Главная / Российские режиссеры / Р / Эльдар Рязанов / биография

Эльдар Рязанов фотографии

дата рождения: 18.11.1927


Музыкальные киновечера в «Эльдаре»Музыкальные киновечера в «Эльдаре»

В Киноклубе с 13 по 18 октября пройдут «Музыкальные истории «Мосфильма»».

«Московская премьера»: все самое лучшее«Московская премьера»: все самое лучшее

Открытие самого зрительского столичного кинофестиваля

Андрей Рублёв, человек из мрамораАндрей Рублёв, человек из мрамора

Рожденные в оттепель

все статьи

интернет-магазин

Купить фильмы:

Жестокий романс

Дайте жалобную книгу

Андерсен. Жизнь без любви

Дорогая Елена Сергеевна!

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Купить саундтреки:

Жестокий романс

Ирония судьбы, или С лёгким паром!

все фильмы

биография

Рязанов Эльдар Александрович

Родился 18 ноября 1927 года в Самаре.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (26.11.1965).
Народный артист РСФСР (28.03.1974).
Народный артист СССР (25.07.1984).

Эльдар Рязанов с детства любил читать, собирался стать писателем, мечтал о путешествиях. После окончания десятилетки он даже отправил письмо - заявление в Одесское мореходное училище. Но шла война, и ответа он не дождался.
Волею случая Рязанов стал студентом 1-го курса ВГИКа (мастерская Григория Михайловича Козинцева). Среди педагогов был и великий Сергей Эйзенштейн, который "выделил" юного Рязанова и оказал огромное влияние на него.
В 1950 году окончил ВГИК, защитившись (совместно с однокурсницей З.П. Фоминой) документальной лентой "Они учатся в Москве". Молодые режиссёры получили диплом с отличием. На протяжении пяти лет работал в документальном кино. Он снимал киносюжеты для киножурналов "Пионерия", "Советский спорт", "Новости дня", несколько выпусков смонтировал целиком. Он также сделал киноочерки "Дорога имени Октября" (с Л. Дербышевой, 1951), "На первенство мира по шахматам" (1952), "Твои книжки" (с З.П. Фоминой), "Недалеко от Краснодара" (оба - 1953), "Остров Сахалин" (с В.В. Катаняном, 1954).
В 1955 году стал режиссёром киностудии "Мосфильм" и поставил (с С.Н. Гуровым) первый советский широкоэкранный фильм-ревю "Весенние голоса", в котором были и игровые эпизоды. А через год известнейший советский комедиограф, руководитель киностудии "Мосфильм" Иван Александрович Пырьев буквально заставил Рязанова взяться за кинокомедию. У Пырьева было подлинное продюсерское чутье: фильм "Карнавальная ночь" (1956) имел колоссальный успех. Знаменитый Игорь Владимирович Ильинский сыграл одну из своих лучших ролей - бюрократа Огурцова, а исполнительница главной роли, молодая актриса Людмила Гурченко стала кинозвездой. Песни композитора А. Лепина напевала вся страна! Трудно поверить, что Эльдар Александрович пытался четыре раза отказаться от постановки - но преодолеть плотную "опеку" Пырьева, к счастью, ему не удалось.
В последующие несколько лет Рязанов показал, насколько разнообразно его комедийное дарование. Он поставил лирическую комедию "Девушка без адреса" (1957), героическую комедию "Гусарская баллада" (1962), бытовую комедию "Дайте жалобную книгу" (1964), эксцентрическую комедию "Невероятные приключения итальянцев в России" (1974). А в 1961 году сделал две сатирических ленты: "Как создавался Робинзон" (по одноименному рассказу И. Ильфа и Е. Петрова, новелла в комедийном альманахе "Совершенно серьёзно") и "Человек ниоткуда" (1961, в прокате почти не шёл из-за цензурного запрета). В "Человеке ниоткуда" успешно дебютировали С.Ю. Юрский и А.Д. Папанов. Папанов, уже известный в театральном мире, сыграл в фильме четыре роли, развеяв тем самым миф о своей "некиногеничности". В создании фильма "Гусарская баллада" большую помощь Э.А. Рязанову снова оказал И.А. Пырьев, добившийся разрешения постановки и уговоривший сниматься в роли поручика Ржевского Ю.В. Яковлева. Самому Эльдару Александровичу стоило огромных усилий убедить киноначальство, что лучшая кандидатура на роль М.И. Кутузова - И.В. Ильинский, что фильм вовсе не искажает русскую историю, а романтизирует её. Пьесу А.К. Гладкова "Давным-давно", послужившую драматургической основой для фильма, Рязанов сократил, в то же время ему пришлось дописать несколько стихотворных эпизодов. Сделано это было настолько корректно и в стиле диалогов пьесы, что не вызвало у автора никаких возражений.
В 1960-е годы стал складываться коллектив творческих единомышленников Э.А. Рязанова: сценарист Э.В. Брагинский, композитор А.П. Петров, оператор В.Д. Нахабцев, актеры Ю.В. Яковлев, А.А. Миронов, Е.А. Евстигнеев, В.И. Талызина, позднее - Л.М. Ахеджакова, А.В. Мягков, О.В. Басилашвили, В.И. Гафт...
Можно с полным основанием утверждать, что одна из лучших картин Э.А. Рязанова — "Берегись автомобиля" (1966). Несмотря на то, что фильм был основан на городском анекдоте про благородного угонщика машин, в нем точно прописаны все жизненные коллизии, характеры и диалоги. Целую галерею разноплановых, узнаваемых персонажей создали великолепные актеры И.М. Смоктуновский, Е.А. Евстигнеев, А.Д. Папанов, А.А. Миронов, О.Н. Ефремов, О.А. Аросева, Г.Б. Волчек и другие. Все это, а ещё — замечательная музыка А.П. Петрова сделали фильм воистину нестареющим.
Самую широкую зрительскую аудиторию неизменно привлекали и дальнейшие работы Э.А. Рязанова: "Зигзаг удачи" (1968), "Старики-разбойники" (1972), "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1975, телефильм), "Служебный роман" (1977), "Вокзал для двоих" (1982), Его комедийный талант, жизнелюбие, наблюдательность и понимание интересов массового зрителя раскрылись в жанре "городской сказки".
Невероятный или эстравагантный сюжет постановщик нагружает в реальную бытовую среду. В результате получается необычный сплав условного и жизненного. К особенностям режиссерского почерка Э.А.Рязанова относится переплетение смешного и грустного, веселого и печального. Его любимый жанр трагикомедия. Почти все его фильмы напоены музыкой и стихами.
Определенную черту в творчестве Рязанова подвели фильмы "Гараж" (1979) и "О бедном гусаре замолвите слово" (1980, телефильм), оба остро критические по отношению к тогдашней действительности.
В 80-90-е годы Рязанов работал так же интенсивно, как и прежде. Он снял фильм "Жестокий романс" (1984, по мотивам пьесы А.Н. Островского "Бесприданница"), вызвавший бурную полемику в прессе, а также "Забытую мелодию для флейты" (1987), "Дорогую Елену Сергеевну" (1988), "Небеса обетованные" (1991), "Предсказание" (1993), "Привет, дуралеи!" (1997), "Старые клячи", "Тихие омуты" (оба - 2000).
Эльдар Александрович создал свой кинематограф, дал "путевку в жизнь" многим молодым актерам, по-новому открыл актеров известных. С ним любят работать кинематографисты, его обожают зрители. Он состоялся также и как писатель, и как драматург. Э.А. Рязанов был соавтором сценариев многих своих фильмов, написал несколько пьес. Опубликованы его книги "Грустное лицо комедии" (1977), "Зигзаг удачи" (1969, с Э.В. Брагинским), "Эти несерьезные, несерьезные фильмы" (1977), "Смешные невеселые истории. Комедии для кино и телевидения" (1979, с Э.В. Брагинским), "Неподведенные итоги" (1983, книга выдержала несколько изданий), сборник стихов "Ностальгия", ряд других.
В 1979-1985 годах Эльдар Александрович прославился также в качестве ведущего телепередачи "Кинопанорама". Кроме того им создано более двухсот авторских телевизионных программ. Наиболее популярными стали телевизионные циклы "Восемь девок, один я", "Белоснежка и семь гномов", "Разговоры на свежем воздухе" и "Парижские тайны Эльдара Рязанова". Он преподавал на Высших курсах режиссёров и сценаристов (среди его учеников - режиссёры Ю.Б. Мамин, И.В. Дыховичный, Е. Цымбал, И. Фридберг).

В 2002 году стал президентом Российской академии кинематографических искусств «Ника».

23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб задуман, по выражению самого Рязанова, как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли как российских, так и зарубежных режиссёров, проходят творческие встречи, концерты.

Автор поэтического сборника "Внутренний монолог", книги воспоминаний "Неподведенные итоги".
призы и награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 июля 2008).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (20 июня 1996).
Два ордена Трудового Красного Знамени (1969, 1977).
Орден Дружбы народов (1987).
Орден Искусств и литературы (Франция).
Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1998).
Кавалер Золотого Почётного знака «Общественное признание» (1999).
Государственная премия СССР (1977, за фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1979, за фильм «Служебный роман»).
Премия «Ника» в номинации «Лучшая режиссура» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные».
Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за 1991 год, фильм «Небеса обетованные».
Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» за 2006 год.
Премия «Триумф» (2006).
Премия «ТЭФИ» (Спец. приз, 1997).
МКФ в Канне (Приз за д/ф «Остров Сахалин», 1955).
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Карнавальная ночь», 1957).
ВКФ в номинации «Первый приз среди комедий» за 1958 год.
ВКФ (Вторая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Карнавальная ночь», 1958).
МКФ комедийных фильмов в Вене (Диплом жюри, фильм «Гусарская баллада», 1963).
МКФ в Сиднее (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966).
МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1966).
МКФ в Мельбурне (Почетный диплом, фильм «Берегись автомобиля», 1967).
ВКФ (Спец. приз «За вклад в развитие советской кинокомедии», 1983).
ВКФ (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Вокзал для двоих», 1983).
Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (Приз «Варшавская сирена», фильм «Вокзал для двоих», 1984).
МКФ в Дели (Гран-при «Золотой павлин», фильм «Жестокий романс», 1985).
МКФ в Мадриде (Гран-при, фильм «Небеса обетованные», 1992).
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2000).
ОКФ «Киношок» в Анапе (Гран-при «Золотая лоза» за лучший полнометражный игровой фильм, фильм «Тихие омуты», 2000).
КФ русских фильмов в Онфлёре (Гран-при, фильм «Старые клячи», 2001).
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, фильм «Ключ от спальни», 2003).
КФ «Московская премьера» (Второй приз, фильм «Ключ от спальни», 2003).
ОРКФ в Сочи «Кинотавр» (Приз Президентского совета, фильм «Ключ от спальни», 2003).
Царскосельская художественная премия (2005).
КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Гран-при, Приз прессы, фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007).
КФ «Московская премьера» (Приз «За вклад в московское кино, создание экранного образа нашей столицы, служение её красоте на протяжении 50 лет профессиональной кинематографической деятельности», 2007).
РКФ «Литература и кино» в Гатчине (Гран-при «Гранатовый браслет», фильм «Андерсен. Жизнь без любви», 2007).
Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (2007).
Орден Чести (Грузия, 2008).
17-й МКФ «Золотой Витязь» (Золотая медаль Сергея Федоровича Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф», 2008).
Национальная премия «Россиянин года» (2008).
Почетный гражданин Самары (2012).

последнее обновление информации: 09.07.14


Берегись автомобиля
Берегись автомобиля
Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Вокзал для двоих
Вокзал для двоих

перейти к полной фильмографии
Эльдар Рязанов 
фотографии
Увеличить
1948 год. Вениамин Дорман, Григорий Аронов, Эльдар Рязанов (публикация журнала "Биография", март 2010 года)
Увеличить
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
Орхан А.  (Санкт-Петербург)  16.10.2014 01:33
№226 знаток 1990 Ну да то драма то мелодрама то сатира то трагикомедия но мне и в голову не приходило их сравнивать у каждого свой мир и каждый по своему красивДа, Вы правы, в очередной раз с Вами согласен.... >>
Рашн  (Москва)  16.10.2014 00:34
№225 Орхан А. У Рязанова часто идёт смесь различных жанров, . Так ведь о нем так и написано в биографии, что великий знаток интересов массового зрителя. А что нужно толпе всем известно - побольше водки,... >>
знаток 1990  (Молодогвардейск,)  10.10.2014 22:33
Ну да то драма то мелодрама то сатира то трагикомедия но мне и в голову не приходило их сравнивать у каждого свой мир и каждый по своему красив >>
Орхан А.  (Санкт-Петербург)  10.10.2014 21:32
У Рязанова часто идёт смесь различных жанров, смесь мажорной и минорной ноты, за исключением упомянутых "Итальянцев", а у Гайдая иначе. Хотя оба режиссёра для меня равноценны. >>
знаток 1990  (Молодогвардейск,)  10.10.2014 20:46
У Рязанова кроме "Невероятных приключений итальянцев в России" "Чистых" комедий в творчестве нет у Гайдая почти все комедии "Чистые" №222 Алоис Все хвалят за комединые фильмы... >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 216
Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь




ревью

«20 000 дней на Земле» Яна Форсиса и Джейн Поллард«20 000 дней на Земле» Яна Форсиса и Джейн Поллард

Внутри Ника Кейва

Тина Фей и Марго Робби фильме «Маневры Талибана»Тина Фей и Марго Робби фильме «Маневры Талибана»

Красотки сыграют в «чёрной» военной комедии.

Стив Карелл в фильме о поглупевшем миреСтив Карелл в фильме о поглупевшем мире

Сценарист картины «Вечное сияние чистого разума» готовит новый проект.

Первый тизер «Елки 1914»Первый тизер «Елки 1914»

Премьера ролика новогодней комедии.

Грета Гервиг и Жюли Дельпи снимутся вместеГрета Гервиг и Жюли Дельпи снимутся вместе

Актрисы сыграют в сиквеле фильма «Добро пожаловать в кукольный дом».

Пять фильмов неделиПять фильмов недели

Видеорекомендация от телеканала 2Х2

«Город героев»«Город героев»

Оч.умелые ручки