Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на фильмы >>

Главный герой с неблагозвучной кличкой Моль выходит из тюрьмы, отсидев 15 лет за убийство, которого (о, господи) не совершал. За эти годы Болгария стала тоталитарной республикой, и с каждой улицы доносится песня про смуглянку-молдаванку. Не успев даже пересечь границу между страшным тюремным и страшным свободным мирами, он получает по морде, теряет сознание и попадает в руки своих бывших подельников, которые отвозят его в подвал, раздевают догола, пытают электрошоком, травят каким-то страшнейшим ядом и вообще ведут себя не очень культурно. В перерывах между пытками Моль вспоминает свою прекрасную юность, криминальную зрелость, любимую женщину и подаренного ей богомола, наводящего героя на такие мысли и теории, что ими бы заинтересовался и Зигмунд Фрейд.
Странноватый термин нео-нуар стал широко использоваться в начале 2000-х. образцовым фильмом нео-нуара многие считают недавний «Кирпич» с Джозефом Гордоном-Левиттом – плохие парни обижают хороших парней, хорошие парни борются за правду и все это происходит на мрачном фоне обшарпанных стен и грязных улиц. «Дзифт» идет дальше и совмещает в себе нео-нуар с постмодернизмом и даже соцреализмом. Выяснилось, что и такое возможно.
Теперь давайте честно: мы мало, что знаем о болгарском кинематографе. Еще меньше о режиссере Якове Гырдеве. О его персоне, как и о современном кинопроизводстве в дружественной Болгарии, мы можем судить только по представленному фильму, который, кстати, является одним из фаворитом нынешнего ММКФ. И надо сказать, состояние обоих довольно неплохое – болгарское кино развивается, а Гырдев, по-видимому, двигатель этого прогресса. Видно, что режиссер хотел сделать очень западный фильм: перед нами что-то среднее между «Американской историей Х» и Стэнли Кубриком, не утратившее при этом национальной самобытности. Актерская игра не выдающаяся, конечно, но вполне достойная, сценарий (хотя это и сценарная адаптация) на редкость удачен и напоминает лучшие романы Ирвина Уэлша и Чака Паланика, чистая, даже вылизанная картинка.
Но. Но именно в этой «вылизанности» и заключается главная проблема фильма: насилие здесь показано, как ни парадоксально, иногда до безвкусия красиво, вечные зэки говорят почти солженицыновскими метафорами («Посмотришь на небо, а оно на тебя решетчатым глазом»). Люди в новой стране, одетые в новенькие чистенькие костюмы странновато смотрятся на фоне всеобщей нищеты.
Причины возникновения этой проблемы стоит искать вот в чем: когда братья-славяне представляют национальную историю в форме национального блокбастера, это выглядит как сборник бекмамбетовских понтов – камера мечется в разные стороны, кадры сменяют друг друга со скоростью света, герои молотят друг друга и даже иногда убивают, но никакой души в этом нет. Почему-то сразу вспоминается отвратительный лубочный «Статский советник» Филиппа Янковского – даже сцена феерического побега через женскую баню присутствует в обоих фильмах. Но если «Советник» окончательно скатывается до уровня всепоглощающей пошлости, то Гырдев не забывает, что в хорошем кино должны быть не только дорогущие спецэффекты, высокий градус насилия и разговоры про дер..о, но и внятный смысл, мораль. А мораль, причем небанальная в «Дзифте» действительно есть, с этим никто спорить не будет. Более того, изобилие намеков и метафор не нарушает логику повествования и не перегружает фильм.
И все-таки будет обидно, если «Дзифт», несмотря на его некоторые неоспоримые достоинства, окажется победителем юбилейного ММКФ. Эта победа будет символизировать окончательный поворот в сторону так называемого клипового кино – красивого, умного, интересного, но уж очень бездушного. Простите, но иногда хочется не просто любоваться, но и сопереживать.

Подписаться на рассылку новостей
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия
Франция, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
драма
Россия, 2017
биография, драма
США, 2017
все фильмы в прокате >>