Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Обзор сериалов >>

На фоне советской власти с человеческим лицом

«Орлова и Александров»

По заснеженным улицам революционного Петрограда волочит за собой санки с бидонами немолодая девочка. У девочки лицо сорокалетней, косички десятилетней и взгляд истосковавшейся по хорошим ролям актрисы. Навстречу ей по той же заснеженной улице двигается молоденький красноармеец в буденовке. У красноармейца такой же взгляд и лицо 45-летнего мужчины. Косичек у него, к счастью, нет, но головой он намертво приклеен к парику, изображающему разудалый чуб. Это движутся навстречу друг другу две судьбы – Любовь Орлова (Олеся Судзиловская) и Григорий Александров (Анатолий Белый), чтобы, на миг столкнувшись париками, расстаться на десять лет и вновь встретиться уже взрослыми.
Так начинается очередной сериал из бодрой советской жизни – «Орлова и Александров», что показывают на Первом канале.

«Орлова и Александров»

Перед зрителями – вся жизнь звездной пары, от знакомства до общей старости. Судзиловская и Белый играют в «Больше, чем любовь», старательно развивая нехитрую мысль о том, что богатые тоже плачут. Вероятно, авторы знают кого-то, кому эта мысль покажется новой. Впрочем, если посмотреть, то львиная доля всей мировой кино- и телепродукции – об этом. Но мы – о другом.
Мы сейчас – о загадке кино. И о его, кино, убогом дитяте – телевизионном кино, о котором даже самый ленивый успел сказать, что это то же кино, но на маленьком экране. Не будем спорить с очевидной ложью. Лучше о загадке.

«Орлова и Александров»

Так вот. Пусть порвут меня на части, но у «Орловой и Александрова» вполне себе пристойный сценарий. Такой, как и должен быть у незамысловатого телесериала для уставших офисных работников, тянущихся к высокому через низкое. Сценарий как сценарий – история любви, не более того. Наплевать на амбиции авторов, думающих, что они показали историю страны через призму любви советской звезды и ее голливудоцентричного мужа. Никакой истории страны здесь нет и в помине, как нет ее и в других отечественных кинобиографиях, чьи авторы утешают себя сладкой мыслью о том, что они учат зрителя любить прошлое своей страны, каким бы это прошлое ни было.

«Орлова и Александров»

Словом, сценарий – обычное и вполне себе удобоваримое сырье для телепродукта. Дальше. Ингредиенты для продукта отечественные, да – так ведь других нет да и быть не может. Каждый по отдельности, в своей емкости в той или иной степени подходящ. Судзиловская моментами даже напоминает внешне Орлову. Белый смахивает на Александрова. Неслабо похож на Утесова Николай Добрынин. Виталий Хаев с вздыбленным париком еще немного – и убедит, что похож на Эйзенштейна. Евгению Князеву для роли Сталина сделали нос еще больше. Андрей Смоляков без всякого грима курносый и похож на Горького.

«Орлова и Александров»

А загадка в том, как из сносных ингредиентов получается несносный продукт. В данном случае у авторов были в загашнике еще какие-то компоненты, не указанные в титрах, но активно участвующие в приготовлении продукта. В гастрономии их называют усилителями вкуса. Сколько и какого усилителя положить – дело вкуса каждого изготовителя. Авторы «Орловой и Александрова» решили не слишком заморачиваться поиском «усилителя вкуса, идентичного натуральному» и использовали самый дешевый, раздав каждому персонажу по мешку. Горькому-Смолякову, например, выдали волжское «оканье». Сталину-Князеву – грузинский акцент и лукавый взгляд из-под бровей. Орловой-Судзиловской – взор роковой женщины и бедра ходуном. Александрову-Белому – громкий голос и резкие движения. Утесову-Добрынину – еврейский акцент. Раневской-Рутберг – мудро поджатые губы. И решили, что этого хватит. Для большей убедительности чуть не во всех эпизодах на улице выставили дворника с метлой и в фартуке, развесили афиши с именами известных исполнителей тех лет – ну и все, точно хватит, уф, ура.

«Орлова и Александров»

Конечно, хватит, если у тебя задача оттарабанить очередной байопик, как это полюбило наше телевидение. Если тебе все равно, про кого делать кино – попало бы «в струю». А в струю нынче попадает все, что способно, по мнению государственных каналов, пробудить у зрителя интерес к советскому периоду, а по ходу дела – к советскому строю. Под прикрытием возбуждения у зрителя интереса к истории собственной страны штампуются агитки про Орлову-Александрова, Фурцеву, Жукова, Галину Брежневу и так далее. «Непростая судьба на первый взгляд успешной (-ого) актрисы, актера, политика, дочери генсека, военачальника – нужное подчеркнуть», «на фоне трудной истории страны», «история любви и невидимых миру слез», «и вожди любить умеют»… и прочие удобные оправдания собственной халтуры, которую нет ни малейшего смысла разбирать всерьез. Мертвое кино нуждается в скорейшем погребении, а не в изучении.

«Орлова и Александров»

И все было бы вполне безобидно, если бы шаг за шагом из этих сериалов не вырастал образ нашей советской родины – близкой и ласковой. С каждым таким фильмом он становится все более душевным, все меньше советская власть нуждается в оправданиях, все чаще звучат примирительные нотки за кадром. В «Орловой и Александрове», например, мы уже видим такого Сталина, какого еще не доводилось, - в исполнении Князева это почти романтик, влюбленный горец, человек с чистым сердцем, которому просто не повезло управлять такой сложной страной в такой сложный период. Пока кто-то очерняет Россию, вызывая народный гнев, кто-то обеляет советскую власть, вызывая властный восторг.

«Орлова и Александров»

Национальная идея в России провалилась. Коммунизм умер, православие рвалось на его место, но не сумело, немного разве что ненависть к Украине, Европе и Америке сплотила народ, но надолго ли? Поэтому лучший и наиболее безболезненный способ вправить народу мозги – посадить его перед телевизором в прайм-тайм и долгими вечерами рассказывать сказку о том, что и в советские времена любили, а не только ссылали в лагеря, а Сталин хоть и деспот был, но без него отечественный кинематограф не состоялся бы.

Ну а в остальном – никакой политики, да.

«Орлова и Александров»

Подписаться на рассылку новостей

обсуждение >>

№ 79
Юлия Ю... (Москва)   11.12.2015 - 16:09
Фильм ужасный, из Судзиловской такая же Орлова, как из Белого Александров. В Орловой чувствовалась порода,нужно обладать талантом, чтобы суметь изобразить аристократизм. Одежда и грим не помогут... читать далее>>
№ 78
рубина (баку)   22.11.2015 - 20:09
Фильм отличный и судзиловской браво красавица и аристократка читать далее>>
№ 77
20век (москва)   6.06.2015 - 22:37
Жуть , а не фильм. Судзиловская играла Судзиовкую, а не Орлову. Да и вообще не удался читать далее>>
№ 76
Дарина 89 (Луганск)   12.04.2015 - 12:20
Очаровательная а главное талантливая Олеся Судзиловская прекрасно сыграла ....Сериал хочется смотреть и смотреть ....Надеюсь на продолжение....Гениально! читать далее>>
№ 75
Киноманн   10.04.2015 - 02:57
полный бред, лакированный и лубочный. не показано ничего из той страшной эпохи репрессий и всеобщего страха, финской войны, голода, бедности народа. водевиль карамельная читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Франция, 2017
семейное кино
Германия, 2017
детский фильм, семейное кино
Россия, 2017
биография, драма
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, 2017
драма
Южная Корея, 2016
боевик, приключения, фильм ужасов
Великобритания, Индонезия, Канада, США, Сингапур, 2017
боевик, криминальный фильм, приключения
Китай, США, 2017
комедия
Индия, 2017
комедия, сказка
Россия, 2017
триллер, фильм ужасов
США, Филиппины, 2017
боевик, научная фантастика, триллер, фильм-катастрофа
США, 2017
все фильмы в прокате >>