"Темный рыцарь"


статья


15 августа 2008

У Готэма появляется новый герой. На смену Бэтмену (Кристиан Бейл) приходит областной прокурор Харви Дент (Аарон Экхарт). Его способы борьбы с преступностью законны, а главное,они эффективнее бэтменовских. Сам Брюс Уейн понимает, что городу нужен новый герой, и в прокуроре он видит надежду на городское и, в частности, свое светлое будущее. Но в Готэме появляется сбежавший недавно из сумасшедшего дома злодей-анархист Джокер (Хит Леджер)...
«Темный рыцарь» - безусловно, самая ожидаемая премьера года. За три года, прошедших после выхода «Бэтмен: начало», начинающий режиссер Кристофер Нолан стал классиком «молодого» Голливуда, а Кристиан Бейл успел сняться в половине заметных картин последних лет. Изначально непопулярное и смелое решение снять кардинально новый фильм о Бэтмене (после Бертона с его Готэмом снимать, казалось, нечего) моментально превратило Нолана и компанию в лакомый кусочек для инвесторов, и Warner Brothers не поскупились на бюджет сиквела. Миллионы долларов ушли не на приглашение звезд и компьютерные эффекты, а на масштабные съемки, постройку и последующее подрывание зданий.
Размах картины поражает с первых минут, но это палка о двух концах. Бэтмен становится похож больше на героя мультфильма, чем на Брюса Уейна из «Бэтмен: начало». Если в первой картине Нолана, за Бэтмена временами, мягко говоря, было боязно, то тут кажется, что герой в костюме летучей мыши способен совершенно на все, и законы физики на него не действуют. Вот Бэтмен влетает в окно, преодолев расстояние между двумя домами, вот он падает вместе с Рейчел (Мегги Джилленхол) из пентхауза на последнем этаже небоскреба (остаются в живых оба) – и таких моментов в фильме наберется с десяток. Но герой Кристиана Бейла преображается в моменты ярости. Плоский, почти бессмертный герой-идеалист теряет голову и избивает добрый десяток людей в клубе, где отдыхает мафия. Бэтмен становится героем-мстителем, и это кардинальное отличие двух нолановских частей друг от друга.
Но Нолан не пользуется всеми возможностями актерского состава «Темного рыцаря». Главный герой фильма не Бэтмен и даже не Джокер, а Харви Дент, будущий маньяк с раздвоением личности Двуликий. При всем уважении к Аарону Экхарту, это все же актер второй категории, и до уровня Кристиана Бейла и Хита Леджера ему далеко. Хит Леджер играет вкусно, кажется, именно он сумел в образе Джокера объединить мир бертоновского Готэма и реалистичный мир нолановских постановок. И если Хиту Леджеру дадут «Оскар» (в чем, кстати, мало кто сомневается), то это будет первый «Оскар» за роль героя комиксов.
В фильме удачно сбалансированы все составляющие успешного масштабного голливудского фильма. Драки на уровне, каждый герой - это очень характерный и привлекательный персонаж. Остроту фильму добавляют такие признанные мастера, как Морган Фриман (управляющий Люциус Фокс), Майкл Кейн (Альфред) и Гари Олдман (полицейский Гордон). Последний же в роли исключительно положительного полицейского Гордана выглядит на удивление убедительно. Гари Олдман, кажется, навсегда избавился от звания главного кинонегодяя (на этом убеждении отлично сыграл Куарон в своем «Гарри Поттере и узнике Азкабана»), окончательно отдав его Кевину Спейси. Почти совершенный актерский состав (промах - разве что Мегги Джилленхол) - самое главное преимущество «Темного рыцаря» над остальными летними премьерами.
Несмотря на внушительный хронометраж (два с половиной часа для подобного фильма - это не шутка), «Темный рыцарь» почти нигде не буксует, а идет ровно к логическому концу. Последние десять минут фильма съедаются, и кажется, что двух часов даже мало.
Но «Темный рыцарь», как и все самые громкие и ожидаемые премьеры, стал жертвой этого самого пресловутого ожидания. Для многих (признаюсь, в том числе и для меня) именно ожидание стало целью. Затянутый в России выход фильма ударил не только по потенциальным рекордным сборам, но и (что самое главное) по настроению. В какой-то момент показалось, что «Темный рыцарь» просто обязан стать лучшим фильмом не то чтобы года, а скорее даже пятилетия; а то и десятилетия. Таким он, естественно, не стал. Не стал, потому что Джокера слишком мало, не стал, потому что Кристиан Бейл не справился с ролью Брюса Уейна без маски, не стал, потому что Готэм перестал существовать как единица, а стал просто каким-то условным городом на карте мира. Но фильм и не мог стать идеальным. Любая экранизация обречена изначально. Режиссер должен обладать своим собственным видением произведения (будь то книга или комикс - неважно), а это уже слишком субьективно для того, чтобы картина пришлась по вкусу всем. «Темный рыцарь» это, наверно, самая удачная экранизация комикса, но картина в целом не слишком сильная. Но ведь от фильма о супергерое требуется совершенно не это, поэтому ко второй нолановской постановке Бэтмена не стоит относиться слишком серьезно. Это просто очень хороший и очень качественный фильм, после которого не хочется выходить из кинотеатра. Разве требуется что-то еще?



Рецензии на фильмы сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: http://www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/798/