого и заросшего синтетика Дэвида (Майкл Фассбендер). И еще кое-что опасное.

Пять лет назад Ридли Скотт выпустил первый приквел к «Чужому» (всего запланировано четыре) - размашистый сай-фай «Прометей», говоривший на языке античных трагедий и намекавший, что у человечества и ксеноморфов близкие корни. Картина подверглась незаслуженному остракизму: богоискательную фантастику Скотта обвиняли в эксплуатации образа Чужого и пренебрежению к человеческим характерам. Лучше всех действительно прописали андроида Дэвида, остальные персонажи выполняли по большей части роль древнегреческого хора. «Чужой: Завет» продолжает щелкать человеческий нарциссизм по носу: экипаж корабля вновь выступает на подтанцовке у вечно голодного инопланетянина и страдающего кризисом самоидентификации андроида. Сменилась лишь интонация: мифологическая патетика уступила место ветхозаветному мраку (не без пафоса, конечно). Человеку (по обе стороны экрана) тут отведена лишь роль наблюдателя: ящик Пандоры открыт, дальше будут действовать животный и искусственный интеллекты.

«Чужой: Завет»: Почему Ридли Скотт идет верной дорогой

Вышеозначенную дихотомию Скотт, сценарист Дэн О’Бэннон и продюсеры закодировали еще в «Чужом»: вынесенное в название словечко стало синонимом ксеноморфа, но есть и популярная теория, что «чужой» на корабле - хитроумный синтетик Эш (Йен Холм). Alien 1979 года не случайно считается «абсолютным произведением», открытым к многочисленным интерпретациям: тут тебе и социальный комментарий, и фрейдистское раздолье, и космо-хоррор. Сиквелы, несмотря на именитых режиссеров, этой многослойностью последовательно разбрасывались, и к выходу «Прометея» ксеноморф стал совсем уж чучелом для боевиков категории «Б» (о чём принято забывать в запальчивых сравнениях приквела с оригиналом). В новой дилогии Скотт фокусируется не столько на первобытном страхе добычи (перед охотником-ксеноморфом), сколько на страхе цивилизационном - ужасе перед своим высокоинтеллектуальным созданием, которое может выйти из-под контроля. И олицетворением этого трепета оказывается синтетик Дэвид - последняя модель, наделенная свободой воли (для сравнения в кадре возникает новейший, более покладистый андроид Уолтер, также сыгранный Фассбендером).

Рассуждая про эволюцию искусственного интеллекта, Скотт выбирает подчеркнуто старинные метафоры, но значительно обновляет дизайн и видеоряд франшизы. Приквелы к «Чужому» отличаются масштабом, обилием воздуха в кадре, тревожной тусклостью и эппловским отсутствием углов. Узнаваемая стерильность новых технологий сталкивается с хтоническим мраком - и «Завет» оказывается самой жестокой частью в истории франшизы, не брезгующей использовать через запятую приёмы из слэшеров и библейские отсылки, фолк Джона Денвера и оперу Вагнера. Устаревшего разделения на «высокое» и «низкое» для Скотта вообще не существует: оно попросту бессмысленно в мире, где уже произошла встреча с создателем (и он, надо думать, скончался). Не стремится он и к навязчивой игре в ностальгию, и коленопреклонению перед прибыльным подростковым рейтингом PG-13 (в отличие от, скажем, растущей вселенной «Звездных войн»). С любимыми бюджетами Скотт остается не только ремесленником, снимающим по фильму в год, и визионером, способным придумать запоминающуюся сцену, но и бескомпромиссным автором. Спасибо, что чужой.

«Чужой: Завет» в прокате с 18 мая.


Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 1
Россомах   19.05.2017 - 18:03
... Рецензию прочел с большим удовольствием. За эту фразу просто отдельное спасибо, она просто сватила суть всех этих фильмов с Чужим. Но, честно говоря, это начинает уже надоедать. Хоть бы Чужие с людьми... читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

триллер, фильм ужасов
США, Филиппины, 2017
мистика, триллер, фильм ужасов, экранизация
Великобритания, 2017
боевик, научная фантастика, триллер, фильм-катастрофа
США, 2017
драма, триллер, эротика
Франция, 2017
комедия, сказка
Россия, 2017
исторический фильм, спортивный фильм
Италия, 2017
биография, драма, спортивный фильм
США, 2016
приключения, семейное кино
Испания, 2017
драма, фильм-катастрофа
Россия, 2017
драма, мелодрама
Россия, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
драма
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>