Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Кино в руках советской власти представляет огромную, неоценимую силу (И.Сталин)

Хроника кино >>

Начиная с 1930-х годов кино стало любимым зрелищем миллионов. Оставить "без присмотра" такое мощное средство воздействия на умы и души советских людей Сталин, конечно, не мог. Поэтому в Кремль на личный досмотр к вождю доставлялись практически все художественные киноленты.
В январе 1935 года, «Правда» опубликовала приветствие Сталина по случаю 15-летия советского кино, направленное на имя возглавлявшего Главное управление кинематографии Б. Шумяцкого: «Привет и наилучшие пожелания работникам советской кинематографии в день ее славного пятнадцатилетия.
Кино в руках советской власти представляет огромную, неоценимую силу. Обладая исключительными возможностями духовного воздействия на массы, кино помогает рабочему классу и его партии воспитывать трудящихся в духе социализма, организовывать массы на борьбу за социализм, подымать их культуру и политическую боеспособность.
Советская власть ждет от вас новых успехов — новых фильмов, прославляющих подобно «Чапаеву» величие исторических дел борьбы за власть рабочих и крестьян Советского Союза, мобилизующих на выполнение новых задач и напоминающих как о достижениях, так и о трудностях социалистической стройки.
Советская власть ждет от вас смелого проникновения ваших мастеров в новые области «самого важного» (Ленин) и самого массового из искусств — кино.
И. Сталин».
Вот так ещё раз кинематографистам напомнили о самой важной их задаче -настраивать народ на правильный взгляд в светлое будущее, сообщать и объяснять цели индустриализации, агитировать за абсолютно непопулярную в крестьянстве коллективизацию. Могли ли сметь кинематографисты не откликнуться на этот призыв?
В 1935 году кинодраматург Александр Ржешевский принес Эйзенштейну сценарий фильма «Бежин луг». В замысле и названии был использован рассказ Тургенева, в основу сюжета легла нашумевшая история Павлика Морозова, пионера из зауральского села, который разоблачил своего отца-контрреволюционера. По официальной версии, его вместе с младшим девятилетним братом убили близкие родственники за то, что разоблачил своего отца-кулака.
Сценарием заинтересовался Сергей Эйзенштейн и сразу заявил о своем желании поставить эту картину. Он создавал фильм о коллективизации, стараясь поднять сомнительную историю доноса пионера на своего подкулачника-отца ДО высот трагического борения эпох и поколений. Показывая жестокость и насилие в период коллективизации, авторы перестарались. Стало видно, что насилие ничем не оправдано, хотя они и пытались объяснить, что причина жестокости - не в новой власти, а в закоренелой культурной отсталости крестьян. В сущности, стремление авторов морально оправдать необходимость насилия только обнажило всю бесчеловечность происходящего.
17 марта 1937 года приказом по Главному управлению кинематографии работы по постановке фильма «Бежин луг» были приостановлены, а Борис Шумяцкий, выполняя личное поручение И.В. Сталина, опубликовал 19 марта 1937 года в газете «Правда» разгромную статью о фильме «Бежин луг». В своей статье Борис Шумяцкий обвинял Эйзенштейна в том, что он сделал из мальчика «мистического» героя вместо того, чтобы «придерживаться экономических основ и фактов».
От создателей фильма «Бежин луг» потребовали, как тогда выражались, публичного покаяния. Эйзенштейн заявил, что он готов каяться немедленно, но власти это не устраивало. Им нужно было шумное судилище. В журналах и газетах началась травля режиссера. Негативы фильма были смыты, и остались лишь отдельные кадры-срезки.

По материалам:
Публикация журнала "Советский экран" № 14, 1989 год
Автор - А.Латышев

Публикация газеты "Совершенно секретно", август 2007 года
Автор - Николай Ямской

«Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова» Юрий Дружников
Подписаться на рассылку новостей
Хит времен перестройки

Хит времен перестройки

Первый (закрытый!!) показ фильма Станислава Говорухина "Россия, которую мы потеряли" состоялся на киностудии "Мосфильм" 13-го апреля 1992 года. Это был первый постсоветский фильм, где была сделана попытка пересмотреть советскую идеологию и найти "русскую национальную идею", своего рода публицистический хит времен перестройки.
«Волчья стая». Съемки

«Волчья стая». Съемки

На «Мосфильме» полным ходом идут съемки восьмисерийного телевизионного фильма, основанного на романе Александра Бушкова «Волчья стая».
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
24 июня
Первый канал
24 июня
Первый канал
24 июня
Домашний
24 июня
Россия 1
25 июня
Домашний
26 июня
Россия 1
30 июня
Первый канал