Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Спектакль, который размышляет о себе на ходу

«Зойкина квартира» в НИИДАРЕ: Молодая режиссура в поисках собственного языка

Молодые артисты под руководством режиссера Григория Южакова играют «Зойкину квартиру» по Булгакову - в андерграундном пространстве и без посредников (для подробностей только сайт или группа «вконтакте»). Алексей Филиппов познакомился с театральным экспериментом и узнал, что волнует молодых постановщиков.

10 марта. День смерти Булгакова. В строгое и замкнутое здание НПК «НИИДАР» заходят умеренно-нарядные люди, предъявляют паспорта, направляются к лифту. На четвертом этаже чинно сдают куртки и собираются в темной комнате, освещенной дюжиной свечек в красных подставках. Скоро всех позовут в гости к Зое Денисовне Пельц, но пока просят обождать. Чтобы гости не скучали, будят патефон. Среди собравшихся ходит соседка Зои Денисовны, которую пытаются выселить. Узнав во мне спасителя обездоленных, начинает издалека и ненавязчиво интересуется «Как вам музыка?». Затем столь же деликатно соглашается узнать, а что же сейчас играет (из-за эха с трудом получается разобрать слова, понятно лишь, что исполняют что-то из советской эстрады начала XX века). Возвращается с сообщением, что это Вертинский, и тут же пытается занять хоть сколько-нибудь червонцев (напрасно). От неловкого разговора о деньгах спасает председатель домкома Аллилуйя (Родион Галюченко), который гонит девушку (Анастасия Дайхес) прочь, а затем изымает пластинки с Шаляпиным (у Булгакова тоже Шаляпин; откуда взялся Вертинский - загадка, но это, конечно, не повод выселять).

«Зойкина квартира» в НИИДАРЕ: Молодая режиссура в поисках собственного языка

Зрителей проводят в комнату ЗК 429 группами - мимо попрошайки и вновь пристающего к кому-то Аллилуйи. Будущую сцену закрывает большая штора, если заглянуть под неё - видны ноги манекенов и дым. Вскоре «занавес» сорвут и деловито скомкают, а на чёрных, словно обгорелых, манекенах окажутся Зоя Денисовна (Марина Волкова) с Манюшкой (Татьяна Филиных), будто бы застуканные на месте преступления. Дальше всё более-менее по тексту: Аллилуйя требует уплотнения и охотно берет взятки, несгибаемая Зоя Денисовна противостоит ему и воцарившейся советской власти, давая слабину лишь по отношению к возлюбленному - морфиновому наркоману Павлу Федоровичу Обольянинову (Дмитрий Заволокин), некогда графу. Чтобы сбежать с ним во Францию, она открывает «дом свиданий» под личиной швейного ателье с симпатичными закройщицами.

В интервью «Новому зрителю» восемьдесят лет назад Булгаков окрестил «Зойкину квартиру» «трагической буффонадой, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпмановского пошиба в наши дни в Москве». Режиссер Григорий Южаков - выпускник ГИТИСа и мастерской Хейфеца - закономерно помещает спектакль в пространство с историей: на месте НИИДАРа в 1916 году существовали авторемонтные мастерские Императорской русской армии, в советское время здесь занимались производством военной техники и радиотехнических систем, но со временем почти все заводские помещения начали сдавать, в том числе и творческим людям. Молекулы эпохи НЭПа где-то, возможно, сохранились. Черные же манекены, как и Шаляпин, бережно извлечены из текста - второй акт открывается ремаркой «Манекены, похожие на дам, дамы, похожие на манекенов».

«Зойкина квартира» в НИИДАРЕ: Молодая режиссура в поисках собственного языка

В «Зойкиной квартирой» глобальное очень тесно переплетается с индивидуальным; личного как такового здесь нет: все входят без стука, без предупреждения возвращается из прошлого Зои Денисовны предприимчивый шулер Аметистов (Дмитрий Акриш), Манюшку агрессивно склоняют к замужеству и председатель домкома, и китаец Херувим (щурящийся и коверкающий слова Семён Барков). Она - красивая вещь в этом публичном пространстве, где все общее, все принадлежит всем и одновременно никому. Мир «Зойкиной квартиры» - дуалистический: чистые помыслы осуществляются при помощи незаконной и не слишком этичной деятельности, а замужество вытекает не из возвышенных чувств, но из жажды социального статуса, жажды обладания кем-то как привилегией. Если есть в этой пьесе место для любви, то любовь эта иллюзорна и вынужденна - как попытка заполнить возникшую пустоту на месте интимного, доверительного отношения между двумя людьми. Оттого все персонажи и танцуют в финальной сцене под All my loving Джона Леннона не друг с другом - а с обугленными манекенами. Обнять черного болванчика - признать влюбленность в иллюзию, в собственный домысел по отношению к непроницаемой фигуре другого, что неизменно обернется разочаровывающей химерой.

«Зойкина квартира» и есть коллекция химер: кто-то пытается заполнить пустоту морфием, кто-то деньгами, кто-то красивыми платьями или мечтами о загранице. Всё как в эссе Бродского про скуку: «Потенциально имущие, вам наскучит ваша работа, ваши друзья, ваши супруги, ваши возлюбленные, вид из вашего окна, мебель или обои в вашей комнате, ваши мысли, вы сами. Соответственно, вы попытаетесь найти пути спасения. Кроме приносящих удовлетворение вышеупомянутых игрушек, вы сможете приняться менять места работы, жительства, знакомых, страну, климат; вы можете предаться промискуитету, алкоголю, путешествиям, урокам кулинарии, наркотикам, психоанализу». Только Южаков выносит скуку за скобки: его «Зойкина квартира», наоборот, очень насыщена и эклектична - так свойственно жизнелюбивым людям окружать себя непрерывной деятельностью, смысл которой периодически сводится к самому действию.

«Зойкина квартира» в НИИДАРЕ: Молодая режиссура в поисках собственного языка

Спектакль мчится от сцены к сцене, апеллируя то к хэппенингам Кантора, то к «бедному театру» Гротовского, то к балету Пины Бауш, то к капустнику, то к маргинальным практикам. В какой-то момент Аметистов-Акриш останавливается и смотрит в зал: «Всё ей не нравится. У нас тут был «бедный театр» Гротовского, сцена в стиле Пины Бауш, и то, и другое. А ей всё не нравится. Каким должен быть театр в 2017-м?». Это, пожалуй, ключевой вопрос для современного театра вообще и для выпускников режиссерских факультетов в частности. Драматический театр или постдраматический? Куда и за кем идти? Какой театр должен рождаться в соседстве с работами Серебренникова, Диденко, Богомолова или Волкострелова? Ставить на сцене или в условиях site-specific, когда площадкой может оказаться как особняк, так и какой-нибудь подвал? Сотрудничать с устоявшимися институциями или искать своё место под театральным солнцем?

«Зойкина квартира» Южакова этим вопросом задается едва ли не в первую очередь, но единственным ответом на него может быть лишь следующая постановка, и следующая, и еще одна. Вероятно, это уже будет не «коммуналка театральных идей», где персонажи оказываются масками разных театральных течений: органичный персонаж Заволокина тяготеет к драме; его мятущуюся душу морфиниста иллюстрирует пластичная сцена, где полуобнаженные юноши с кусками каната в руках мечутся по залу под «Парус» Высоцкого; комичный эффект достигается благодаря Нине Андронаки в роли безэмоциональной закройщицы и громкого, балаганно веселого Аметистова-Акриша; за трагедию же отвечает Марина Волкова, умело балансирующая между строгостью хозяйки квартиры и бессилием жертвы обстоятельств. В грустном танце под Леннона она оказывается в туфлях на размер больше - хороший образ для находчивого, живого, ищущего спектакля, в котором всего так много, что он периодически теряется от глобальных вопросов и амбиций.


Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, приключения, семейное кино
Россия, 2015
драма
США, 2016
фильм ужасов
Великобритания, 2016
мелодрама
Россия, 2017
комедия, семейное кино
США, 2016
научная фантастика, триллер
США, 2017
драма, экранизация
Россия, 2016
комедия
Бельгия, Болгария, Нидерланды, 2016
боевик, научная фантастика, приключения
Канада, США, 2017
музыкальный фильм
Германия, 2016
фильм о животных
Великобритания, Россия, 2016
исторический фильм
Россия, 2017
все фильмы в прокате >>