Реальная белка

Реальная белка

Главная / Советские режиссеры / Ш / Михаил (Моисей) Швейцер / биография

Михаил (Моисей) Швейцер фотографии

16.02.1920 - 02.06.2000


Смотреть фильмы онлайн бесплатно, без регистрацииСмотреть фильмы онлайн
Андрей Рублёв, человек из мрамораАндрей Рублёв, человек из мрамора

Рожденные в оттепель

Краудфандинговый проект Музея киноКраудфандинговый проект Музея кино

Вместе с краудфандинговой платформой Планета Музей кино к своему 25-летию планирует организовать выставку эскизов Ганны Ганевской.

Станет ли «Александр Невский» лучше или хуже?Станет ли «Александр Невский» лучше или хуже?

Компания «Формула цвета» собирается колоризовать киношедевр Сергея Эйзенштейна.

все статьи

интернет-магазин

Купить фильмы:

Крейцерова соната

Маленькие трагедии

Воскресение

Случай в вулкане

Время, вперёд!

все фильмы

биография

Швейцер Михаил (Моисей) Абрамович

16 февраля 1920, Пермь — 2 июня 2000, Москва.

Кинорежиссёр, сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965).
Народный артист РСФСР (7 января 1977).
Народный артист СССР (3 мая 1990).

Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С.М. Эйзенштейна).
В 1941-1942 годах — ассистент режиссёра ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм» (в 1951-1953 годах — режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии). Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б.А. Бунеевым и А.М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А.Н. Рыбакову, с В.Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В.Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла».

Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссеру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперёд» по В.П. Катаеву, совместно с С.А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Маккинли», по Л.М. Леонову, 1975, Государственная премия СССР, 1977) находить, кроме аттракционности и заостренности стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи.

В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л.Н. Толстого («Воскресение», 1960-1962; «Крейцерова соната», с Милькиной, 1987, Государственная премия РСФСР, 1989), И.А. Ильфа и Е.П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А.П. Чехова («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А.С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1980) и Н.В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты — до печальной, драматической, даже трагической.

В последнее десятилетие своей жизни, тяжёлое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живёте караси?» (1992, совместно с Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини» (1993, совместно с Милькиной) с Людмилой Гурченко в единственной роли.

Похоронен режиссёр на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы.
призы и награды
1977 — Государственная премия СССР — за фильм «Бегство мистера Мак-Кинли» (1975).
1989 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых — за фильм «Крейцерова соната» (1987).
1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Специальная премия за творчество).
1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Спец. приз жюри «За последовательное служение искусству и зрителю» в конкурсе «Кино для всех»).
1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Приз за творческий вклад в киноискусство в Большом конкурсе, фильм «Как живете, караси?»)
1995 — Премия «Золотой Овен».
1998 — Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (12 января 1999).
1999 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
Орден Почёта (28 декабря 1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 марта 2000).

последнее обновление информации: 13.09.13


Время, вперёд!
Время, вперёд!
Бегство мистера Мак-Кинли
Бегство мистера Мак-Кинли
Мёртвые души
Мёртвые души

перейти к полной фильмографии
"Чтобы помнили", глава 25 "Станислав Хитров", 1996 год
Увеличить
"Чтобы помнили", глава 60 "Владимир Басов", 1999 год
Увеличить
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.
РУСЛАН ГОРШТЕЙН  (МОСКВА)  16.02.2014 11:27
Помним. >>
РУСЛАН ГОРШТЕЙН  (МОСКВА)  2.06.2013 18:37
Светлая добрая память Михаилу Швейцеру. >>
сергей сергеевич дядя  (соликамск)  16.02.2013 11:19
золотой теленок и маленькие трагедии - лучшее что сделано этим человеком. >>
александр л. ясень (горелов )  (москва)  3.12.2012 00:10
...Истинное величие любого Мастера всегда сосоит из неких "мелочей", которые всегда - далеко не "молочёвка". Глупо говорить об высочайшем уровне профессионализма одного из лучших(и... >>
Вятич Андрей  (Москва)  23.07.2012 16:51
Когда смотришь любой фильм Михаила Абрамовича Швейцера становишся умнее, добрее. Его творчество - воплощенная мудрость. Чувства переполняют. Швейцер - гений, и этим все сказано. >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 18
Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь



ревью

Я только хочу, чтобы вы меня любилиЯ только хочу, чтобы вы меня любили

Ксавье Долан: от «Я убил свою маму» до «Тома на ферме»

«Новый Человек-паук: Высокое напряжение». Премьера в Москве«Новый Человек-паук: Высокое напряжение». Премьера в Москве

17 апреля, в кинотеатре «Каро Фильм Октябрь» состоялась российская премьера фантастического экшна.

«Саботаж»«Саботаж»

Седина в голову - бес в ребро

Следующий фильм Леонардо ДиКаприоСледующий фильм Леонардо ДиКаприо

Актер снимется в вестерне Алехандро Гонсалеса Иньярриту.

Круглый стол и мастер-классы на фестивале «Движение»Круглый стол и мастер-классы на фестивале «Движение»

«От чего зависит качество российского кино?», Эдуард Артемьев, «Дебют – преимущества и ошибки первого фильма» и кое-что ещё.

«Кураж»«Кураж»

Обескураживающий байопик Пугачевой

Игорь Волошин: «Этот фильм не похож ни на что»Игорь Волошин: «Этот фильм не похож ни на что»

Игорь Волошин о Майкле Мэдсене, русских комедиях, ранних фильмах Тарантино, бас-гитаре «Урал» и возможном сиквеле.