В тихом омуте
Начинающий писатель и идейный коммунист Андрей Трофимов (
Александр Петров), год отработав на строительстве Братской ГЭС, возвращается в Москву. За год многое изменилось: Гагарин в космос полетел, во дворе родного дома спортивную площадку построили, младшая сестра друга Бори (
Таисия Вилкова) подросла и похорошела, сам Боря (
Филипп Горенштейн) сколотил джаз-бэнд и купил модный пиджак, а друг детства Костя (
Алексей Веселкин) проиграл серьезным дядям в карты 7 000 рублей и теперь ходит бледный. Когда наемный коллектор протыкает ножом костино плечо на глазах у друзей, проблема с долгом выходит из мира абстрактных понятий в мир реальный вещей.
Решение, впрочем, давно нашлось и тоже дожидалось возвращения Андрея с его деньгами и разговорным английским. Звучит слово «фарцовка», за которым следуют короткий ликбез и страстный диалог с аргументами "за" и "против". Покричав на друзей, Андрей все же запирает совесть на ключ и вкладывает заработанные на свадьбу деньги в покупку двух баулов бывших в употреблении шмоток интуристов. Вырученных от сбыта товара денег все еще не хватает, и друзья проворачивают грандиозную по своей наглости валютную операцию. Слухи об этом перфомансе долетают до главы подпольной империи Максима Понтонова по кличке «Понт» (
Евгений Стычкин), выкупившего костин долг с процентами еще до возвращения Андрея. Чередуя комплименты с угрозами, Понт предлагает Андрею сотрудничество. И вместо того, чтобы послать Понта и Костю с его долгом подальше, засев за написание рассказа «Новая жизнь», Андрей покрывается красными пятнами и снова тащит совесть в чулан. Ведь как у Дюма написано? Один за всех, и все за одного.
Представляя многосерийный фильм
«Фарца» прессе, продюсер и соавтор сценария
Александр Цекало упомянул британский сериал
«Заточенные козырьки» в качестве то ли образца для подражания, то ли источника вдохновения. Перебрав все возможные варианты, понимаешь, что, скорее всего, продюсер имел в виду ритм повествования – такое же чередование, а точнее злоупотребление (Пушкин, прости) слоу-моушн и экшн-сценами. Правда, российскому зрителю все равно первым делом вспомнится
«Оттепель», действие которой происходило в том же самом 61-м году. Усилят дежавю перезалитая солнцем советская Москва,
Евгений Цыганов и
Александр Яценко.
Впрочем, на этом все сходство с «Оттепелью» заканчивается. И начинается сходство с другим сериалом. Интересен тот герой, у которого есть принципы и убеждения. Еще интереснее наблюдать за тем, как под давлением обстоятельств этот герой своим убеждения изменяет. В большинстве историй про жесткую политическую систему и ее преданного поклонника рано или поздно должно замаячить разочарование, за которым уже идет предательство. Вместо этого всего с героем «Фарцы» происходит интересная метаморфоза. Он минует стадию разочарования и становится на путь предателя Родины, следуя воспитанным этой самой Родиной идеальным понятиям о дружбе и чести. Чуть позже становится понятно, что к этому примешиваются выпущенные из заточения амбиции и дух авантюризма, не до конца подавленные политикой партии. Не дожидаясь реакции зрителей на первый сезон, продюсеры приняли решение снять второй и третий. Андрея Трофимова явно ждут крутая кличка и большое будущее, такое же как у его предшественника Рокотова. Или как у
Хайзенберга.
Как это не прискорбно, но советскую восторженность и идейность современные российские актеры воспроизвести не в состоянии. То, с чем у актеров и режиссеров советского кино проблем не возникало. Прервалась цепочка поколений с тщательно промытыми мозгами, сказалось планомерное очернение режима, и вот результат: убедительнее звучит персонаж Горенштейна, шепотом кричащий о катастрофическом дефиците в стране, чем Петров с монологами о безответной любви к Родине. Недовольство, сатира, приспособленчество здесь выглядят искреннее любви и коммунистической экзальтации. Хотя все вроде бы стараются.
Стилистически не отходя от придуманного
Тодоровским плакатного образа 60-х, создатели попытались придать сериалу достоверности с помощью большого количества реальных персонажей и событий. Здесь стоит упомянуть потрясающие эпизоды с участием Цыганова в роли подпольного миллионера Яна Рокотова, который не произносит ни одного слова, и действительно очень похожего на
Геннадия Шпаликова Даниила Страхова. Главный редактор журнала «Юность» в исполнении
Екатерины Волковой дарит Трофимову свежий номер с рассказом Аксенова «Звездный билет», отмеченный автографом автора. При этом среди главных редакторов журнала никогда не было женщин, а за публикацию упомянутого рассказа Валентин Катаев был экстренно снят с должности. А впрочем, было бы неестественно, если бы вместо умопомрачительно красивой Волковой какой-нибудь загримированный под Бориса Полевого актер принимал столь живое участие в творческой судьбе симпатичного молодого писателя.
В первой же серии режиссер
Егор Баранов стреляет в зрителя откровенной сценой, призванной соблюсти установившийся на телевидении шаблон (должен быть секс), и тут же его разорвать (но не обычный секс!). Истосковавшийся по своей невесте Наде (
Зоя Бербер) Андрей, оставшись с ней наедине, делает ей куннилингус. Надя, кстати, тоже демонстрирует повадки опытной соблазнительницы, хотя до выхода журнала «Космо» в России еще целых 30 лет. Оставим мысли о сюжетной (и тем более художественной) необходимости этой сцены в стороне – ее наличие преследует множество целей, и насколько они оправданны, решать зрителям. Но как бы не старались режиссеры привить российскому кино сексуальную откровенность, отсутствие этой традиции в советском кино сказывается чрезвычайно. В итоге получаются болезненные для восприятия эпизоды, которые хочется поскорее вычеркнуть из памяти (вроде того, что происходит в
«Солнечном ударе»). Для сравнения – откровенные сцены с персонажами сериала
«Безумцы», живущими ровно в ту же эпоху, смотрятся гораздо органичнее. Но даже в «Безумцах» незамужние 20-летние девицы (у которых доступ к различного рода информации все-таки был) не ведут себя так, как дочь следователя Надюша.
А вот что действительно классно в сериале (помимо интересного исторического экскурса в разновидности махинаций советских спекулянтов) – это красивая заставка и музыка, на которую, надо думать, было потрачено немало средств. Российскому кино отчаянно не хватало хорошего плейлиста. В «Фарце» наряду с оригинальной дорожкой звучат песни The Zombies и Jefferson Airplane. Скрупулезный меломан непременно придерется к тому, что выпущенная в 67 году White rabbit никак не могла, по выражению Цекало, "звучать у героев в голове". Но вот уж это действительно неважно.
Смотрите сериал «Фарца» онлайн на kino-teatr.ru
обсуждение >>