Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Спутник телезрителя >>

Блокбастер, который ненавидит блокбастеры, от Алексея Мизгирева

«Дуэлянт»: Пуля, барабан

Спина, изъеденная тысячей ударов шпицрутенами. Поверх рубцов - татуировка химеры. На правой руке, чуть выше локтя - выколот уроборос в своей неизменной позе. На правой груди - шрам, напоминающий о не слишком доблестном прошлом. В левой засела свежая пуля, принесенная с дуэли. Тело как топографическая карта и карта болезни - такое носит по Санкт-Петербургу середины XIX века офицер Петр Петрович Яковлев (Петр Федоров) - бретер, ненавидящий бретеров. Объявился, как черт из табакерки, и с демонической же последовательностью отстреливает в очных противостояниях знатных господ - каждый раз за кого-то другого. Дуэль в упор, через ширму, параллельная с пятнадцати шагов - как изволите: шаг, вдох-выдох, выстрел, «больше претензий по делу чести предъявлено быть не может».

В Санкт-Петербурге стеной идет дождь, хотя небо ясное - на базаре яблочки и кочаны капусты горят зеленым в разваливающейся серости вечно строящейся столицы. Люди снуют кучей. Общество офицеров ходит гурьбой, словно приклеенные (да и усы у них, как у Никиты Кукушкина, выглядят ненастоящими). Даже высший свет к особняку Беклемишева выстроился очередью попрошаек. У графа Беклемишева (Владимир Машков) восковое лицо, сомнительная репутация, долги размером с недостроенный Исаакиевский собор и статус, который ничем вышеперечисленным не перешибить. На все случаи жизни у него припасено две фразы «Я не ищу денег, я ищу любви» и «Мне нельзя говорить “Нет”». Когда он не берет взаймы и не очаровывает женщин (ради денег же), граф катается в специальном манеже на диковинной штуке - велосипеде. Для него все немного игра, а для Яковлева, цедящего «Я уже проклят», «Не молись за меня, мне не помогает» и «Жаба», - все всерьез. Их дороги обязательно пересекутся, потому что две черные фигуры на один не слишком веселый город - это чересчур.

«Дуэлянт»: Пуля, барабан

Для Алексея Мизгирева - режиссера лаконичных и метких драм из русской жизни «Кремень», «Конвой» и «Бубен, барабан» - работа над таким крупным проектом, как «Дуэлянт» - тоже выход в манеж. Большое представление, афиши которого расклеены по всему городу (да что там - по всей стране). «Сегодня и всегда», - гласит бумага, зазывающая питерский люд на смертельные номера Яковлева-Федорова, выступающего в полуподвальном балагане с карликами. Мизгирев, снимавший про сегодня, вышел к публике с коронным номером в старинных комнатах, чтобы зазвучало как «всегда»: тут, как в «Конвое», герой, не страшащийся увечий (хотелось бы, чтобы болело, но не болит), а вместо молитв или криков - заговор от постоянно скручиваемого сердца (не «бубен, барабан», но «жаба»). Интерес, впрочем, прежний: что ломается в синонимах «элиты» - офицерах, интеллигенции, знати?. «Я человек, меня по пружинам нельзя ворочать», - говорит Яковлев, на котором и места-то живого нет, но ворочать его и правда сложно.

Он, разумеется, небезупречен: карта ран и татуировок выдает Яковлева - графа Монте-Кристо, поручика Вулича, Филипа Марлоу в одном флаконе, скрытого под роскошным цилиндром, хотя дома он предпочитает алеутскую шаманскую маску. Вместе с укусами шпицрутенов Яковлев носит на себе напоминания о том, что объявленные в голос честь и достоинство - это химера, а месть - уроборос, порочный круг. Жизнь по Мизгиреву - это смертельный номер, про который все забудут, когда уляжется пороховое облако, застынет кровь и остекленеет взгляд. Между каждым выходом на бис можно сжаться, плюнуть «жаба» и продолжить борьбу (потому что ты - это то, как ты сопротивляешься, и больше почти ничто).

«Дуэлянт»: Пуля, барабан

Смертельный номер «Дуэлянта» в том, что это такой же фильм Мизгирева, как и все предыдущие, только дорогой, нарядный, как балаган, и большой, как строительные леса. С масштабом лучше бросаются в глаза разросшиеся авторские знаки: литературный, хлесткий текст, некоторая театральность, неуместные и упрощенные героини, которые, впрочем, закономерно выпадают из патриархально-маскулинной матрицы, изучаемой режиссёром из фильма в фильм. Сильно выпадает из интонации и кадра героиня Юлии Хлыниной, но и её брат-кадет в исполнении Павла Табакова слишком крохотный для этого шапито офицерской и дворянской чести. Они нужны в качестве робкой светотени, обреченного взгляда в окно, составляющих робкую оппозицию к мраку, которым окружает себя персонифицированное зло - человек с неподвижным лицом. В его «воландовской» свите - талисман Мизгирева Дмитрий Куличков, Франциска Петри с бесконечным отчаянием в голосе и великий Мартин Вуттке в гриме престарелого Щелкунчика.

Литературных аналогий можно наскрести целый арсенал, но для «Дуэлянта» есть еще одна важная - кинематографическая. Помимо дежурного сравнения с «Шерлоком Холмсом» Гая Ричи (а структура финальной дуэли позаимствована из его же «Агентов А.Н.К.Л.»), лента Мизгирева в большей степени заслуживает параллели с «Олдбоем» Пак Чхан-Ука - другим парафразом «Графа Монте-Кристо», наследующим вдобавок манге-первоисточнику. Ради ссылки на него в «Дуэлянте», кажется, и выдирают зуб, заодно утверждая торжество графичности, вызывающей ассоциации от живописи до комиксов. Так и «Дуэлянт» балансирует на лезвии: блокбастер, который ненавидит блокбастеры, авторский стиль за солидные деньги, бубен, барабан, бубен, барабан, главное - дышать.

«Дуэлянт» в прокате с 29 сентября.


Подписаться на рассылку новостей
фильмы

обсуждение >>

№ 7
ber-104   10.04.2017 - 19:35
Фильм очень понравился. Актёры все на высоте Смотрю до конца не отрываясь. читать далее>>
№ 6
Океания Океания   9.04.2017 - 21:52
В восхищении от сынули,Олега Табакова, Павла! Как же ему идут роли, эпохи Царской России! Очаровательный и очень милый, одаренный актер! Мои аплодисменты! Фильм Дуэлянт,смотрю на одном... читать далее>>
№ 5
atom   9.04.2017 - 20:54
Пациент Фильм скорее мертв, чем жив. Разочарованный выдох. читать далее>>
№ 4
Евгения Вячеславовна Н. (Старый Оскол)   19.10.2016 - 21:58
... Эт - самое главное! :)) Вдох первый! :))) - ... На спине героя нет татуировки химеры! :)))) Это тату в традиционном изображении священного животного - собаки :))))) Естественно, что... читать далее>>
№ 3
Katya Berezina   1.10.2016 - 23:06
Браво, потрясающая рецензия! Все очень точно и метко! читать далее>>
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

притча, трагикомедия
Россия, 2017
комедия, семейное кино
Россия, 2017
драма, социальная драма
Россия, 2017
биография, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2017
комедия
Франция, 2017
мистика, фильм ужасов
Канада, США, 2016
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
США, 2017
драма, комедия
Франция, 2016
комедия, семейное кино
Франция, 2017
криминальный фильм, триллер
США, 2017
все фильмы в прокате >>